Файл: Терапия и коррекция расстройств психосоматического спектра у детей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 357
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Терапия и коррекция расстройств психосоматического спектра у детей
-
Прочитайте выдержки из беседы психолога с подростками. Дополните своими комментариями. Какие методы работы Вы бы предложили?
Наташа, 14 лет, живет с мамой, бабушкой и дедушкой, отец живет отдельно, но часто встречается с девочкой. На консультацию ее прислала классная руководительница с просьбой «усовестить» Наташу: родители жалуются, что она «хамит всем, хлопает дверью, закатывает истерики». Сама Наташа говорит, что все ей надоели и она была бы рада, если бы консультант сумела бы «освободить ее от предков».
Выдержки из протокола консультативной беседы с Наташей. «Рисунок семьи начала рисовать с папы, которого изобразила в виде глухого забора, при этом рассказывает: «Здесь еще можно натянуть колючую проволоку. Он считает, что заботится обо мне. Да, мама и он покупают мне кучу всего, но весь интерес ко мне – это посмотреть мой дневник. Мама – это заколка, может быть, из золота с бриллиантом. Ей нужен специальный уход. Ее нужно ограждать от переживаний (смеется). Бабушка – цветок. Она бы, может, и не ходила бы так за мной, но так им всем спокойнее. А дедушка – самолет. Он был раньше военным, ему единственному интересно быть со мной». На вопрос консультанта: «А ты не пробовала спокойно поговорить с родителями о том, что ты уже выросла и не нуждаешься в детской опеке», она ответила, что каждый день им об этом говорит: «Оставьте меня в покое».
Катя, 13 лет, долгое время никак не хотела согласиться с присутствием в семье отчима – Виталия Борисовича. Стремилась хотя бы на время переехать к бабушке, но ее не отпускали.
– Ну, в общем, я говорила с мамой и с Виталием Борисовичем. Ну и я уже сегодня переезжаю к бабушке, поэтому я такая радостная. Тут на днях я не ходила в школу, мы ездили к родителям Виталия Борисовича. Такие милые люди. Я сначала стеснялась, но потом весело было. А с мамой мы говорили долго, даже плакали. Я уже совсем на нее не сержусь. А на него уже чуть- чуть только. Я маме о вас рассказала. И как вы говорили – честно, спокойно
рассказала, как мне плохо и чего я хочу и почему кричу и грублю им. Она действительно поняла и даже прощенья попросила, что мне было так плохо. Она не понимала меня, поэтому и злилась. Ну а потом я просила прощенья. Все-таки я была эгоисткой и думала только о себе. Обижалась на них и хамила, нет чтобы сразу рассказать. Ну а потом мы с мамой готовили: булочки пекли с изюмом.
- Перед Вами еще одно кинезиологическое упражнение, направленное на снятие последствий стресса. Пройдите самостоятельно данное упражнение, опишите Ваши впечатления и результат.
Методика стирания стрессовой информации из памяти (визуализация). Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист
бумаги, карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию,
которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация,
символ и т.д.
Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги созданную негативную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. Откройте глаза.
Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги.
Если картинка не исчезла, снова возьмите старательную резинку и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.
Перед Вами еще две комплексные программы для Вашего использования в практической работе.
ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИГРОТЕРАПИИ для больных бронхиальной астмой, атопическим дерматитом и другими аллергическими заболеваниями. (возраст детей 8-12 лет)
На организационном этапе проводится беседа с родителями, ознакомление их с возможностями групповой игротерапии, ожидаемыми результатами. Необходимо
информировать родителей о возможной динамике поведения ребенка, разъяснить позитивность этих изменений. Обсуждаются правила работы группы (продолжительность, время, место, пропуски), заключается договор о совместной работе. Игротерапевтический этап состоит из 8 занятий. Первые два занятия родители находятся вместе с детьми, на остальных дети занимаются без родителей.
Структура всех 8 занятий одинакова: сначала проводится разминка или упражнения на разогрев (20 минут), затем проводится основная часть - игротерапевтическая, которая включает проведение одной или нескольких игр (50 минут), затем следует завершающий этап - чаепитие, во время которого дети имеют возможность обсудить занятие, поделиться своими впечатлениями и чувствами, а также высказать свои пожелания о дальнейших занятиях. На ознакомительном и на завершающем занятии чаепитие проводится вместе с родителями. Во время проведения игры группа может «взять два тайм-аута» по 5 минут каждый, для того чтобы отдохнуть, побегать или просто сбегать в туалет.
