Файл: Сейчас библиотека принимает своих читателей в современном помещении.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Краткая характеристика организации, на базе которой проходит стажировка
Шлиссельбургская городская библиотека имени поэта М.А. Дудина - одна из старейших общественных (публичных) библиотек в Ленинградской области была открыта 2 февраля 1900 года при городском училище по инициативе местной интеллигенции.
Сейчас библиотека принимает своих читателей в современном помещении
– в двух залах размещены детский и взрослый абонементы, имеются запасники для дублетного фонда. Библиотека насчитывает 4000 читателей,
а книжный фонд составляет около 45 000 экземпляров. Шлиссельбургская городская библиотека живет насыщенной творческой жизнью, участвует в общегородских программах, в рамках которых проводятся мероприятия,
посвященные памятным датам и праздникам: концерты, творческие встречи с деятелями искусства – поэтами, композиторами, актерами,
художниками.
Когда библиотека только начала свое существование, она была платной,
так как на тот момент в Шлиссельбурге найти частного богатого спонсора не было возможности. И ей приходилось выживать за счет пожертвований,
платы за чтение книг, сборов с публичных чтений, концертов, спектаклей,
пособий, выделяемых земством.
В фонде библиотеки было 445 книг, 16 журналов и 3 газеты. Книги выдавались каждый день в течение всего лишь трех часов. Находясь в закутке при Высшем начальном училище, библиотека обслуживалась добровольцами, труд которых не оплачивался. Несмотря на то, что библиотека была общедоступна, посетителей было не много из-за высокой платы за выдачу книг.
В 1911 году на Первом Всероссийском библиотечном съезде в Петербурге,
было предложено полностью отменить плату за пользование книгами.
Однако, из-за недостаточного количества средств у органов местного самоуправления, это оказалось невозможным. Ситуация не менялась вплоть до Октябрьской революции. С 17 июля по 1 сентября 1914 года
Шлиссельбургская библиотека была полностью закрыта, поскольку помещение, в которой она располагалась, было занято для нужд мобилизации в связи с началом Первой мировой войны.
В 1930-е годы основным направлением работы библиотеки стало оказание помощи в деле самообразования трудящихся, пропаганда достижений советского народа в годы первых пятилеток, привлечение читателей к
изучению материалов съездов и пленумов руководящих органов большевистской партии.
Во время немецкой оккупации здание библиотеки, расположенной в тот момент в 2-этажном деревянном здании – в доме №2 на Красном проспекте, было полностью разрушено. Фонд библиотеки, насчитывающий
45 тысяч экземпляров, уничтожен.
В 1946 она вновь распахнула свои двери для своих читателей в доме №18
по Староладожскому каналу (в здании кинотеатра «Победа», построенного немецкими военнопленными.)
В конце 1950-х годов библиотека переехала на улицу Жука в здание городской администрации, заняв весь первый этаж.
В начале 1960-х годов в систему работы библиотеки были внесены прогрессивные реформы в обслуживании читателей. Если раньше доступ к книгам ограничивался, и книги посетителям выносили библиотекари, то теперь каждый желающий мог свободно подходить к полкам и выбирать любые книги.
В этот период началось тесное сотрудничество библиотеки с музеями. Так
Русский музей передал ряд репродукций картин выдающихся живописцев.
Был налажен контакт с научными сотрудниками Музея истории
Ленинграда (Петропавловской крепости), чьим филиалом является крепость Орешек. В тот период на территории Орехового острова как раз проводились интенсивные раскопки.
В библиотеке также работал литературный клуб, который выпускал рукописный журнал «Весна», а в конце 1960-х годов был открыт «Клуб любителей поэзии», в нем устраивались встречи с писателями и журналистами. С 1974 года в библиотеке, с помощью Музея истории
Ленинграда, был создан краеведческий клуб «Историк».
В 1980 году библиотеке вновь пришлось переехать. Из-за аварии трубопровода первый этаж здания, в котором находилась библиотека,
полностью затопило, в помещении обвалились потолки. И снова библиотека переехала. На это раз в здание Никольской церкви, которое в начале 1980-х находилось в плачевном состоянии.
В годы перестройки (1986-1991) библиотека освободилась от обязательных мероприятий по идеологической пропаганде, в ней появились книги ранее запрещенных авторов. Большим спросом начали пользоваться литературно-художественные журналы, в которых печатались острые статьи, поднимались самые актуальные проблемы того времени.
