Файл: Основы выживания в различных чс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1008

Скачиваний: 88

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.













ПЛАН-КОНСПЕКТ

Проведение занятий с группой дежурных караулов 1,2,3,4.

Тема: «Основы выживания в различных ЧС».

Вид занятия: классно-групповое Отводимое время:45 мин.

Цель: изучить с личным составом основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях.

Основные документы и литература, используемые при разработке конспекта:

1. Поисково-спасательные работы-М., МЧС России, 2000.

2. Катастрофы и человек – М., «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

3. Аварии и катастрофы – М., Издательство Ассоциации строительных ВУЗов, 1998.

4. Выживание – Мн., «Лазурак »,1996.

5. Самоспасение без снаряжения – М., «Русский журнал», 2000. 6. Военная топография – М., Воениздат, 1980

Развернутый план занятия:


  1. Подготовительная часть занятия – 5 мин.


Проверка наличия всего личного состава, объявление темы и целей занятия.


  1. Основная часть занятия – 35 мин.

Факторы, влияющие на выживание

Обученность действиям по выживанию - главный фактор, определяющий благоприятный исход автономного существования.

Факторы риска

Климат. Неблагоприятные погодные условия: холод, жара, сильный ветер, дождь, снег могут во много раз сократить предел выживания человека.

Жажда. Отсутствие воды влечет за собой физические и психические страдания, общий перегрев организма, быстро развивающиеся тепловые и солнечные удары, обезвоживание организма в пустыне - неотвратимую смерть.

Голод. Длительное отсутствие пищи угнетает человека морально, ослабляет физически, усиливает воздействие на организм неблагоприятных факторов внешней среды.

Страх. Снижает сопротивляемость организма жажде, голоду, климатическим факторам, ведет к принятию ошибочных решений, провоцирует панику, психические срывы.
Переутомление. Появляется в результате напряженных физических действий, недостаточной обеспеченности пищей, тяжелых климатогеографических условий, из-за отсутствия полноценного отдыха.

Стихийные бедствия: ураганы, смерчи, метели, песчаные бури, пожары, лавины, сели, наводнения, грозы.

Болезни. Наибольшую угрозу представляют травмы, болезни, связанные с воздействием климатических условий, отравления. Но не следует забывать, что в аварийной ситуации любая запущенная мозоль или микротравма может привести к трагическому исходу.

Группа людей. Прежде всего, необходимо выбрать старшего, человека, знающего и способного предпринять все необходимые меры, направленные на выживание. Если ваша группа учтет нижеуказанные советы, то шансы на спасение и возвращение домой значительно возрастут. Следует: -решения принимать только старшему группы независимо от обстановки; -выполнять приказы только старшего группы; -развивать в группе чувство взаимовыручки. Все это поможет организовать действия группы так, чтобы наилучшим образом обеспечить выживание. В первую очередь необходимо произвести оценку сложившейся обстановки, которая в свою очередь состоит из оценки факторов, влияющих на выживание. Оценить: - состояние здоровья членов группы, физическое и психическое состояние; - воздействие внешней среды (температура воздуха и состояние атмосферных условий вообще, рельеф местности, растительность, наличие и близость водоисточников и т.п.). - наличие аварийных запасов пищи, воды и предметов аварийного снаряжения. Оказать само- и взаимопомощь (при необходимости) и составить план действий, исходя из конкретных условий, который должен включать: - проведение ориентирования на местности и определение своего местоположения; - организация временного лагеря. Выбор подходящего места для строительства укрытия с учетом рельефа, растительности, водоисточников и т.п. Определение места приготовления пищи, хранения продуктов, размещения отхожего места, расположения сигнальных костров; - обеспечение связи и сигнализации, подготовка радиосредств, эксплуатация и уход за ними; - распределение обязанностей между членами группы; - установление дежурства, задачи дежурных и определение очередности дежурств; -

