Файл: Ломоносов внёс огромный вклад в развитие физической науки в России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эфирная теория электричества, разработанная Ломоносовым, сыграла прогрессивную роль в развитии науки об электричестве. Труды Ломоносова в области физики явились крупным вкладом в эту важнейшую науку о природе. Они развивались и дополнялись учёными последующих лет и способствовали тому, что физика стала общепризнанным лидером естествознания.
М. Ломоносов как ученый-физик
Физические воззрения, стремления в области физики, методологические взгляды Ломоносова отличались от взглядов подавляющего большинства современных ему ученых. В отличие от ньютонианцев Ломоносов в своих физических исследованиях широко использовал гипотезы. Он был противником концепции невесомых, которой придерживались многие физики его времени. Он не признавал дальнодействующих сил, которые все в большей степени применяли для объяснения физических явлений.
Ломоносов выработал методологию, свои принципы, на основе которых старался построить все здание физической науки. В своем методе он сочетал теорию и эксперимент, индукцию и дедукцию, а также широко использовал научную гипотезу. Он искал общее в различных физических процессах, исходя из идеи единства физического мира. Эйлер так писал о Ломоносове:
«В наше время такие умы весьма редки, ибо большинство остается при одних опытах и нисколько не хотят о них рассуждать, другие же пускаются в такие нелепые рассуждения, которые противны всем основам здравого естествознания» .
Своеобразие Ломоносова как ученого определялось, как уже подчеркивалось выше, особенностями русской действительности того времени, а также тем, что его научное мировоззрение складывалось иначе, чем у других ученых его времени. Ломоносов пришел в науку уже зрелым человеком, поэтому мог оценить ее состояние с более независимых позиций, нежели его современники. Он осознавал стоящую перед ним, первым русским академиком, задачу — изменить положение науки в России. Эйлер, Даниил Бернулли и др., правда, уже вели научные исследования в Петербургской Академии наук на высоком уровне, однако они лишь продолжали развивать науку в тех направлениях, в которых она развивалась в это время на Западе. Работая над теми же проблемами, следуя тем; же традициям, что и их коллеги на Западе, иностранные академики были оторваны от русского народа, его интересов, их не могла волновать борьба передовых русских людей за развитие своей культуры и экономики, Ломоносов же всю жизнь боролся с «неприятелями наук российских», восставал против иностранного засилья в Академии наук, против царских бюрократов и чиновников, тормозивших развитие науки и образования в России, против церкви, которая мешала распространению естественнонаучных знаний среди русского народа, и т. д. Для успешного развития науки и просвещения в России необходимо было, однако, не только решить организационные вопросы, не только защитить науку от ее врагов. Успех ее развития зависел также и от теоретического фундамента, от традиций, на основе которых она должна развиваться в дальнейшем. Ломоносов и ставил перед собой задачу заложить такой теоретический фундамент, такие традиции. Вместе с тем Ломоносов пересмотрел все современные ему науки, в частности физику, подвел итог всему, что
было сделано в ней до него, и одновременно наметил дальнейший путь развития. Его взгляд на состояние физики того времени был несравненно шире, чем у его современников. Он определил свое время и в своих работах предвосхитил последующее развитие физики.
Современники Ломоносова не понимали и не могли оценить его основные физические идеи, правильность намеченного направления в науке (не были оценены его работы по кинетической теории теплоты и газов, им были чужды идеи Ломоносова в области оптики, теории электричества и т. д.). Им также были чужды основные принципы, следуя которым Ломоносов развивал свои физические исследования. Только взгляды Эйлера были близки Ломоносову.
Открытие атмосферы Венеры
К прохождению Венеры по диску Солнца 1761 г. относится выдающееся открытие, сделанное М. В. Ломоносовым - открытие атмосферы Венеры. Отчет об этом открытии отличался ясностью и образностью. "...Ожидая вступления Венерина на Солнце ... увидел наконец, что солнечный край стал неявственен и несколько будто стушован, а прежде был весьма чист и везде равен... При выступлении Венеры из Солнца, когда передний ее край стал приближаться к солнечному краю ...появился на краю Солнца пупырь, который тем явственнее учинился, чем ближе Венера к выступлению приходила... Сие ни что иное показывает, как преломление лучей солнечных в Венериной атмосфере..."
Прохождения Венеры по диску Солнца чрезвычайно редки . Они группируются парами с интервалом в 8 лет одно от другого. А между парами проходит либо 121,5 либо 105,5 лет.Вот перечень трех последних пар: 1631 и 1639 гг., 1761 и 1769 гг., 1874 и 1882 гг. Последнее прохождение было 8 июня 2004 г., парное ему прохождение Венеры произойдет 5-6 июня 2012 г. и, например, в Москве будет наблюдаться лишь в заключительной стадии.
Согласно сохранившимся источникам, впервые прохождение Венеры наблюдалось европейскими астрономами в 1639 г. С прохождением Венеры 1761 г. связано событие, очень ярко характеризующее обычные трудности наблюдательной астрономии.
