Файл: Третейские суды как органы защиты гражданских прав современное положение и перспективы развития правового регулирования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 355

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»


РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Адвокатура и нотариат»
На тему: Третейские суды как органы защиты гражданских прав: современное положение и перспективы развития правового регулирования


Выполнил(а): Тукум Мария Денисовна

Группа: ЮСЗ-1120(2)


Омск 2023

Содержание
Введение……………………………………………………………………….3

1. Понятие и сущность третейских судов в России………………………...4

2. Современное положение и перспективы развития правового регулирования третейских судов в России………………………………………...6

Заключение…………………………………………………………………...11

Список использованных источников……………………………………….13

Введение
Третейский суд – это арбитражное разбирательство, организуемое сторонами спора в добровольном порядке, которое проводится согласно правилам третейского суда или самостоятельно определенным сторонами спорам.

Современные арбитражные (третейские) суды – это очень древний общественно-правовой институт, возникший в далеком прошлом. Исторически имущественные отношения и споры по поводу этих отношений появились одновременно.

Принятие в 2002 г. нового Арбитражного процессуального кодекса и Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» должно было завершить формирование в стране новой арбитражной системы из государственного арбитража и частных третейских судов.

15 декабря 2015 г. был принят Федеральный закон № 382-Ф3 «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», который во многом открывал новую страницу в истории отечественных третейских судов. Однако в какой-то степени жесткий и неоднозначный подход, изложенный в этом законе, породил неоднозначное отношение к нему в третейском сообществе.

Третейские суды претерпели изменения для более качественного оказания юридической помощи. Современный институт третейского разбирательства является действенным инструментом разрешения споров. Судьи могут не иметь высшего образования, но решение об их назначении будет принимать контролирующий государственный суд.


Цель данной работы - изучить институт третейских судов в России.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и сущность третейских судов в России.

2. Рассмотреть современное положение и перспективы развития правового регулирования третейских судов в России.

1. Понятие и сущность третейских судов в России
Третейский суд - постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора [1].

Под третейским судом понимается единоличный судья или коллегия арбитров, которые рассматривают спорные вопросы гражданско-правового характера, возникающие при осуществлении предпринимательской или другой экономической деятельности. В России эти учреждения создаются при некоммерческих организациях, получивших право осуществлять свои функции, но они не являются государственными.

В таком суде можно рассматривать практически любые гражданско-правовые споры. В большинстве случаев это дела:

- о взыскании долгов;

- связанные с внесением изменений в договоры или с их расторжением (аренды, купли-продажи и т.д.);

- корпоративные споры о таких делах, как ущерб, нанесенный фирме руководителем, раздел акций [3].

К арбитрам указанного суда применяют менее жесткие требования по сравнению с государственными служащими: возраст судьи должен быть не менее 25 лет; арбитром может стать только дееспособное лицо; требуется отсутствие неснятой или непогашенной судимости.

На эту должность не допустят лицо, если оно до последнего времени служило в правоохранительных органах, также было судьей, адвокатом и т.д., но было уволено за нарушение правил профессиональной деятельности.

При коллективном разбирательстве спорного вопроса достаточно лишь одного судьи с высшим образованием, остальные могут его не иметь, но должны отвечать ряду требований.

Третейского судью не могут привлекать в качестве свидетеля, если обстоятельства дела стали известны при его рассмотрении.

Если стороны в ходе разбирательства пришли к соглашению, выносится соответствующее решение. После этого можно обратиться в государственный суд, чтобы получить исполнительный лист для дальнейшего принудительного взыскания. С письменным заявлением победителю спора можно обратиться либо по месту жительства должника, либо по месту, где находится суд.


Законом дано право всем заинтересованным лицам оспаривать решение третейского суда.

Сторона, не согласная с резолюцией по делу, пишет заявление в районный суд и уплачивает госпошлину. Следует тщательнейшим образом аргументировать все выявленные недостатки или ошибки в разбирательстве.

Решение могут отменить по следующим основаниям: разбирательство не подпадает под юрисдикцию третейского суда; участника не уведомили должным образом о времени и месте процесса, из-за этого он не присутствовал при рассмотрении; состав арбитров не соответствует действующему законодательству. Указанное обращение будет рассматриваться в районном суде в течение 1 месяца.

Наиболее сильными сторонами этого способа разрешения споров являются:

- можно выбрать место рассмотрения спора;

- судьи выбираются участниками самостоятельно с учетом квалификации;

- можно договориться разделить расходы по оплате за услуги третейского разбирательства;

- еще до суда можно согласовать максимальную сумму, которая обязана будет выплатить проигравшая сторона;

- срок рассмотрения спора значительно меньше, чем в иных судах;

- гибкость суда, так как правила определяют сами участники совместно с судьями;

- полная конфиденциальность рассмотрения дела.