Во время немецкой оккупации здание библиотеки, расположенной в тот момент в 2-этажном деревянном здании – в доме №2 на Красном проспекте, было полностью разрушено. Фонд библиотеки, насчитывающий
45 тысяч экземпляров, уничтожен.
В 1946 она вновь распахнула свои двери для своих читателей в доме №18
по Староладожскому каналу (в здании кинотеатра «Победа», построенного немецкими военнопленными.)
В конце 1950-х годов библиотека переехала на улицу Жука в здание городской администрации, заняв весь первый этаж.
В начале 1960-х годов в систему работы библиотеки были внесены прогрессивные реформы в обслуживании читателей. Если раньше доступ к книгам ограничивался, и книги посетителям выносили библиотекари, то теперь каждый желающий мог свободно подходить к полкам и выбирать любые книги.
В этот период началось тесное сотрудничество библиотеки с музеями. Так
Русский музей передал ряд репродукций картин выдающихся живописцев.
Был налажен контакт с научными сотрудниками Музея истории
Ленинграда (Петропавловской крепости), чьим филиалом является крепость Орешек. В тот период на территории Орехового острова как раз проводились интенсивные раскопки.
В библиотеке также работал литературный клуб, который выпускал рукописный журнал «Весна», а в конце 1960-х годов был открыт «Клуб любителей поэзии», в нем устраивались встречи с писателями и журналистами. С 1974 года в библиотеке, с помощью Музея истории
Ленинграда, был создан краеведческий клуб «Историк».
В 1980 году библиотеке вновь пришлось переехать. Из-за аварии трубопровода первый этаж здания, в котором находилась библиотека,
полностью затопило, в помещении обвалились потолки. И снова библиотека переехала. На это раз в здание Никольской церкви, которое в начале 1980-х находилось в плачевном состоянии.
В годы перестройки (1986-1991) библиотека освободилась от обязательных мероприятий по идеологической пропаганде, в ней появились книги ранее запрещенных авторов. Большим спросом начали пользоваться литературно-художественные журналы, в которых печатались острые статьи, поднимались самые актуальные проблемы того времени.
В 1990-е годы стали возрождаться храмы. Это коснулось и Никольской церкви, в которой возобновились церковные службы, и дальнейшее нахождение библиотеки в стенах церкви стало невозможным.
Еще в 1988 году известный поэт, депутат Верховного Совета РСФСР и общественный деятель Михаил Дудин ходатайствовал о выделении для библиотеки нового помещения.
8 октября 1990 года детский зал библиотеки переехал в здание бывшей восьмилетней школы в дом №8 по Затонной улице, а взрослый – в новое
12-ти этажное здание Дома молодого специалиста (чаще его называли Дом молодежи) - в дом №1 по улице Староладожский канал.
В 1999 году детский зал переехал к взрослому на Староладожский канал,
объединившись вместе под одной крышей. С тех пор переезды и скитания городской библиотеки по Шлиссельбургу закончились.
16 ноября 2016 года библиотеке было присвоено имя поэта М.А. Дудина.
2. Цели и задачи стажировки
Цель стажировки заключается в отработке навыков деятельности библиотекаря в городской библиотеке или информационно-библиотечном центре образовательной организации.
Задачи :
– овладеть умением проводить эффективную библиотечную работу в библиотеке или информационно-библиотечном центре образовательной организации;
– закрепить умение работать с библиотечным фондом образовательной организации;
– совершенствовать навыки применения современных технологий при работе с библиотечными фондами, организации информационной среды и проведения внеучебных занятий и мероприятий в общеобразовательной организации;
– развивать способности к профилактике и разрешению сложных организационных, образовательных, психологических и эмоциональных ситуаций;
3. План стажировки
№ Планируемые формы работы
Сроки проведения
1
Ознакомление с документацией по проведению стажировки
13.03.2023 2 Установление даты проведения стажировки
13.03.2023 3 Изучение литературы по теме стажировки
13.03.2023 4 Подготовка плана проведения стажировки
13.03.2023 5 Проведение стажировки
13.03.2023
-
17.03.2023 6 Подготовка отчета о прохождении стажировки
14.03.2023
-
17.03.2023 4. Содержание стажировки (заполняется ежедневно)
Дата
Вид деятельности
Примечание
Знакомство с библиотекой –
базой практики
В процессе знакомства с библиотекой и экскурсией установлено:
- история библиотеки;
- состав читателей;
- основные направления деятельности библиотеки;
- фонд библиотеки (какие виды документов ведутся в библиотеке,
организация фонда, виды расстановки,
организация открытого доступа);
- организация обслуживания на абонементе и в читальном зале;
- состав справочно- библиографического аппарата библиотеки.
