Файл: В. 05 Управление государственным и муниципальным заказом. Никитина Александра Викторовна.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные принципы и способы размещения заказа для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Б1.В.05 Управление государственным и муниципальным заказом.

Никитина Александра Викторовна

Студентка заочной формы группы УСПГбз-120

Владимирского филиала РАНХиГС

при Президенте Российской Федерации


Владимир

Введение.

Современная система правового регулирования государственных и муниципальных закупок состоит из актов, регламентирующих систему контрактных отношений, которые могут быть подразделены по юридической силе на законы и подзаконные акты. Основополагающим нормативно-правовым актом (НПА) является ФЗ № 44 от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В течение 2019–2021 гг. развитие системы контрактных отношений определялось новыми тенденциями, главной из которых стал ускоренный переход к системе цифровизации российского прокьюремента. В 2021 г. был принят ряд федеральных законов, получивших название «оптимизационный пакет», нормативно закрепивших данную тенденцию и определивших другие, среди которых помимо цифровизации следует выделить унификацию, оптимизацию, централизацию.

1. Принципы.

Ключевыми принципами контрактных отношений в современных реалиях стали те принципы, которые были определены еще в период существования ФЗ № 94, востребованы и апробированы на практике. К ним необходимо отнести следующие принципы:

2. Принцип открытости и прозрачности.

. Открытость и прозрачность в процессе закупок достигаются использованием специальных мер и процедур, а также составлением отчетности по всем существенным действиям, предпринимаемым в ходе проведения закупки.

С точки зрения закупочных процедур, принцип открытости и прозрачности заключается в предоставлении необходимой, полной и достоверной информации всем заинтересованным сторонам системно и своевременно посредством свободного и безвозмездного доступа. Открытость и прозрачность информации обеспечивается, в частности, путем ее размещения в ЕИС (Единой информационной системе).


Данный принцип применим ко всем процедурным аспектам государственных закупок, включая общие условия проведения закупок, критерии оценки заявок претендентов на получение заказа и присуждение государственного контракта.

Принцип открытости и прозрачности при организации и проведении закупок предполагает:
  • достаточность информации: возможность для потенциальных поставщиков принимать обоснованные решения;
  • своевременность: гарантия того, что информация в момент получения ее поставщиками является ценной и необходимой;
  • доступность для всех заинтересованных сторон: гарантия того, что процесс размещения государственного заказа является справедливым по отношению ко всем участникам и воспринимается как справедливый;
  • системность: своевременная актуализация информирование всех заинтересованных сторон обо всех изменениях.

3. Принцип обеспечения конкуренции .

. Принцип обеспечения конкуренции направлен на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными НПА о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. ФЗ № 44 запрещает совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, УЗ, операторами ЭП, операторами специализированных ЭП любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа УЗ.

4. Принцип профессионализма.

. Новым принципом, определенным только в ФЗ № 44, стал принцип профессионализма в контрактных отношениях. Данный принцип предусматривает то, что осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок осуществляется на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Соответственно, заказчики и специализированные организации обязаны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в



соответствии с законодательством РФ.

5. Принцип стимулирования инноваций .

. Принцип стимулирования инноваций устанавливает, что заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

6. Принцип единства контрактной системы .

. Принцип единства контрактной системы определяет то, что данная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных ФЗ № 44, и позволяет обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.

7. Принцип ответственности за результативность.

Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок устанавливает, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом также определяется, что должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок.

8. Дополнительные принципы.

Особые – дополнительные принципы предусматривают исключения из стандартных общих принципов государственных закупок. Спецслужбы и военные ведомства используют государственные закупки для обеспечения потребностей обороны и национальной безопасности, что может потребовать введения определенных ограничений, учитывающих данную специфику.

Также особое внимание может уделяться регионам в ситуациях ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф, нуждающимся в государственной поддержке по восстановлению экономического и промышленного потенциала
, а также отдельным социально не защищенным группам населения.

В некоторых случаях исключения из общих принципов государственных закупок делаются при закупках у производителей, имеющих специальный статус (по национальному, расовому, половому или иному признаку).

7. Классификация способов размещения государственных и муниципальных заказов.

Все способы размещения государственного и муниципального заказов можно условно разделить на две части – путем проведения торгов и без проведения торгов.

Под торгами понимаются закупки на конкурсах (могут быть открытые и закрытые) и на аукционах (могут быть открытые, закрытые и открытые в электронной форме).

К процедурам закупок без проведения торгов относят запрос котировок, закупку у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и на товарных биржах.

7. Классификация способов размещения государственных и муниципальных заказов.

Заключение.

Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» были установлены дополнительные требования, которые должны быть установлены заказчиком при наличии условий, установленных данным Постановлением.

С 01.01.2022 г. данное Постановление Правительства утратило силу и заменено Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 г. «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства РФ».


Литература
  • Л. М. Пахомова. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ . (МУНИЦИПАЛЬНЫМИ) ЗАКУПКАМИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ. 205 с. Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnie-posobiya/pakhomova-upravlenie-gosudarstvennymi-zakupkami-pravovoj-aspekt-i-mekhanizm-realizacii.pdf
  • Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_144624/

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Владимир