Файл: Задания Модуль 14 студент очного отделения группы 1 И.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 494
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М.3. Тема 12. Конституционно-правовой статус РФ и ее субъектов.
Задание 1. Заполните таблицу «Конституционно-правовой статус РФ и ее субъектов». В таблице должны быть отражены:
- элементы конституционно-правового статуса РФ и их характеристика по Конституции РФ;
- элементы конституционно-правового статуса республики в составе РФ и их характеристика по Конституции РФ и конституций республик (на выбор);
- элементы конституционно-правового статуса автономий по Конституции РФ, уставов указанных субъектов (на выбор).
Ответ:
Элементы конституционно- правового статуса РФ и их характеристика по Конституции РФ | Элементы конституционно-правового статуса республики Башкортостан и их характеристика по Конституции РФ и Конституции РБ | Элементы конституционно-правового статуса Ямало-Ненецкого автономного округа по Конституции РФ, уставу Ямало-Ненецкого округа |
1.суверенитет Российской Федерации, распространяющийся на всю ее территорию и проявляющийся в 2.верховенстве Конституции РФ и федеральных законов; федеральная Конституция и федеральные законы; федеральные органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные), чьи полномочия распространяются на всю территорию РФ; 3.государственная территория, целостная и неприкосновенная, включающая в себя территории всех субъектов Федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения людей, товаров, услуг и финансовых средств); 4.единое гражданство РФ; 5.государственный язык; 6.единые Вооруженные Силы; 7.единая денежная единица – рубль (введение и эмиссия других денег в России не допускаются, денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ); государственные символы: 8.Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации; столица Российской Федерации. | 1. Республика является государством в составе РФ, обладающим всей полнотой гос. власти на своей территории. Кроме тех полномочий, которые в соответствии с КРФ находятся в ведении федер. органов гос. власти. 2. Каждая республика имеет свою тер. Пределы территории республики определяются ее гос. границей. Республика имеет внутреннюю границу, отделяющую ее от других субъектов РФ. 3. Каждая республика имеет свою констит-прав. систему, которая включает К. республики, республиканские з-ны и др. н.п.а., изданные в пределах ее компетенции. Договоры и соглашения р. с РФ с другими субъектами, а также с зарубежными странами, акты о делегировании полномочий. К. з-ны и иные н.п.а. республик не могут противоречить КРФ и ФЗ РФ 4. Республика в составе РФ самостоятельно определяет систему своих органов гос. власти. Каждая республика имеет свой законод. орган, главу исполн. власти или главу республики, свое ПР-во, свой Верх. Высш. Арб. Суд. 5. Наличие республиканского гражданства 6. Наличие республ. собствен. Она включает землю, недра, имущества органов гос. власти, памятники культуры. 7. В соотв. со ст. 68 КРФ республика в составе РФ вправе устанавливать свой язык. В органах гос. власти и местн. самоупр. он употребляется наряду с гос языком. 8. Республика в составе РФ вправе выступать в качестве участника междунар. соглашений, подписывать договоры с другими иностр. гос-вами, открывать заруб. представительства, участвовать в междун. организациях. 9. Право на гос. символику, включ. гос герб, гос. флаг, гос. гимн и столицу. 10. Республики в составе РФ не вправе в одностороннем порядке изменять свой статус, однако статус республики не может быть изменен и без ее согласия., ст. 66 ч. 5. 11. Республика вправе самостоят. решать вопрос о своем наименовании. 12. Если ЧП вводится федер. органами гос. власти РФ, на тер-рии республики необходимо предварительное согласие органов гос. власти этой республики. Если обстоятельства, служащие основанием для введения ЧП, затрагивают территорию только 1 республики, ЧП в этой республике может быть введено органами гос. власти этой республики с немедленным уведомлением Президента и парламента РФ. 13. Исключ. полномочия республик определены их К. на основе КРФ и федер. договора, но они не должны противоречить КРФ. | 1.обладает собственным законодательством (устав и прочие нормативно-правовые акты) 2.обладает собственной территорией (не может быть изменена без согласия субъекта) и населением; 3.самостоятелен в решении вопросов, отнесённых к ведению субъектов Российской Федерации (в пределах полномочий автономного округа); 4.самостоятельно участвует в международных и внешнеэкономических связях, вправе заключать соглашения как на международном, так и на федеральном уровне. |
Задание 3. В целях укрепления единой системы исполнительной власти России Президент РФ издал указ об образовании на территории Российской Федерации восьми федеральных округов и назначил в каждый округ своего полномочного представителя. Второй указ Президента РФ в этом направлении касался укрупнения Российской Федерации. В нем было предусмотрено слияние в один субъект РФ автономных округов с краями и областями, в состав которых они входят.
Допустимо ли в таком порядке преобразование структуры и состава РФ? Была ли в данном случае нарушена Конституция РФ?