Во время проводимой игротерапии ребенок проходит несколько этапов лечебного воздействия (механизмы лечебного воздействия группы):
-
Коррегирующее эмоциональное переживание. Принятие ребенка психотерапевтом и другими детьми, признание его ценности и значимости, уникальности его внутреннего мира. -
Конфронтация. Это столкновение участника группы с самим собой, со своими проблемами, установками, характерными эмоциональными и поведенческими стереотипами. -
Научение. Осуществляется как прямо, так и косвенно. Групповая ситуация - это ситуация многопланового, реального эмоционального межличностного взаимодействия. Дети учатся самоконтролю и свободе самовыражения в сочетании с ответственностью. Ощущая уважение психотерапевта, при отсутствии оценок и постоянном эмоциональном принятии дети научаются уважать себя и других. Так как детям позволяется самим рассчитывать свои действия, предлагать собственное решение проблем, реализуются и развиваются их собственные внутренние ресурсы, дети получают возможность делать выбор и отвечать за него. -
Эмоциональное отреагирование. Снятие запретов на возможность эмоционального реагирования, на осознание неопасности различных эмоций и перцептивных реакций.
Детская психотерапевтическая группа, как и любая другая группа людей, подчиняется законам групповой динамики, т.е. проходит определенные этапы развития.
Этап знакомства и ориентировки (1 -2 занятия). Дети испытывают страх и тревогу перед неизвестным, максимальная степень зависимости от психотерапевта. Абсолютно необходимы эмоциональное принятие, одобрение и поддержка со стороны психотерапевта. Этому способствуют установление позитивно-эмоционального контакта с детьми, знакомство участников группы друг с другом, совместное принятие правили норм группы.
Этап нарастающего напряжения (2 -3 занятия). К концу первого этапа количество страхов и тревог уменьшается. Ребенок, чувствуя себя в безопасности, стремится проявить собственную индивидуальность, отстаивает свои права, самоутверждается. В этот период дети провоцируют агрессивное поведение с целью определения отношения к себе со стороны значимых лиц. Напряжение в группе возрастает, так как социальные роли еще не распределены. На этом этапе происходит актуализация и реконструкция конфликтных ситуаций, отражение негативных тенденций личностного развития ребенка в игре и эмоциональное отреагирование ребенком чувств и переживаний, связанных с прошлым негативным опытом взаимодействия.
Этап распределения и закрепления групповых ролей. Продуктивно работающая группа. Показателем объединения детей в группу является их совместная деятельность без стимуляции со стороны психотерапевта. При этом основными задачами являются: развитие способности к осознанию себя
и своих возможностей, коррекция самооценки, расширение сферы осознавания чувств и переживаний и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения, как со сверстниками, так и со взрослым, а также формирование способности к произвольной регуляции поведения и деятельности.
Обобщающе-закрепляющий этап (1-2 занятия). Здесь происходит обобщение сформированных на предыдущем этапе адекватных способов коммуникации, перенос нового позитивного опыта в реальную жизнь и отсоединение ребенка от группы.
ОПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ.
Первая встреча. Разминка посвящена знакомству участников друг с другом и проходит немного дольше, чем в последующие встречи. Дети садятся в круг на полу, по очереди называют свое имя, возраст, а также то, что, по их мнению, нужно, чтобы знали о них другие участники. Чтобы дети лучше запомнили имена друг друга, можно провести специальное упражнение - все встают спиной к центру круга, кроме одного из участников, водящего. Он стоит в центре круга и называет имя кого-то из участников группы, прикасаясь к его спине. Если водящий правильно назвал имя участника, тогда этот человек может повернуться и сесть вкруг. Если водящий забыл имя кого-то из участников, сидящие в кругу могут ему подсказать.
На первой встрече проводится игра в карточки (семейная социальная игра Г. Хорна), правила которой приведены в приложении. Эта игра помогает детям познакомиться, узнать характер и привычки друг друга. Кроме того, она помогает плавно перевести интерес ребенка с семьи на друзей и партнеров по игре.