Управление библиотекой
Изучение основных регламентирующих документов библиотеки
(Устава, Положения о
библиотеке,
правил пользования библиотекой,
должностной инструкции и т.д.)
Планирование библиотечной деятельности, методическая деятельность
Знакомство с планом работы библиотеки:
- наличие годового плана работы городской библиотеки и приложения к нему;
- совместный план работы со школой и детскими садами;
- изучение методических материалов, имеющихся в библиотеке.
Изучение и
учет библиотечного фонда
Изучение количественного анализа фонда – процент прироста фонда за год,
процент выбытия, определение средних показателей в работе библиотеки.
Изучение системы отчетных документов:
- книга суммарного учета библиотечного фонда –
поступление документов;
- инвентарная книга;
- составление акта списания книг (по ветхости или другим причинам)
- занесение данных о выбытии в раздел 2 «Книги суммарного учеты».
Занесение данных о списании в «Инвентарную книгу»
правил пользования библиотекой,
должностной инструкции и т.д.)
Планирование библиотечной деятельности, методическая деятельность
Знакомство с планом работы библиотеки:
- наличие годового плана работы городской библиотеки и приложения к нему;
- совместный план работы со школой и детскими садами;
- изучение методических материалов, имеющихся в библиотеке.
Изучение и
учет библиотечного фонда
Изучение количественного анализа фонда – процент прироста фонда за год,
процент выбытия, определение средних показателей в работе библиотеки.
Изучение системы отчетных документов:
- книга суммарного учета библиотечного фонда –
поступление документов;
- инвентарная книга;
- составление акта списания книг (по ветхости или другим причинам)
- занесение данных о выбытии в раздел 2 «Книги суммарного учеты».
Занесение данных о списании в «Инвентарную книгу»
Учет и отчетность библиотеки Изучение учетных форм,
использующихся в библиотеке.
Изучение отчета о работе библиотеки за прошедший учебный год:
- структура отчета (основные разделы);
- основные контрольные показатели библиотеки за отчетный период;
- наиболее интересные мероприятия по всем направлениям деятельности библиотеки.
Справочно- библиографический аппарат библиотеки
Изучение каталогов и картотек библиотеки.
Работа с одной из имеющихся картотек:
- изучение структуры картотеки;
- проверка правильности расстановки карточек;
- заполнение документов и расстановка карточек в картотеку.
Разработка библиотечного урока «Путешествие в мир
М.М. Пришвина»
Изучение подготовки и проведения библиотечного урока. Разработка темы,
формы урока, читательского назначения в соответствии с планом работы библиотеки.
В период подготовки урока подбор материал, составление сценария.
Оформление
книжной выставки.
Проведение библиотечного урока: «Путешествие в мир
М.М. Пришвина»
Проведение библиотечного урока: «Путешествие в мир
М.М. Пришвина» для учащихся 1 классов, с использованием технологий:
- Информационно- коммуникационные технологии;
- Личностно-ориентированная технология;
- Рефлексия.
План конспект мероприятия прилагается. ( Приложение 1)
Обслуживание читателей на абонементе и в читальном зале
Осуществление обслуживания читателей осуществляется по следующим шагам:
1.
прием и выдачу документов;
2.
проведение консультации во время записи читателей в библиотеку;
3.
проведение рекомендательной беседы,
также беседы о прочитанном;
4.
участие в подведении итогов работы за день
5.
Заполнение Дневника библиотеки.
Библиографическое информирование пользователей, формирование информационно-
Изучение картотеки абонементов и
тем библиографического информирования. Составление
Проведение библиотечного урока: «Путешествие в мир
М.М. Пришвина»
Проведение библиотечного урока: «Путешествие в мир
М.М. Пришвина» для учащихся 1 классов, с использованием технологий:
- Информационно- коммуникационные технологии;
- Личностно-ориентированная технология;
- Рефлексия.
План конспект мероприятия прилагается. ( Приложение 1)
Обслуживание читателей на абонементе и в читальном зале
Осуществление обслуживания читателей осуществляется по следующим шагам:
1.
прием и выдачу документов;
2.
проведение консультации во время записи читателей в библиотеку;
3.
проведение рекомендательной беседы,
также беседы о прочитанном;
4.
участие в подведении итогов работы за день
5.
Заполнение Дневника библиотеки.
Библиографическое информирование пользователей, формирование информационно-
Изучение картотеки абонементов и
тем библиографического информирования. Составление
библиографической культуры пользователей библиотеки информационного сообщения читателям библиотеки о новой литературе.