Ответ:
Да, допустимо. Но будут внесены поправки в Конституцию РФ.
Была нарушена ( ст. 67 п.2 в Конституции РФ).
Задание 4. Глава администрации Курской области издал распоряжение, которым запрещалось продажа зерна за пределы области. Президент РФ приостановил действие данного распоряжения и предложил привести его в соответствие с Конституцией РФ.
Какое положение федеральной Конституции нарушил глава администрации Курской области?
Ответ:
Нарушил положение о единстве экономического пространства. Согласно ст 8. КРФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности
М.3. Тема 13.Избирательное право и избирательная система.
Задание 1. На основе положений Конституции РФ, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ФЗ «О выборах Президента РФ», ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», Кодекса РБ о выборах составьте таблицу, в которой отразите особенности проведения выборов государственных органов и органов местного самоуправления.
В таблице должны быть отражены:
- Порядок и сроки назначения выборов;
- Сроки образования избирательных округов и избирательных участков;
- Избирательные комиссии, на которые возлагаются организация и проведения выборов;
- Применяемая избирательная система;
- Требования, предъявляемые к кандидатам на выборную должность;
- Порядок выдвижения кандидата;
- Избирательный залог (его размер, куда вносится и условия его возвращения) или подписи избирателей (количество);
Источники финансирования выборов;
Избирательные фонды (источники формирования, их размеры, цели на которые они используются);
Предельная сумма расходов на избирательную кампанию;
Заградительные барьеры и пороги участия избирателей в голосовании;
Условия, при которых выборы считаются несостоявшимися и недействительными;
Инстанции, в которые можно обжаловать действия и решения субъектов избирательного процесса и результаты выборов.
Ответ:
Особенности проведения выборов государственных органов и органов местного самоуправления.
| Государственные органы | Органы местного самоуправления |
Порядок и сроки назначения выборов | «О выборах Президента Российской Федерации». назначаются на второе воскресенье марта либо на второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва – на день голосования на указанных выборах либо на иной день в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, указом Президента Российской Федерации. | Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В соответствии со статьей 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в предусмотренные сроки, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного срока официального опубликования решения о назначении выборов. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» |
Сроки образования избирательных округов и избирательных участков | В Российской Федерации избирательные округа образуются в соответствии со статьёй 18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [1]/ Единый избирательный округ определяется в силу закона, регулирующего проведение соответствующих выборов. Схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется избирательной комиссией, организующей выборы, на основании данных о численности избирателей не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы. Представительный орган соответствующего уровня утверждает схему не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы. Одномандатные и многомандатные избирательные округа формируются с соблюдением принципа примерного равенства числа избирателей на один депутатский мандат (из этого правила есть множество оговоренных законом исключений). Избирательный округ должен представлять собой единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, кроме анклавных территорий. | Образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа. На многомандатный округ может приходиться до пяти мандатов. Данное ограничение не применяется при выборах в орган местного самоуправления в округе, образованном в границах избирательного участка. Выборы глав муниципальных образований проводятся по единому избирательному округу, охватывающему всю территорию муниципального образования. Округа делятся на избирательные участки. Участки образуются по согласованию с комиссиями не позднее чем за 45 дней до дня голосования главой муниципального образования, командиром воинской части (на территории части) на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на участке, из расчета не более чем 3 тыс. избирателей на каждом участке. |
Избирательные комиссии, на которые возлагаются организация и проведения выборов | Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК России) — работает на постоянной основе возглавляет систему избирательных комиссий, организует выборы федерального уровня (выборы Президента Российской Федерации, выборы депутатов Государственной Думы) Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации (ИКСы России) — действуют на постоянной основе, участвуют в организации федеральных выборов, организуют региональные выборы (выборы депутатов законодательных органов) Территориальные избирательные комиссии — действуют на постоянной основе, формируются на территории городов и районов, участвуют в организации федеральных и региональных выборов, на них могут возлагаться полномочия избирательных комиссий муниципальных образований | Избирательные комиссии муниципальных образований — действуют на постоянной основе, формируются на территории муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений, внутригородских территорий городов федерального значения). Организуют выборы в органы местного самоуправления (муниципальные выборы), местные референдумы и голосования. На них могут возлагаться полномочия территориальных избирательных комиссий. |
Применяемая избирательная система | 225депутатов ГДна основе мажоритарной системы по одномандатным избирательным округам 225 депутатов ГД избираются по на основе системы пропорционального представительства по общеобластному, (общегородскому и т.п.) избирательному округу. ФЗ «О выборах»,ст 3 | Мажоритарная избирательная система |
