Файл: Тема. Понятие о сложноподчиненном предложении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



9 класс.

Тема. Понятие о сложноподчиненном предложении.


Планируемые образовательные результаты :

Предметные: знать строение СПП; знать виды СПП; уметь составлять СПП, находить СПП предложения в тексте,

Метапредметные: уметь отличать ССП от СПП, конструировать СПП, уметь находить нужную информацию.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению с учетом устойчивых познавательных интересов, на основе уважительного отношения к труду; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к русскому языку как ценности русского народа, воспитывать толерантное отношение к мнению других.
Этап закрепления. Работа с текстом

Универсальные учебные действия

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Личностные: формируют навыки сотрудничества

(1) Мы говорим иногда о других людях: «Ограниченный человек». (2) Но что может значить это определение? (3) Каждый человек ограничен в своих знаниях или в своём представлении о мире. (4) Ограничено и человечество в целом.

(5) Вообразите горняка, который в угольном пласте разработал вокруг себя некоторое пространство, окружённое толщами непроницаемого чёрного камня. (6) Вот его ограниченность. (7) Каждый человек в незримом, но тем не менее непроглядном пласте мира и жизни разработал вокруг себя некоторое пространство знаний. (8) Он находится как бы в капсуле, окружённой безграничным, загадочным миром. (9) «Капсулы» разные по размерам, потому что один знает больше, а другой меньше. (10) Человек, прочитавший сто книг, самонадеянно говорит о том, кто прочитал двадцать книг: «Ограниченный человек». (11) Но что он скажет тому, кто прочитал тысячу? (12) И нет, я думаю, человека, который прочитал бы все книги.


(13) Несколько веков тому назад, когда информационная сторона человеческих знаний была не столь обширна, встречались учёные мужи, «капсула» которых приближалась к «капсуле» всего человечества и, может быть, даже совпадала с ней: Аристотель, Архимед, Леонардо да Винчи…

(14) Теперь такого мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество как таковое, найти нельзя. (15) Следовательно, про каждого можно сказать, что он ограниченный человек. (16) Но очень важно разделять знания и представления. (17) Чтобы пояснить свою мысль, возвращаюсь к нашему горняку в каменноугольном пласте.

(18) Допустим условно и теоретически, что некоторые из горняков родились там, под землёй, но ни разу не вылезали наружу. (19) Не читали книг, не имеют никакой информации, никакого представления о внешнем, запредельном (находящемся за пределами их забоя) мире. (20) Вот он выработал вокруг себя довольно обширное пространство и обитает в нём, думая, что мир ограничен его забоем. (21) Под землёйже работает и другой, менее опытный горняк, у которого выработанное пространство меньше. (22) То есть он более ограничен своим забоем, но зато имеет представление о внешнем, наземном мире: он купался в Чёрном море, летал на самолёте, рвал цветы… (23) Спрашивается, кто же из них двоих более ограничен?

(24) То есть я хочу сказать, что можно встретить учёного человека с большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек. (25) И можно встретить человека, не вооружённого целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире.

(По В. Астафьеву)
ЗАДАНИЯ.

1 уровень- знание:

Укажите верное утверждение:

- Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним.

- Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения.

- Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения.

2 уровень-понимание:

- Выписать 3 СПП, определить их тип. 

- Каковы различия между типами СПП?

- Проанализировать предложения по схеме:





т ип придаточного

к чему относится

вопрос

союз (союзное слово)

синтаксическая роль указательного слова





3 уровень-применение:

- Конструирование предложений. Перестроить несколько предложений в тексте, превратив их в СПП (каждой группе по два предложения).

- Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
а) В предложениях 1-4 содержится рассуждение.

б) Предложения 5-7 содержат элементы повествования.

в) В предложениях 10-12 представлено описание.

г) В предложениях 21-23 содержится описание.

д) Ведущий тип речи этого текста – рассуждение.

4 уровень-анализ:

- Предложите свое заглавие текста.

-Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

а) Человечество ограничено в своем представлении о мире.

б) Современный человек не может прочитать все существующие сегодня книги.

в) Сейчас можно найти мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество.

г) Нельзя смешивать точные знания, которыми обладает человек, с его представлениями о внешнем мире.

д) Человек, обладающий большими конкретными знаниями, не может быть ограниченным человеком.

5 уровень-синтез:

Задание. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка, приведенного ниже. Запишите около каждой буквы соответствующую цифру.

«Размышляя о поставленной проблеме, автор использует такие синтаксические средства, как (А)______(предложения 2, 11), (Б)_______(предложения 13, 22). Стремясь подчеркнуть ограниченность знаний аждого человека и неизмеримость того, что человечеству пока неизвестно, В. Солоухин прибегает к использованию таких тропов, как (В)_______(«капсуле всего человечества» в предложении 13), и (Г)________(«загадочным миром» в предложении 8)».

Список терминов:

  1. сравнительный оборот

  2. ряд однородных членов предложения

  3. ирония

  4. индивидуально-авторские слова

  5. метафора

  6. вопросительные предложения

  7. эпитет.

6 уровень-оценка:

-Сравните ССП и СПП, приведите примеры из текста. Заполнить таблицу.

ССП

СПП

1. Сочинительная связь.

1.Подчинительная связь

2.3 разряда: соединительные, разделительные, противительные союзы.

2.3 типа: изъяснительные, определительные, обстоятельственные предложения

3.Союзы сочинительные

3.Союзные слова, подчинительные союзы


- Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему.