Файл: Сравнительная психология исключает понятие особь, но в каждом из нас присутствует особь, индивид и личность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Черниговская Т.В. - Психология толпы. Учить учиться. Взаимопонимание культур. Расы и этносы.
Стадное чувство:
Сравнительная психология исключает понятие особь, но в каждом из нас присутствует особь, индивид и личность (законы формирования общества). Основную роль играет иерархия или, в социуме, лидерство в малых группах. Иерархия – принцип построения социальных групп как у животных, так и у людей.
Поведение толпы является предпосылкой к формированию этноса. Отношение «мы и они»: как только появляется общая цель, которая постоянно подогревается и доставляет положительные эмоции, имеется противодействие к достижению цели, то группа становится все прочнее и прочнее. Пример: футбольные болельщики.
Так, отдельная особь превращается даже не в индивида, а толпу.
Психология толпы обусловлена инстинктом самосохранения, т.е. чем больше количество особей, тем больше шансы выжить, расширить ареал обитания.
Должен ли человек победить свою стадность?
У стадного поведения есть не только отрицательные, но и положительные последствия. Таким образом, в одних ситуациях человек безусловно должен побеждать такую модель поведения, когда как в совершенно других – придерживаться исключительно ему.
Имеет ли человек или другая биологическая особь шанс выжить, не подчиняясь стадному поведению, установленному иерархией внутри сформированной группы?
При условии, что индивид или иная особь не подчиняется закону, но находится в пределах одной обусловленной территории проживания – нет. А. М. Зимичев опровергает возможную вероятность, называя иерархию аппаратом насилия, принуждающего к поведению стада. Анатолий Михайлович Зимичев - советский и российский психолог, доктор психологических наук, профессор, создатель гибких автоматизированных обучающих систем (ГАОС), основатель психологии политической борьбы.
Каким должно быть образование?
В современных реалиях образование имеет две крайности – сверхспециализация, ограничивающая общий кругозор, и, наоборот, большое количество междисциплинарных наук, которые могут привести к профанации.
Основная задача стоит в правильной, корректной комбинации двух крайностей для поиска золотой середины: для того, чтобы быть качественным узконаправленным специалистом нужно заполнять «пустоты» междисциплинарными науками, чтобы понимать и принимать запросы от тех, кому будущий работник оказывает свои услуги.
Человек должен знать основной актив языка своей сферы и иметь возможность пассивно воспринимать информацию языков иных сфер для эффективного контакта для расширения своей валентности, возможностей, вступая в взаимодействие с другими людьми, что порождает интеграцию в идеальной картине образования.
Что должна делать школа в условиях бесконечного потока знаний в век информации?
Школа, как авторитарная структура, имеет пласт обязательной программы, которая должна быть освещена на занятиях. Прохождение ее дает аттестат о среднем образовании и возможность развития в дальнейшем (получение высшего образования. Происходит индоктринация общества и государства, а также, что не менее важно, культур.
Разница в национальных менталитетах.
Язык у людей устроен одинаково, что является отражением сходства их когнитивных способностей, в конечном итоге того, что люди думают одинаково, о чем говорит современная лингвистика.
Культуры устроены принципиально так же: всегда есть разделение на общие вещи и специфику. Универсалии и константы, пример: в любой религии существует понятие о подношении высшим силам даров, но то, в какой форме оно происходит – является отличительной чертой каждой культуры.
Менталитет определяется множеством сложившихся обстоятельств: внешних и внутренних, субъективных и объективных. География может влиять на культуры, язык.
Кто считается человеком?
Произошла когнитивная эволюция, чьим продуктом является происхождение анатомического человека. Пример: черная Ева – прародительница человечества. Иная теория – теория канделябра, пример полигенеза.
Этнос и раса.
Этнос в процессе глобализации начал активно лоббировать свои интересы и защищать свою индивидуальность. Этнос – сравнительно устойчивая ассоциация людей или общность, осознающая общность своего происхождения.
Раса - система популяций человека, характеризующаяся сходством по комплексу физических или социальных признаков.
Другими словами, раса часто воспринимается как нечто, что присуще нашей биологии и, следовательно, наследуется из поколения в поколение. А вот этническая принадлежность -это то, что мы приобретаем или приписываем себе, основываясь на месте рождения и жительства и окружающей нас культуре.