Требования, предъявляемые к кандидатам на выборную должность | Статус депутата определяется Конституцией Российской Федерации, а именно ст. 97, ст. 98, Федеральными Конституционными законами, а также ФЗ от 8 мая 1994 г «О статусе члена Совета федерации и статусе депутата Государственной Думы» Человек, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. | Человек, достигший 18 лет и имеющий право участвовать в выборах. |
Порядок выдвижения кандидата | непосредственное, которое может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением; в составе списка кандидатов, осуществляемое избирательным объединением | Тоже, что и в гос.орг. |
Избирательный залог | С 14 марта 2009 года в связи с принятием Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 3 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой избирательного залога при проведении выборов» политические партии и кандидаты утратили право вносить избирательный залог. Единственной основой для регистрации партий и кандидатов, чьи избирательные объединения не представлены в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации остался сбор соответствующего количества подписей избирателей. | Тоже, что и в гос.орг. |
Источники финансирования выборов | Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗСтатья 57. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и референдума | Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов представительного органа местного самоуправления, а также расходы, связанные с деятельностью избирательных комиссий в течение срока их полномочий, производятся за счет финансовых средств, выделяемых из бюджета муниципального образования, а в случаях и в порядке, установленных законом, также из республиканского бюджета. |
Заградительные барьеры и пороги участия избирателей в голосовании | проходной барьер в 7 процентов для выборов федерального и региональных парламентов. | Кандидаты должны набрать более половины (50% + 1 голос) голосов избирателей, принявших участие в голосовании. |
Предельная сумма расходов на избирательную кампанию | согласно законодательству, предельная сумма «не может превышать 400 млн рублей», | |
Избирательные фонды | Источниками пополнения избирательного фонда являются личные средства кандидатов, средства партий и избирательных объединений, а также добровольные пожертвования. ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», | Тоже самое |
Условия, при которых выборы считаются несостоявшимися и недействительными | Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняли участие менее 25% зарегистрированных избирателей. Избирательные объединения и блоки, списки кандидатов которых получили при голосовании менее7% голосов избирателей, из распределения мандатов по федеральному округу исключаются. | Если в выборах не приняло участиеболее 25 процентов зарегистрированных избирателей. |
Инстанции, в которые можно обжаловать действия и решения субъектов избирательного процесса и результаты выборов | Районные суды, КСРФ, ВСРФ | Районные суды, суды субъектов, и т.п |
Задание 2. Предприниматель Богданов С.А., постоянно проживающий в г. Уфа Республика Башкортостан, за два дня до голосования на выборах депутатов Государственной Думы вынужден был уехать в длительную командировку в Якутию. Богданов обратился в участковую избирательную комиссию с просьбой проголосовать досрочно или получить открепительное удостоверение, однако в этом ему было отказано.
Правомерен ли отказ участковой комиссии?
Ответ:
1) Отказ участковой комиссии правомерно т.к по ФЗ от 19 сентября 1997г. №67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации» предоставляет гражданам право досрочно проголосовать за 15-4 дней в соответствующей территории и не ранее чем за 3 дня в участковой избирательной комиссии. Ст.65
2) В соответствии с ФЗ от 18 мая 2005г. «О выборах депутатов в госдуму» ст.74 п.2 Избиратель, который не будет иметь возможность прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей по месту жительства, вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии (за 45 - 20 дней до дня голосования) либо в участковой избирательной комиссии (за 19 и менее дней до дня голосования) открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.
Задание 3. Один из кандидатов в депутаты Государственной Думы поместил в местной газете объявление, что в случае победы его на выборах избиратели станут участниками лотереи. Выигрыши – легковые автомобили и квартиры.
Законны ли такие методы проведения агитации?
Ответ:
Методы агитации незаконны. Согласно ФЗ от 18 мая 2005г. «О выборах депутатов в госдуму» ст.62 ч3 В период избирательной кампании не допускается проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов либо которые иным образом связаны с выборами депутатов Государственной Думы.
Модуль 4
Раздел 7. Органы власти РФ и ее субъектов.
Тема 15. Государственные органы.
Тема 16. Президент РФ.
Тема 17. Федеральное Собрание РФ.
Тема 18. Правительство РФ.
Тема 19. Судебная власть в РФ. Прокуратура РФ
Тема 20. Конституционный Суд РФ.
Тема 21. Органы государственной власти субъектов РФ.
Тема 22. Конституционные основы местного самоуправления в РФ.
М.4. Тема 15. Государственные органы.
Задание 1. Составьте схему «Система государственных органов Российской Федерации».
М.4. Тема 16. Президент РФ.
Задание 1. Перечислите полномочия Президента РФ в сфере исполнительной, в сфере законодательной и сфере судебной власти.
Ответ:
Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
-
назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; -
имеет право председательствовать на заседании Правительства РФ; -
принимает решения об отставке Правительства РФ; -
по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; -
назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ; -
назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; -
назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях; -
использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ; -
имеет право приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом; -
осуществляет полномочия в соответствии с Конституцией и федеральными законами как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ; -
руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти по вопросам обороны, безопасности, юстиции и др. в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными, федеральными законами.