Файл: Практических заданий по дисциплине психология родительскодетских отношений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПСИХОЛОГИЯ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ



Группа ММ19П112
Студент
А.В. Матэко


МОСКВА 2023

Практическое занятие № 1

тема «Родительско-детские отношения и психическое развитие

человека»
Задание 4. Разработайте план психодиагностического обследования клиентов в соответствие с таблицей, приведенной ниже для двух ситуаций. Дайте рекомендации по данным ситуациям.
Ситуация 1


Гипотеза обследования

На кого направлено обследование

Психодиагностические методики

Формирование личности ученика начальных классов, а также положительная динамика развития школьника может быть достигнута путем оптимизации детско-родительских отношений, поддержанию их доверительности.

  • Ученик первого класса;

  • Родители: их характер общения с ребенком и отношение к его успеваемости.

  • Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)

  • Методика Р.Г. Овчаровой «Представление об идеальном родителе»

  • Методика «Рисунок семьи»;

  • Тест-опросник родительских отношений А.Я. Варга, В.В. Столина;

  • Тест тревожности



Рекомендации:

  • Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон. Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание.

  • Очень важны интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку.Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать...». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.

  • Старайтесь не сравнивать его с другими детьми только с ним самим.

  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

  • Воодушевляйте ребенка на рассказ о своих школьных делах. Обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.







Ситуация 2


Гипотеза обследования

На кого направлено обследование

Психодиагностические методики

Диагностические методы для выявления поведенческих и эмоциональных нарушений в детском возрасте.
Диагностика межличностных взаимоотношений.
Диагностика эмоционального состояния ребенка.



Дошкольник

  • Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен (3,5-7 лет).

  • Тест «Сказка» - с3,5 лет. «Лесенка»( с 3 – 7 лет)

  • Детский тест «Рисуночной фрустрации» С. Розенцвейга – с 4-13 лет.

  • Методика «Два дома» (3,5 – 6 лет)

  • Методика «Домики» Ореховой О. А. (4 – 12 лет)

  • Рисунок семьи – с 4 лет.

  • Цветовой тест Люшера – с 3,5 лет.

  • Методика «Кактус» - с 4 лет.



Практическое занятие № 2

тема «Основные характеристики родительско-детских отношений»
Задание 3. Заполните таблицу.




Проблемная область для психодиагностики

Название психодиагностических методик

1

Замкнутость подростка

  1. Тест Айзенка (темерамент);

  2. Кинетический рисунок семьи;

  3. ДДЧ;

  4. Тест тревожности Филлипса.

  5. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лури;

  6. Определение уровня развития Векслер, ШТУР;

  7. Шкала личностной тревожности для учащихся 10-17 лет;

  8. Оценка отношений подростка с классом;

  9. Оценка психологического климата в классе

2

Межличностные конфликты между матерью и подростком

  1. Методика «Три дерева»

  2. Опросник ВРР «Взаимодействие родителей с ребенком»;

  3. Родительское сочинение «История жизни моего ребенка» Е.И.Захаров, О.А.Кабанова;

  4. Методика Р.Г. Овчаровой «Представление об идеальном родителе»»

  5. Методика «Рисунок семьи» КРС Р. Бернса, С.Кауфман;

  6. Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина;

  7. Методика Шкала семейного окружения «ШСО» С.Ю.Куприяновнова;

  8. Методика идентификации детей с родителями, опросник А.И.Зарова;

  9. Опросник родительского отношения к детям – «Зеркало» для АСВ;

  10. Методика «Незаконченные истории».

3

Агрессивность дошкольника

  1. Тест СДП

  2. Методика «Рисунок семьи»

  3. «Дом, дерево, человек»;

  4. «Рисунок несуществующего животного»;

  5. Тест руки и опросник Дасса-Барки;

  6. Анкета «Критерии агрессивности у ребёнка» Г. П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко

  7. Проективная методика «Кактус»;

  8. Методика «Лесенка» В.Г. Щур

  9. Тест семейных отношений Е. Бене и Д. Антони (под общей редакцией А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой);

  10. Тест склонность к девиантному поведению




4

Страхи у дошкольника

  1. Опросник выявления уровня страхов у детей (модификация методики выявления тревожности и страхов у детей Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.;

  2. Тест «Страхи в домиках» опросник Захарова в модификации М. А. Панфиловой;

  3. Методика «Нарисуй свой страх» Проективные графические методики: методические рекомендации;

  4. Диагностика внутрисемейных отношений при помощи проективной методики «Три дерева»;

  5. Детский апперцептивный тест (ДАТ);

  6. Методика «Волшебная страна чувств»;

  7. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки);

  8. Методика «Дом - Дерево - Человек» Дж. Бука;

  9. Методика «Рисунок семьи»;

5

Патологические привычки у юноши

  1. «Многофакторный личностный опросник» Р.Кеттелла (юношеский вариант – 14PF);

  2. Тест описания поведения» К.Томаса;

  3. «Ценностные ориентации» М.Рокич;

  4. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел);

  5. Тест-опросник «Аддиктивная склонность», В.В. Юсупов, В.А. Корзунин;

  6. Тест «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевич.

  7. «Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям» Е.П.Ильина;