Файл: 1. Сущность понятия физическая культура. Роль физической культуры и спорта в развитии и воспитании детей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 561
Скачиваний: 27
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)
Дисциплина: Содержание и методика проведения спортивно-оздоровительных досуговых мероприятий
Практическое занятие 1
Выполнил:
Обучающийся Чубарова Эмина Рашидбековна
Преподаватель:
Горшков Анатолий Григорьевич
Пермь - 2023
Задания по теме 1. 1. Сущность понятия «физическая культура». Роль физической культуры и спорта в развитии и воспитании детей
Цель занятия: закрепление знаний о сущности понятия «физическая культура» и роли физической культуры и спорта в развитии и воспитании детей.
Задание 1. Проведите сравнительный анализ определений понятий «физическая культура» и «спорт» Выделите сходные и отличительные признаки данных понятий.
№ п/п | Понятия | Сходные признаки | Отличительные признаки |
| Физическая культура | 1.Физическая культура как и спорт относится к социальной сфере общества и предусматривает специальную деятельность по формированию и развитию физических качеств и двигательных умений личности. 2.Физическая культура и спорт сходны по способу формирования двигательных умений и качеств человека. | 1.Физкультурой занимаются для здоровья. 2. Физкультурой занимаются в свое удовольствие. |
| Спорт | 1.Спортом ради достижения целей и побед. 2.Спортом – ритмично и постоянно. |
Изобразите взаимосвязь понятий «физическая культура», «физическое воспитание», «физическое развитие», «физические качества», «спорт» с помощью графической схемы.
Задание по теме 1.2. Место физической культуры и спорта в системе дополнительного образования
Цель: формирование умений определять сущность и особенности физической культуры и спорта в системе дополнительного образования.
Задание 2. Составьте требования к педагогу дополнительного образования, отражающие аспекты его деятельности в области физической культуры и спорта.
-
Найдите и сделайте тезисные выписки из Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. -
Каким образом данный документ регламентирует роль физической культуры и спорта в системе дополнительного образования?
· Смоделируйте не менее 4 педагогических ситуаций, иллюстрирующих деятельность педагога дополнительного образования по реализации задач физической культуры и спорта. Представьте контекст ситуаций.
Ответ:
1. Способности и склонности к педагогической деятельности (потребность в передаче опыта, толерантность, коммуникабельность, способность к творческой самореализации и самосовершенствованию и т.п.).
2. Уровень мышления (гибкость, концептуальность, способности к рефлексии, неординарность, гуманитарность и т.п.).
3. Профессионально-значимые качества личности (чёткая гражданская позиция, патриотизм, уважение к профессии, стремление к профессиональному росту т.д.).
4. Образ жизни и отношение к собственной телесной культуре (умение предстать перед своим учеником в качестве «персонифицированного» образа физической культуры, результата культурного отношения к собственной телесности).
5. Наличие общекультурных представлений, знаний и умений о мире, истории общества, цивилизации, культуре, в области искусства, владение иностранными языками и т.п.
6. Наличие естественнонаучных представлений, знаний и умений (о человеке, его развитии и поведении, законах развития общества, способах, методах и средствах их исследования и т.д.).
7. Наличие психолого-педагогических представлений, знаний и умений (основ педагогики, психологии, акмеологии, обеспечивающих паритетные соотношения между гуманитарной общекультурной и физкультурно-спортивной функциями своей профессии: владение приёмами, методами, средствами гармоничного взаимодействия с обучающимися).
8. Наличие специальных представлений, знаний, умений, связанных с избранной областью профессиональной деятельности (история становления, проблемы и тенденции развития физической культуры, общества и личности; избранный вид физкультурно-спортивной деятельности, владение способами передачи ценностей физической культуры и спорта и т.п.).
По мнению Виленского М.Я. и Сафина Р.С. выпускники факультета физической культуры должны владеть следующими специальными практическими умениями:
• умения по отдаче команд, распоряжений, управлению строем;
• умения объяснять, организовывать и проводить комплексы упражнений.
• умения планировать, организовывать и проводить подвижные игры;
• умения по организации и проведению судейства спортивных соревнований;
• умения организовать и проводить туристские походы и туристскую работу с учащимися;
• умения по обучению отдельным физическим упражнениям и анализу урока в целом.
Для оценки уровня комплексного развития профессионально-педагогических знаний, умений и навыков можно руководствоваться следующими критериями:
1. Уровень интуитивный (минимальный). Студент может рассказать то, что знает сам и так, как знает сам; умеет показать выполнение упражнений.
2. Уровень репродуктивный (низкий). Студент умеет сообщать и показывать то, что знает и умеет сам, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых. Но не умеет продуктивно решать педагогические задачи, встающие перед ним; предпочитает работать по подсказке, прочно установившимся шаблонам и выверенным стереотипам.
3. Уровень репродуктивно-творческий (средний). Студент умеет не только передавать свои знания и умения, приспосабливая их к особенностям обучаемых, но и конструировать систему знаний, умений и навыков по отдельным вопросам физического воспитания, чтобы сформировать у учащихся нужные умения и навыки, возбудить интерес к занятиям. Удовлетворительно справляется с решением типовых педагогических задач. В сложных и неожиданных ситуациях ориентируется с трудом. Располагает достаточно сформированной системой научно-педагогических знаний, умений, навыков, позволяющих в основном успешно выполнять воспитательные функции. Однако в непрерывно меняющихся педагогических ситуациях оригинальных способов решения педагогических задач не ищет. Недостаточно развита способность к прогнозированию.
4. Уровень творческой деятельности (высокий). Студент имеет ярко выраженную профессиональную направленность, у него хорошо развиты как теоретико-аналитические и прогностические, так и конструктивные и организаторские умения. Способы решения им педагогических задач обычно оригинальны. Характерен поиск новых методик, средств, приёмов.
Основным условием успешного решения стоящих перед студентом педагогических задач является достижение им уровня творческой деятельности и поведения. Конечно, подобный «уровневый» подход в определённой степени относителен.
Указанные признаки жёстко не разграничены, не исключают друг друга, однако могут служить ориентиром для выявления готовности вести педагогическую деятельность средствами физической культуры и спорта.
Конечным и закономерным результатом учебно-воспитательного процесса в высшей школе является профессиональная готовность её выпускников к профессиональной деятельности. Эта готовность представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных компонентов, которые характеризуют в первую очередь мотивационно-ценностный (личностный) и исполнительский (процессуальный) аспекты деятельности. К таким компонентам относятся:
Психологическая готовность. Она раскрывает мотивационно-ценностное отношение специалиста к труду, которое является основой избирательной направленности на ценности профессиональной деятельности.
Процесс формирования мотивационно-ценностного отношения связан с преобразованием общественно-значимых целей профессиональной деятельности в личностно-значимые и с их непосредственной реализацией в этой деятельности. Став личностно-значимым, эти цели выступают как внутренние регуляторы общественного и профессионального поведения специалиста.
Психологическая готовность определяется сформированностью у специалиста определённого способа педагогического действия и постоянной направленностью сознания на его выполнение. Она включает в себя различного рода установки на понимание педагогической задачи, модели вероятностного поведения, знание специальных способов деятельности, оценку своих возможностей, предстоящих трудностей и понимание необходимости достижения определённого результата.
В конечном итоге психологическая готовность определяет сформированную направленность на педагогическую деятельность, установку на деятельность по выбранной специальности.
Научно-теоретическая готовность характеризуется определённым объёмом общественно-политических, психолого-педагогических и специальных знаний, необходимых для профессиональной деятельности. Процесс подготовки специалиста ориентирован одновременно на всестороннее развитие его культуры, на получение соответствующих знаний, формирование убеждений, умений, творческих способностей, норм поведения и социальных чувств, которые реализуются в дальнейшем в формах его социальной деятельности и поведении.
Результатом профессионально-педагогической подготовки студента должна быть сформированность у него научно-педагогического мышления, основу которого составляет философская культура мышления. Такое мышление выступает опосредующим звеном между сложившейся у специалиста научной картиной педагогической действительности и его профессиональным мировоззрением.
Практическая готовность характеризуется сформированностью на требуемом уровне профессиональных умений и навыков, которые составляют систему средств, обеспечивающих решение образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Эти задачи могут быть сведены к трём типам:
1) задачи выявления исходного состояния формируемых качеств, двигательных умений и навыков;
2) задачи предвосхищения (прогнозирования) изменений в формируемых качествах, умениях и навыках;
3) задачи перевода (преобразования) формируемых качеств, умений и навыков на новый, более высокий уровень развития. Готовность к компетентному решению этих задач предполагает профессиональное владение специфическими «орудиями труда» – разнообразными видами организации деятельности обучаемых.
Исполнительский (процессуальный) компонент готовности означает умение учителя определять и рационально применять наиболее эффективные методы, приводящие к решению поставленных задач в конкретных педагогических ситуациях.
Совершенствование практической готовности студентов к физическому воспитанию различных слоёв населения обеспечивается непрерывным овладением ими педагогическими умениями и навыками, их постоянным участием в общественной педагогической деятельности по физическому воспитанию на протяжении всего периода обучения.
Психофизиологическая готовность раскрывает наличие соответствующих предпосылок для овладения педагогической деятельностью, сформированность профессионально-значимых качеств:
– организаторских (деловитость, ответственность, распорядительность, требовательность, инициативность, работоспособность, умение организовать себя);
– коммуникативных (общительность, справедливость, приветливость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность);
– перцептивно-гностических (наблюдательность, понимание других людей, особенно детей и пожилых, умение проектировать развитие личности, коллектива; творческое отношение к делу);