Как и во всех судебных системах, разбирательства в третейских судах имеют отрицательные стороны. К ним можно отнести:

- решение третейского суда может отменить государственный суд, если будет установлено, что рассматриваемый спор не относится к компетенции первого;

- оперативность прохождения всего процесса зависит от всех его участников. Если кто-либо откажется сотрудничать, то разбирательство может затянуться; правовой статус ниже, чем у государственного, поэтому для начала исполнения принятого решения третейского суда арбитражный суд должен признать этот вердикт;

- в финансовом плане разбирательство может обойтись дороже, так как нужно будет оплатить услуги судьи, при необходимости также стоимость проезда, проживание в гостинице и иные расходы, связанные с рассмотрением дела [9, с. 82].

С сентября 2016 г. началась реформа третейских судов. На данный момент их насчитывалось около двух тысяч, сейчас количество резко сократилось. Это связано с тем, что для осуществления своей деятельности эти организации должны получить специальное разрешение.


На начало 2022 г. действующими являются:

  1. Институт современного инструктажа;

  2. Общероссийская общественная организация «Российский союз промышленников и предпринимателей»;

  3. Международный коммерческий арбитражный суд;

  4. Морская арбитражная комиссия [7].


2. Современное положение и перспективы развития правового регулирования третейских судов в России
Создание развитого института третейского судопроизводства способно решить целый ряд актуальных в нашей стране проблем, а именно: снизить высочайший уровень загруженности государственных судов, удешевить и ускорить процедуры рассмотрения споров.

Третейское судопроизводство также является важнейшим инструментом саморегулирования современного общества.

К неоспоримым преимуществам третейского разбирательства можно отнести принцип конфиденциальности, право избрания (назначения) спорящими сторонами третейских судей, возможность устанавливать и согласовывать правила рассмотрения спора, оперативность разрешения спора. Российская Федерация, как демократическое государство, ориентируется на развитие гражданского общества, а потому заинтересовано в росте его инициативности и повышения уровня.

В этой связи создание и регламентация эффективных, прозрачных и доступных негосударственных механизмов отстаивания своих прав участниками правовых споров - одна из важнейших задач.

Все это, в свою очередь, определяет высокую социально-политическую значимость института третейского разбирательства, который выступает одним из показателей зрелости нашей правовой системы.

Тенденции последних десятилетий, связанные со стремительным ростом числа постоянно действующих третейских судов, несовершенство, противоречивость и архаичность законодательства о третейских судах и третейском судопроизводстве, отсутствие специальных комплексных теоретических исследований в данной области, а также отечественной практики и правовых традиций разрешения третейскими судами спорных правоотношений и их взаимодействия с государственными судами повлекли за собой целый комплекс проблем законодательного, теоретического и практического характера [2, с. 141].

Существенной проблемы является неарбитрабельность отдельных видов гражданско-правовых споров, которые представляется возможным передать в ведение третейских судов.


Кроме того, отсутствует ясность степени арбитрабельности соглашений о передаче в третейские суды корпоративных споров, заключенных до 1 сентября 2016 года, порядок извещения о процессе и присоединения к процессу (например, в качестве третьего лица или соистца).

Также возникает аналогичный вопрос по отношению к директорам юридического лица. Споры с их участием относятся к числу арбитрабильных.

Однако отсутствует ясность, можно ли их считать связанными арбитражной оговоркой устава, или, напротив, требуется индивидуальное согласие каждого отдельно взятого директора).

Не решены проблемы, связанные с оспариванием арбитражного соглашения, существенные сложности возникают также при признании решений третейских судов федеральными судами.

В отдельную проблему можно выделить также порядок извещения о процессе и присоединения к процессу (например, в качестве третьего лица или соистца). Остается проблема невозможности обратить решение к немедленному исполнению при отказе исполнить его добровольно.

В таком случае сторона вынуждена обращаться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа. Исходя из перечисленного, можно сделать вывод об отсутствии необходимого уровня конкретизации, детализации и проработки норм права в части, регламентирующей деятельность третейских судов.

Масса противоречий и серьезных пробелов в законодательстве в свою очередь не только серьезно тормозит развитие института третейского судопроизводства, но, одновременно, предоставляет возможность использовать третейские суды для защиты коммерческих интересов конкретных участников хозяйственной деятельности, подрывая тем самым доверие к ним как со стороны участников гражданского процесса, так и со стороны государственных судов. Все это ставит под угрозу существование института третейского судопроизводства в России.

Совершенно очевидно, что нормативно-правовые акты Российской Федерации в данной области требуют глубокой переработки. Очевидно, основываясь на этих проблемах, президент В. В. Путин во время своего выступления перед членами Федерального Собрания РФ от 12 декабря 2013 г. выступил со следующим заявлением «Хотел бы обратить внимание еще на одну проблему - механизмы разрешения хозяйственных споров по-прежнему далеки от лучших мировых практик, в том числе нам нужно серьезно повысить авторитет Третейских судов прошу

Правительство совместно с РСПП и Торгово-промышленной палатой в короткие сроки разработать и внести в Госдуму законопроект о кардинальном совершенствовании Третейского судопроизводства» [15].