Работа с читателями:
консультирование по вопросам пользования традиционных каталогов и картотек,
заполнения требований на литературу.
5. Отчет о стажировке
По общему смыслу стажировка – закрепление теоретических знаний на практике. При этом в трудовом праве понятие стажировки применяется в разных формах. Так, стажировка является обязательной процедурой при обучении определенных работников требованиям охраны труда.
Стажировка может быть разновидностью дополнительного образования, и она применяется для повышения квалификации работника или получения им новых профессиональных знаний. Стажировка также может быть способом закрепления выпускниками учебных заведений полученных ими теоретических знаний на практике.
Стажировка основана на системно-деятельном методе организации деятельности библиотекаря в информационно-библиотечном центре образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС,
должностными инструкциями работников образования, а также федеральными и локальными нормативно-регулирующими документами.
В результате прохождения стажировки слушатель должен:
знать: современные методы и технологии проведения эффективной библиотечной работы с библиотечными фондами, а также в сфере организации информационной среды и проведения внеучебных занятий и мероприятий;
уметь: применять современные методы и технологии проведения эффективной библиотечной работы с библиотечными фондами, а также в сфере организации информационной среды и проведения внеучебных занятий и мероприятий;
Работа с читателями:
консультирование по вопросам пользования традиционных каталогов и картотек,
заполнения требований на литературу.
5. Отчет о стажировке
По общему смыслу стажировка – закрепление теоретических знаний на практике. При этом в трудовом праве понятие стажировки применяется в разных формах. Так, стажировка является обязательной процедурой при обучении определенных работников требованиям охраны труда.
Стажировка может быть разновидностью дополнительного образования, и она применяется для повышения квалификации работника или получения им новых профессиональных знаний. Стажировка также может быть способом закрепления выпускниками учебных заведений полученных ими теоретических знаний на практике.
Стажировка основана на системно-деятельном методе организации деятельности библиотекаря в информационно-библиотечном центре образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС,
должностными инструкциями работников образования, а также федеральными и локальными нормативно-регулирующими документами.
В результате прохождения стажировки слушатель должен:
знать: современные методы и технологии проведения эффективной библиотечной работы с библиотечными фондами, а также в сфере организации информационной среды и проведения внеучебных занятий и мероприятий;
уметь: применять современные методы и технологии проведения эффективной библиотечной работы с библиотечными фондами, а также в сфере организации информационной среды и проведения внеучебных занятий и мероприятий;
владеть: навыками применения современных методов и технологий проведения эффективной библиотечной работы с библиотечными фондами,
а также в сфере организации информационной среды и проведения внеучебных занятий и мероприятий.
Стажировка была организована по направлению профессиональной переподготовки «Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании».
Площадкой для проведения стажировки была Шлиссельбургская городская библиотека им. М.А. Дудина.
График проведения стажировки был составлен на основании графика работы библиотеки. Стажировка проводилась в период с 13 марта по 17
марта 2023г. Руководителем стажировки является Меликова Т.С., директор городской библиотеки им. М.А.Дудина.
На данный момент целью работы библиотеки является сохранение,
развитие и эффективное использование библиотечных ресурсов для обеспечения активной культурной жизни города, повышения информационного образования населения, обеспечения свободного доступа к информации всех категорий жителей города.
Задачи библиотеки:
– обеспечение доступности библиотечных услуг и фондов для читателей;
– формирование библиотечного фонда с учетом образовательных и культурных запросов разных категорий читателей;
– обеспечение сохранности библиотечного фонда;
– расширение контингента пользователей библиотекой;
– содействие образованию и воспитанию различных категорий жителей города путем совершенствования методов работы в библиотеке.
Основные направления работы библиотеки:
– сохранение и увеличение количества читателей;
– работа по качественному улучшению библиотечного фонда
а также в сфере организации информационной среды и проведения внеучебных занятий и мероприятий.
Стажировка была организована по направлению профессиональной переподготовки «Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании».
Площадкой для проведения стажировки была Шлиссельбургская городская библиотека им. М.А. Дудина.
График проведения стажировки был составлен на основании графика работы библиотеки. Стажировка проводилась в период с 13 марта по 17
марта 2023г. Руководителем стажировки является Меликова Т.С., директор городской библиотеки им. М.А.Дудина.
На данный момент целью работы библиотеки является сохранение,
развитие и эффективное использование библиотечных ресурсов для обеспечения активной культурной жизни города, повышения информационного образования населения, обеспечения свободного доступа к информации всех категорий жителей города.
Задачи библиотеки:
– обеспечение доступности библиотечных услуг и фондов для читателей;
– формирование библиотечного фонда с учетом образовательных и культурных запросов разных категорий читателей;
– обеспечение сохранности библиотечного фонда;
– расширение контингента пользователей библиотекой;
– содействие образованию и воспитанию различных категорий жителей города путем совершенствования методов работы в библиотеке.
Основные направления работы библиотеки:
– сохранение и увеличение количества читателей;
– работа по качественному улучшению библиотечного фонда
– сотрудничество с другими организациями города, района, области
(школы, детские сады, ДК, музей, общественные организации, библиотеки района);
– повышение качества библиотечных услуг;
– повышение комфортности и мер по обеспечению безопасности в библиотеке;
– дальнейшая модернизация библиотечного обслуживания
– дальнейшее улучшение материально-технической базы библиотеки
– распространение краеведческих знаний и информации.
Городская библиотека занимает изолированное помещение в многоквартирном жилом доме, с отдельным выходом. Включает в себя:
взрослый абонемент, детский абонемент, книгохранилище , читальный зал.
Взрослый абонемент, читальный зал и объединены. В читальном зале имеются 10 посадочных мест, оборудованные компьютерами, выставочные стеллажи с рекомендуемой литературой; оформлены книжные выставки;
стенды с информацией для пользователей.
Книжный фонд постоянно обновляется. Библиотечный фонд представлен художественной, документальной, научной и научно-популярной, учебно- методической, справочной литературой.
В библиотеке функционирует Информационный центр "Русский музей:
виртуальный филиал".
Количество посетителей насчитывает более 4000 человек. Количество зарегистрированных пользователей по состоянию на 13.03.2023
составляет 4997 человек.
Количество посещений в день (в среднем): 150 чел.
Количество книговыдач в день (в среднем): 400 шт..
Читаемость по прошлому году – 22,22%.
Основными читателями являются взрослое население города и учащиеся средней общеобразовательной школы: регулярно обращаются в библиотеку за материалом для подготовки рефератов, для подготовки к учебным занятиям, пользуются информационными ресурсами библиотеки. В
библиотеке имеется Wi-Fi, что позволяет пользователям библиотеки самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации в электронном виде.
В результате прохождения производственной практики в данной библиотеке мною были приобретены следующие практические навыки,
общие и профессиональные компетенции:
Управление библиотекой
Планирование библиотечной деятельности, методическая деятельность
Изучение и учет библиотечного фонда
Учет и отчетность библиотеки
Справочно-библиографический аппарат библиотеки
Обслуживание читателей на абонементе и в читальном зале
Библиографическое информирование пользователей,
формирование информационно-библиографической культуры пользователей библиотеки
Подготовка и проведение форм массового и индивидуального обслуживания разных категорий пользователей, а именно разработка и проведение библиотечного урока
Ведение деловых бесед
Использование информационных и коммуникационных технологий на различных этапах профессиональной деятельности
Просветительская работа среди разных категорий пользователей
Организация делового общения и формирование информационной культуры читателей
Общие выводы:
Библиотечно-информационный центр играет большую роль в учебно- воспитательном процессе для достижения целей образования и задач образовательных учреждений. Образовательной частью работы библиотеки является планомерное (в сотрудничестве с городскими образовательными учреждениями) обучение обучающихся навыкам работы с информацией.
В результате прохождения производственной практики в данной библиотеке мною были приобретены следующие практические навыки,
общие и профессиональные компетенции:
Управление библиотекой
Планирование библиотечной деятельности, методическая деятельность
Изучение и учет библиотечного фонда
Учет и отчетность библиотеки
Справочно-библиографический аппарат библиотеки
Обслуживание читателей на абонементе и в читальном зале
Библиографическое информирование пользователей,
формирование информационно-библиографической культуры пользователей библиотеки
Подготовка и проведение форм массового и индивидуального обслуживания разных категорий пользователей, а именно разработка и проведение библиотечного урока
Ведение деловых бесед
Использование информационных и коммуникационных технологий на различных этапах профессиональной деятельности
Просветительская работа среди разных категорий пользователей
Организация делового общения и формирование информационной культуры читателей
Общие выводы:
Библиотечно-информационный центр играет большую роль в учебно- воспитательном процессе для достижения целей образования и задач образовательных учреждений. Образовательной частью работы библиотеки является планомерное (в сотрудничестве с городскими образовательными учреждениями) обучение обучающихся навыкам работы с информацией.