Для наблюдения редкого явления в предшествующем году был командирован в Индию член Парижской академии Гийом Лежантиль. Однако разразившаяся между Великобританией и Францией война не дала ему возможности достигнуть места назначения. Он сумел сделать лишь несколько грубых зарисовок с качающейся палубы фрегата. О точных измерениях не могло быть и речи.
Чтобы не опоздать снова, Лежантиль не уехал и ждал нового прохождения в течение 8 лет. Климат в месте его походной обсерватории в Пондшире был хоть куда - облачные дни в году насчитывались единицами. Накануне долгожданного прохождения погода стояла также ясная, однако следующий день - 3 июня 1769 г. - оказался облачным ... Очередное прохождение должно было состояться через 105 лет.
На обратном пути Лежантиль потерпел кораблекрушение, попал к пиратам и, наконец, чудом вернулся домой после 11-летнего отсутствия лишь для того, чтобы узнать: его считали погибшим, место в академии было занято и наследники поделили имущество...
Содержание[убрать]
|
Цель
Выяснить, актуальны ли физические открытия Ломоносова М.В. в XXI веке.
План работы
1) Указать цель работы по выбранной теме.
2) Подобрать информацию по теме в различных источниках (книгах, энциклопедиях, Internet), записать список ресурсов.
3) Подобрать рисунки, фотографии, иллюстрации.
4) Выбрать эксперимент, опыт, сконструировать модель или наблюдение и описать его.
5) Провести эксперимент по теме, опыт или наблюдение.
6) Оформить результаты эксперимента (опыта или наблюдения) с фотографиями.
7) Сделать вывод по результатам эксперимента и сформулировать общий вывод.
8) Придумать задания и вопросы для слушателей (учащихся).
Физические открытия М.В. Ломоносова
Одним из важнейших открытий Ломоносова по праву считается корпускулярная теория строения вещества и на основе этой теории объяснение явлений природы:
• Тепловые явления. ”Размышления о причине теплоты и холода”(1744г.)
• Кинетическая теория газов. ”Попытка теории упругости воздуха”
• Акустические явления.
• Оптические явления. ”Слово о происхождении света” (1756 г.)
В 1744 года Ломоносов представил диссертацию ”О нечувствительных физических частицах”. В основе разработанной Ломоносовым теории строения вещества («корпускулярной философии») лежали материалистическо-механистические представления: материальный мир познаваем, подчиняется единым законам и причинно обусловлен.
• Материя тел дискретна, её можно физически делить, но до определённого предела.
• Получающиеся в конце такого деления частицы настолько малы, что ”ускользают от чувства зрения”, поэтому Ломоносов называл их ”нечувствительными физическими частицами”.
• Эти частицы имеют протяжённость, фигуру и инерцию, значит, каждая из них состоит из определённого количества материи. Учёный разделял представление Ньютона о том, что количество материи тела пропорционально силе инерции.
• Все ”нечувствительные частицы” имеют шарообразную форму, состоят из абсолютно твёрдой бесструктурной первичной материи, имеют на поверхности правильно организованные выступы и впадины. Единственное различие между частицами различных тел заключается лишь в величине их диаметров.
• ”Нечувствительные частицы” могут объединяться в ”корпускулы”, причём соотношение частиц в каждой из них такое же, как и соотношение веществ, составляющих данное тело.
• Частицы тел могут совершать три вида движения: поступательное, колебательное и вращательное. По мнению Ломоносова, это является наиболее распространённым и, как будет показано ниже, таит наибольшие возможности для объяснения многих физических явлений.
Источники информации
1) Энциклопедический словарь юного физика, Сост. Новиков В.И., «Педагогика», 1984.
2) http://lomonosov.name/parts_2.html - М.В.Ломоносов, Наука и творчество
3) Библиотека Мошкова http://az.lib.ru/l/lomonosow_m_w/
4) http://www.planet-x.net.ua/history/history_persons_lomonosov1.html - Калейдоскоп тайного, непознанного и загадочного /статья о Ломоносове/
Модель строения вещества
Сконструировать модель для представления строение вещества на молекулярном уровне в пространстве.
Модель сконструирована из пластилина и зубочисток.
Эксперимент – замерзание воды (изменение агрегатного состояния вещества).
Вывод по эксперименту:
Наблюдение диффузии
Вывод по наблюдению диффузии:
Вывод
Исследования Ломоносова в области естественных наук рассматривают как построение единой естественнонаучной картины мира на основе выработанных им принципов. В физике, как и в химии, многие явления объясняются на основе представлений об молекулярном строении вещества. Размеры молекул и атомов измеряются в нанометрах(1 нанометр равен одной миллиардной части метра). В 21 веке существует задача – конструировать вещества и их свойства из атомов и молекул. Что позволить развивать новые технологии – нанотехнологии.
Вернуться на страницуУчебный проект Школьные Ломоносовские чтения
Категории: Курсы ИРО январь 2011 | Учебный проект Ломоносовские чтения