Файл: Дисциплина Теории личности в клинической психологии Практическое задание 3, Модуль 2.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1377
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"
Программа профессиональной переподготовки
Клиническая (медицинская) психология со специализацией по патопсихологии (2030)
Дисциплина: Теории личности в клинической психологии
Практическое задание 3, Модуль 2. Теории личности
Выполнил:
слушатель Чикишева Ксения Андреевна
Преподаватель:
Перевязко Елена Александровна
г. Москва – 2023
Задание 1.
Оцените данный пример с позиции пирамиды Маслоу. Как, на ваш взгляд, выстраиваются потребности у героя примера, есть уровень, на котором они заблокированы? Если есть, то предположите, что может быть причиной блокировки определенных потребностей в его деятельности?
Мужчина, 40 лет, не женат. Живет отдельно от родителей. Рос в полной семье, отец был главой семьи - «основной добытчик». Мама работала, но карьеру не построила. Единственный ребенок в семье. Мама всегда ему говорила: «Ты должен вырасти и иметь профессию, чтобы кормить семью. Ты мужчина, добытчик. Должен быть для жены опора».
После школы никуда не поступил, пошел служить в армию. Отслужил, пришел из армии, пошел работать грузчиком. Смог удовлетворять свои базовые материальные потребности (сигареты, развлечения, одежда, в семейном бюджете участия не принимал). За что мама его часто критиковала. Со временем стал сильно уставать физически, в 23 года поступил заочно в колледж на специальность «Оператор ЭВМ», закончил его с отличием, поменял работу. Пошел работать системным администратором, стал больше зарабатывать, смог не только материально сам удовлетворять базовые потребности, но откладывать деньги на покупку собственного жилья.
Через какое-то время решил получить высшее образование. Отучился на программиста. После окончания получил повышение по службе и перешел в другой отдел.
Замкнут в общении, не может построить личную жизнь. Сходиться с людьми сложно, друзей почти нет, с девушками познакомиться очень сложно. Чувствует себя не уверенно. Недостаточно привлекательным для них (хотя объективных данных для этого нет). Пришел с запросом на то, как ему построить отношения с девушкой?
Ответ:
Из всех приведённых в этой дисциплине подходов к рассмотрению личности и её развития я склоняюсь именно к гуманистической психологии. Также как писали и Карл Роджерс, и Абрахам Маслоу, я думаю, что личность стремится к высшей своей потребности - самореализации.
Однако в представленной Маслоу пирамиде я внесла бы некоторую корректировку, обоснованную исследованиями и наблюдениями следующих лет, - поместила в основание пирамиды, под графой «Еда, вода, кислород, кров, сон, физическая активность» ещё одну графу - «Привязанность». Джоном Боулби было замечено, что младенцы сироты в детских домах умирают при наличии пищи, воды и безопасности, то есть он установил, что им не хватало какого-то компонента, оказывающегося важнее потребностей, обозначенных Маслоу базовыми. В известных экспериментах Гарри Харлоу детёныши макак резус, отлученные от матери, выбирали мягкую куклу-«мать», у которой не было молока, вместо проволочной и жёсткой, но с молоком. То есть, получается, эволюционно в нас есть установка, что для нас первостепенная потребность - это привязанность, а не пища и вода.
Тоже самое касается и потребности в безопасности. В эксперименте «Зрительный обрыв», поставленном Элеанор Гибсон, малыши смело проползают над «пропастью», в роли которой выступает пространство под прозрачным стеклом, если видят впереди улыбающуюся им маму. Дети не знают, что обрыв ненастоящий, но всё равно продолжают ползти - потребность в привязанности оказывается важнее безопасности.
Тоже самое можно сказать и про взрослых, которые в моменты опасности готовы рисковать жизнью ради близких людей, или, например, про родителей, готовых не доедать и не досыпать, когда у них рождаются дети. Об этом говорится в материалах лекции: «Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них». Однако, я думаю, что мы имеем дело здесь не с исключением, а с правилом - привязанность первостепенна:
Исходя из данного замечания, ситуацию, обозначенную в задании я рассматривала бы следующим образом. У описываемого мужчины с детства не была полностью удовлетворена потребность в привязанности - он был обеспечен материально, не нуждался в пище и физической безопасности, но при этом не имел крепкой эмоциональной связи со своими родителями. Отец, судя по всему, был эмоционально не вовлечен в жизнь сына, а мать принимала только какую-то часть его поведения и эмоций, которая вписывалась в ее представления о том, каким должен вырасти ее сын, а другую отвергала и подавляла.
Отсутствие крепкой привязанности в детстве и в дальнейшем мешают развитию психологической зрелости человека, и самоактуализация не происходит. В результате этого отсутствуют присущие ей навыки - умение выстраивать долгосрочные, глубокие отношения, в которых человек способен объединяться с другим, не теряя себя, чувствовать свою индивидуальность и выстраивать исходя из этого свои ценности, формировать жизненные цели и стремиться к ним. В пирамиде Маслоу эти потребности обозначены как «Любовь, дружба, общение», следующая за ней «Самоуважение и уважение другими» и последняя, наивысшая потребность - «Мораль, развитие, творчество». Я думаю, что у мужчины из задания именно такая ситуация - он не может удовлетворить потребности из верхних уровней потому, что не закрыт до конца базовый уровень привязанности. Как психолог я бы предложила ему вернуться к истокам и восполнить недостаток крепкой безусловно принимающей привязанности - пойти в психотерапию.
Если рассматривать пирамиду Маслоу в ее исконном виде без оговорок, то, я думаю, ситуация была бы охарактеризована примерно так же - можно было бы сказать, что первые два уровня потребностей у мужчины удовлетворены, так как он работает и способен обеспечить себе пропитание и безопасность, и сейчас находится в процессе удовлетворения потребности в отношениях, дружбе и любви. Именно с таким запросом он и пришёл к психологу. Интересно было бы узнать, что Абрахам Маслоу посоветовал бы в этом случае без учёта информации по теории привязанности. Так как он принадлежал к психологам гуманистического направления, то, скорее всего, он также как и Карл Роджерс, считал, что к психологической зрелости приводят терапевтические глубокие отношения с психологом и посоветовал бы мужчине психотерапию. Получается, даже не называя это привязанностью, гуманистические психологи использовали её в своей работе.
Задание 2.
Ознакомьтесь с Приложением к заданию, приведите примеры реальных клиентов или примеры из личной жизни или литературы, фильмов (на выбор), которые будут отражать КАЖДЫЙ ИЗ НЕПРОДУКТИВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ТИПОВ ХАРАКТЕРА
по Э. Фромму. В ответе отразите черты характера человека, которые служат доказательством того или иного социального типа. В примерах указывается пол, примерный возраст клиента (человека) без указания имен. В примере должны быть описаны конкретные поступки в поведении человека, которые отражают проявление того или иного непродуктивного социального типа характера.
(Объем ответа 50-150 слов по каждому типу).
Рецептивный. Девушка, 24 года. Зависима от наркотиков около 10 лет. Зависима стала в период, когда находилась под влиянием возлюбленного, так как боялась его потерять. От каждого нового партнера она ждала, что он обязательно поможет разобраться с ее проблемами психологического и материального характера, часто перекладывала на партнеров ответственность за принятие важных решений касаемых их отношений и ее жизни. Ждет и требует активных проявлений любви и заботы в свой адрес, но с трудом что-то дает другим.
Эксплуатирующий. Молодой человек, 22 года. Имеет нарциссические черты, выглядит уверенным и смелым, часто меняет отношения, предпочитает самому «бросать» девушек. В отношениях качает своих партнерш на эмоциональных качелях, нередко совершает яркие, громкие, романтичные поступки, следом за которыми могут следовать неконтролируемые приступы агрессии и ненависти к девушке на почве какого-нибудь ее проступка, ошибки. Манипулирует и газлайтит для получения того, что ему нужно (деньги, признания в любви, признания, что он самый лучший, интимный контакт). С в отношениях с друзьями предпочитает контролировать все события, знает «как надо правильно дружить», часто обижается и критикует, если поступают не по его правилам.
Накапливающий. Мужчина 45 лет. Страдает тревожным расстройством. Работает на высоком посту в управлении города, к своим годам построил хорошую карьеру, получает высокую зарплату. Есть жена (вместе 18 лет, со времен колледжа), две дочери, дом, квартира и две машины. Есть брат и сестра, с ними сложные отношения, так как он хочет быть главным и принимать все значимые решения, касающиеся их отношений, помощи родителям, так как он боится потерять власть в их взаимоотношениях. Контролирует финансовое поведение жены.
Рыночный. Мужчина 30 лет. Работает ведущим различных мероприятий, шоу-мен, известная личность в городе. На светских мероприятиях всегда активный, общительный, дружелюбный и готовый помочь, но редко это делает на самом деле, хотя нередко испытывает искреннюю заинтересованность в людях и в том, чтобы быть полезным, но предпочитает проявлять это только когда есть в этом какая-то польза для него. У него 2500 друзей ВКонтакте, 20 000 подписчиков в insta, он наслаждается своей публичностью и всегда находит выгодные взаимоотношения, друзей и проекты, которые не только в конкретный момент могут дать пользу, но и в долгосрочной перспективе. Занимается благотворительностью, спонсирует приюты для животных.
Задание 3.
Изучите текст ниже и приведите пример феномена «Сдвиг мотива на цель» из своего опыта, или опыта своих знакомых, коллег, друзей.
Сдвиг мотива на цель – это такая ситуация, когда цель, побуждаемая к осуществлению каким-либо мотивом, становится сама со временем мотивом, приобретая собственную побудительную силу. При этом выполняется следующее правило: в самостоятельный мотив превращается та цель, которая длительно и постоянно насыщалась положительными эмоциями. Проще понять этот механизм на примерах.
Самый простой пример. Первоклассника заставляют делать уроки, поставив условие: пока все не сделаешь, не пойдешь гулять. Этот мотив оказывается действенным, и ребенок добросовестно выполняет задание. Мотив получить хорошую оценку для ребенка недейственен: ему важна лишь возможность пойти гулять. По прошествии некоторого времени ребенок садится за уроки уже по собственному желанию, потому что хочет получить пятерку, а желание гулять отходит на второй план – в этот момент и происходит сдвиг мотива на цель.
Еще один пример, из жизни взрослых. Торговому представителю одной фирмы поручили освоить работу в Интернете. Но спустя время Интернет стал для этого человека важнее его работы торговым представителем.
Или начальнику отдела предложили поучаствовать в психологическом тренинге, чтобы научиться мотивировать подчиненных. После тренинга он настолько увлекся психологией, что ушел работать в тот психологический центр, где проводился тренинг. Механизм сдвига мотива на цель не обязательно происходит непроизвольно: можно использовать его в своих целях, чтобы улучшить свою жизнь.