Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯНАО
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
«ЯМАЛЬСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Реферат
Дети, подвернувшиеся насилию
Салехард, 2023
Введение
Понятие «насилие» всерьез обосновалось в сознании современного человека. Каждый из нас часто становится невольным свидетелем таких явлений, как угроза, давление, физическое насилие, сексуальные домогательства и т. д. И никто не осмеливается отрицать, что эти явления очень распространены и опасны. Для многих детей такое воспитание заканчивается смертью. Насилие в отношении детей, надругательство над ними, сексуальная эксплуатация – все это сегодня острые социальные проблемы.
Актуальность исследования заключается в необходимости изучения теоретических аспектов современного понимания насилия, определения его социокультурной сущности; распределение насилия в семье в результате влияния современных социокультурных преобразований на положение детей; обоснование причин и факторов распространения форм насилия в отношении детей; а также теологиям социальной работы с детьми подвернувшиеся насилию.
1.Нормативно-правовые основы социальной работы с детьми, пережившими насилие в семье
Жестокое обращение с детьми является одним из основных вопросов, которые привлекают внимание общественности. Последствия насилия вызывают серьезную психологическую травму и негативно влияют на личность ребенка. Изучение психологических особенностей детей, подвергшихся насилию, разработка методов диагностики последствий травматических переживаний и корректирующих программ по реабилитации этих детей востребованы на практике в настоящее время.
Нарушения, связанные с насилием, затрагивают все уровни функционирования ребенка: когнитивную сферу, изменения личности, которые могут привести к девиантному поведению - ранний алкоголизм, анестезия, аутоагрессивное поведение (пытки, самоубийства и т. д.).
Основой международной защиты прав детей в семье являются, прежде всего, Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989 г. Также сюда следует включить Пекинские правила 1985 г. (Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (приняты Резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН от 10 ноября 1985 г.).
Для защиты прав несовершеннолетних существует комитет по правам несовершеннолетних – это международная организация, которая контролирует исполнение Конвенции о правах ребенка. Этот нормативный акт был ратифицирован подавляющим большинством стран мира. Законные представители часто подвергают опасности жизнь и здоровье несовершеннолетних, а также их имущество. Особенностью этих преступлений является сложность выявления. Конфликты, происходящие в семье, закрыты от посторонних глаз. Это создает дополнительную опасность для ребенка. Законодательство Российской Федерации выделяет защиту прав детей в отдельную категорию. Специальные органы наделяются специальными полномочиями по предотвращению возможных противоправных действий в отношении несовершеннолетних.
Конституция Российской Федерации 1993 года восприняла положения Конвенции о правах ребёнка. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ этот документ имеет приоритетное значение. Основные принципы Конвенции закреплены в Конституции РФ. Строго говоря, вся глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» применима и к детям, поскольку «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ). Статья 38 этого документа посвящена материнству и детству: «1 .Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Несмотря на краткость изложения, смысл этой статьи довольно широк. Таким образом, каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на образование и уход. Это право обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию (ч. 2 ст.38 Конституции РФ).
Семейный Кодекс РФ не только наделяет ребенка соответствующими правами, но и предусматривает гарантии их осуществления. Одной из таких гарантий является закрепление в статье 56 СК РФ права ребенка на защиту своих прав и законных интересов. В международном праве устанавливается необходимость защиты прав ребенка от следующих угроз и посягательств:
-
произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство (ст. 16 Конвенции о правах ребенка); -
всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации (ст. 19 Конвенции о правах ребенка); -
экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, или служить препятствием в получении им образования, или наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32 Конвенции о правах ребенка); -
незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (ст. 33 Конвенции о правах ребенка); -
всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст. 34 Конвенции о правах ребенка); -
бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст. 37 Конвенции о правах ребенка); -
всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст. 36 Конвенции о правах ребенка).
Основным законом, регулирующим права детей в Российской Федерации, является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», вступивший в силу 3 августа 1998 г. Этот закон не только устанавливает гарантии прав и законных интересов ребенка, но и регулирует отношения, возникающие в связи с их реализацией. Закон признает необходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации детей, переживших насилие в семье .
Социальная адаптация - это процесс активной адаптации ребенка к принятым в обществе правилам поведения, преодоления последствий психологической травмы.
Социальная реабилитация - это меры по восстановлению социальных связей и функций, утраченных ребенком, пополнению условий жизнеобеспечения и повышению уровня дохода. Большое количество документов, посвященных этой теме, связано с тем, что из-за физической и психологической незрелости несовершеннолетнему трудно самостоятельно защищать свои права.