подготовка средств визуальной сигнализации; В результате должен быть выработан оптимальный режим поведения в сложившейся обстановке. Помощь местных жителей. В большинстве районов, где могут оказаться потерпевший в катастрофе человек или группа людей, всегда есть местные жители. Если вы оказались в цивилизованной стране, местные жители всегда придут вам на помощь и сделают все необходимое, чтобы вы побыстрее оказались дома. Чтобы заручиться поддержкой местных жителей, руководствуйтесь следующим: - лучше, если местные жители первыми вступят в контакт; - имейте дело по всем вопросам с признанным руководителем или вождем; - проявляйте дружелюбие, вежливость и терпение. Не показывайте, что вы боитесь; - относитесь к ним по-человечески; - уважайте их местные обычаи и привычки; - уважайте личную собственность местных жителей; особенно с уважением относитесь к женщинам; - научитесь у местных жителей способам охоты и добычи пищи и воды. Прислушивайтесь к их советам в отношении опасностей; - избегайте с ними физического соприкосновения, но так, чтобы для них это было незаметно; - оставьте о себе хорошее впечатление. Другие люди после вас могут нуждаться в такой же помощи. При проведении ПСР спасателям зачастую приходится выполнять задания вдали от населенных пунктов, проводить несколько дней в «полевых условиях», сталкиваться с разнообразными экстремальными ситуациями, что предъявляет дополнительные требования к их способности работать в этих условиях. Прочные знания в различных областях, умение ими пользоваться в любых условиях являются основой выживания. Отправляясь на ПСР, спасатели должны, наряду с орудиями труда и средствами защиты, иметь следующий набор необходимых предметов, которые могут пригодиться в любой климатогеографической зоне: сигнальное зеркало, с помощью которого можно подать сигнал бедствия на расстояние до 30-40 км; охотничьи спички, свечу или таблетки сухого горючего для разведения костра или обогрева убежища; свисток для сигнализации; большой нож (мачете) в ножнах, который может использоваться как нож, топор, лопата, острога; компас, кусок плотной фольги и полиэтилена, рыболовные принадлежности, сигнальные патроны, аварийный набор медикаментов, запас воды и продуктов. Сигнализация Спасатели должны знать и уметь применять на практике специальные сигналы. Для обозначения собственного местонахождения спасатели могут использовать дым костра днем и яркий свет ночью. Если в костер бросить резину, куски изоляции, масляные тряпки, то будет выделяться черный дым, который хорошо виден в пасмурную погоду. Для получения белого дыма, который хорошо виден в ясную погоду, в костер следует бросать зеленые листья, свежую траву, сырой мох. Ночью для сигнализации могут быть использованы свет ручного электрического фонарика, факел, костер. Костер, разведенный на плоту, является одним из сигналов бедствия. Хорошие средства сигнализации - ярко окрашенные предметы и специальный красящий порошок (флюоресцин, уранин), которые разбрасываются на снегу, земле, воде, на льду при приближении самолета (вертолета). В отдельных случаях могут использоваться звуковые сигналы (крик, выстрел, стук), сигнальные ракеты, дымовые шашки. Одним из последних достижений в разработке целеуказания является небольшой
резиновый воздушный шар с нейлоновой оболочкой, покрытый четырьмя светящимися красками, под которым ночью вспыхивает лампочка; свет от нее хорошо виден на расстоянии 4-5 км. Перед запуском шар наполняется гелием из небольшой капсулы и удерживается на высоте 90 м нейлоновым тросом. Масса комплекта составляет 1,5 кг

Заключительная часть: 5 мин.

Ответить на возникшие у личного состава вопросы по изученной теме. Проведение краткого опроса. Объявление оценок с дальнейшим проставлением их в учебный журнал. Задание на самоподготовку.



(должность, звание, Ф.И.О. лица, составившего план-конспект)


(Подпись)



№ дежурного караула

Подпись руководителя занятий