Таким образом, государство стремится защитить своих молодых граждан от проявлений насилия в семье и обществе путем создания системы, основными элементами которой являются: законодательная база и нормативно-правовая поддержка, справочные службы; профилактика и реабилитация; профилактические и реабилитационные программы. Все эти элементы должны быть взаимосвязаны и направлены на достижение двух целей: во-первых, предотвращение насилия в отношении детей и, во-вторых, оказание помощи ребенку и семье в трудной жизненной ситуации. Основополагающим элементом защиты ребенка от насилия является правовая база и нормативная поддержка. В отсутствие этого элемента невозможно правильно построить социальную работу как в области предотвращения насилия в отношении детей, так и в области организации и проведения реабилитации детей, ставших жертвами насилия.
Следует отметить, что в России сделан большой шаг вперед в решении проблемы жестокого обращения с детьми. Социальные службы тесно сотрудничают с правоохранительными органами. В некоторых регионах существует успешный опыт привлечения общественных организаций к реализации социальных проектов. Однако предстоит еще проделать большую работу, поскольку функционирование социальных институтов отсутствует, контроль над основными институтами социализации ребенка недостаточен. Необходимо объединить усилия в единую систему, используя уже созданную базу данных.
2. Технологии социальной работы с детьми, пережившими насилие в семье
Социальная работа с детьми, пережившими насилие в семье, предполагает собой организационную социальную работу по предоставлению социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и финансовой помощи, социальной адаптации и реабилитации. Отталкиваясь от этого, социальный работник призывается к выполнению последующих должностных функций: диагностической; охранно-защитной; организационно-коммуникативной; психолого-педагогической; прогностической; координационной. Помимо прочего, социальная работа с детьми, пострадавшими от семейного насилия, состоит из следующих направлений:
1. Социальной защиты детей, пострадавших от семейного насилия – многоуровневой системы, которая в большей степени направлена на осуществление комплекса государственных мер по обеспечению достаточных социальных гарантий, прав и свобод, достижение адекватного функционирования семьи в ситуации возникновения социальных рисков, а также на гармоничное формирование института семьи, определенной личности и социума. Стоит также отметить защиту интересов детей, выступающих жертвами насильственных действий в семье, установленных в законном порядке, и созданию программы по защите детей.
В социальной защите детей, пострадавших от домашнего насилия, немаловажная роль отводится самому институту семьи. Она заключается в реконструкции родительских отношений; выработке устойчивости, вопреки пропаганде секса, наркотических и токсических средств, алкогольных напитков, насильственных действий, агрессивного поведения и нецензурной лексики; создании условий для поддержания психосоциального здоровья института семьи и др.
2. Социальная поддержка детей, выступающих жертвами домашнего насилия, оказывает формальную и неформальную деятельность, осуществляет помощь детям в социальной адаптации и социализации. Также она заключается в осуществлении разных видов помощи: социально-психологической, морально-нравственной, психолого-педагогической и других. В рамках системы социальной поддержки так же осуществляется программа по медицинскому страхованию.
3. Специалист по социальной работе обязан: быть осведомленным в основных нуждах и потребностях детей, пострадавших от семейного насилия; формулировать индивидуальную программу по разрешению проблем детей, пострадавших от семейного насилия; задействовать различные социальные организации и службы, по оказанию помощи детям, подвергшимся домашнему насилию в семье.
4. Социальная помощь детям, подвергшимся насильственным действиям в семье, выступает составной частью всей системы социальной поддержки. Её воздействие ориентировано на развитие механизма межведомственного взаимодействия по профилактике домашнего насилия, реабилитации детей, подвергшихся насильственным действиям в семье, развитие партнерских отношений с общественными неправительственными организациями с целью решения проблем неблагополучия семей и насильственных действий в адрес детей. А также синтез и продвижение инновационных программ, примирительных технологий работы с объектом и субъектом насильственных действий в семье.
5. В своей профессиональной деятельности социальный работник оказывает помощь в социальной реабилитации детей, подвергшимся домашнему насилию. Его основной задачей выступает формирование личности ребенка, ее становление и развитие. Целью психологического консультирования в работе с детьми, пострадавшими от семейного насилия, можно назвать: эмоциональную поддержку и внимание к переживаниям детей; развитие реалистичности и плюралистичности мировоззрения у детей; выработка готовности к творческому освоению мира. Результат воздействия социального работника во многом зависит от семьи и социального окружения ребенка. Ближайшее социальное окружение ребенка оказывает особое влияние на формирование его индивидуальности, поэтому оно также может и должно рассматриваться в качестве объекта процесса социальной реабилитации.
6. Кроме того, дети, подвергшиеся домашнему насилию, так же особо нуждаются в социальной коррекции, в связи с нахождение в состоянии кризиса. Задачами социальных работников, в данном случае, выступают: преодоление отчужденности, преодоление аффективного расстройства посредством формирования среды доверия, принятия, защищенности, способом задействования ресурсных состояний. В результате установления партнерских отношений, воссоздания существенного личностного ресурса ребенка возможен переход ко второму этапу. Его цель заключается в раскрытии конфликта и отреагирование его травматических переживаний [4].
Еще одной работой социального работника по смягчению напряжения взаимоотношения детей, подвергшихся домашнему насилию