Файл: Задание к каким культурологическим подходам, рассмотренным в лекции, относятся следующие определения культуры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 740
Скачиваний: 24
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1. К каким культурологическим подходам, рассмотренным в лекции, относятся следующие определения культуры?
-
Культура – совокупность высказываний (например, произведений), символических рядов, служащих целям коммуникации (например, ритуалов), и средств коммуникации (языков, знаков). -
Культура – это комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, созданные и приобретенные человеком как членом общества. -
Культура – это мир ценностей как трансцендентных сущностей и их воплощений в сфере человеческого творчества. -
Культура – это система регулятивов человеческой деятельности, несущая в себе аккумулированный опыт, накопленный человеческим разумом.
1. Деятельностный подход.
Деятельностный подход понимает культуру как творческую человеческую деятельность. В рамках этого подхода (характерного для отечественной культурологии) становится возможным изучение процессов духовного обогащения общества, самосозидания человека как субъекта культурно-исторического процесса, механизмов сохранения и воспроизведения культуры в условиях изменчивости окружающего мира.
Деятельностный подход достаточно распространен в отечественной культурологии. Согласно данной научной позиции, в основе бытия человека лежит деятельность - целенаправленная, орудийная и продуктивная активность. Только человеческая деятельность может быть направлена на совершенно любые цели, которые человек выбирает сознательно, руководствуясь не инстинктами, а уже собственным разумом и собственными потребностями. Ее орудийный характер означает, что только в ходе деятельности человека природные явления и вещи превращаются в систематическое орудие или средство достижения практических целей. Из природных материалов человек создает сложные различные приспособления и машины, помогающие ему вести сельское хозяйство, производить промышленные товары, облегчать бытовые тяготы и т.д. Продуктивность деятельности заключается в достижении совершенно новых, творческих результатов в ходе преобразования природы.
2. Антропологический подход.
Одним из наиболее распространённых подходов к определению культуры является антропологический подход. Культура - мир человека. Согласно этому походу, культура представляет собой всё, что создано человеком. Определение строится на оппозиции «естественный – искусственный», разграничивая вещи и явления, имеющие исключительно природное происхождение («натура») и связанные с человеческой активностью и деятельностью (культура).
Культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, включает все, что создано людьми и характеризует их жизнь в определенных исторических условиях Суть антропологического подхода заключается в признании самоценности культуры каждого народа, которая лежит в основе образа жизни как отдельного человека, так и целых обществ.
Антропология – это наука о человеке. Антропология подразделяется на физическую и культурную антропологию. Культурная антропологияя изучает искусственный, а не природный мир человека. Как мы уже знаем, Антропология (от греч. antropos – человек, и logos – разум, знание) – это наука о происхождении и эволюции человека.
3. Аксиологический подход.
Аксиологический (ценностный) подход связан с изучением культуры как совокупности ценностей, которые понимаются как идеалы, к достижению которых стремится общество. Этот подход подчеркивает противоположность культуры природе, а также то, что не все явления социальной жизни являются частью культуры. Ценности существуют лишь по отношению к человеку, поэтому в данном подходе изучаемые феномены соотносятся с человеком, его потребностями и интересами.
Аксиологический подход, исходит из оппозиции «культурный- некультурный», разделяя социальные и культурные аспекты в жизни человека. В качестве основы культуры здесь берётся система ценностей (название подхода происходит от философской науки о ценностях – аксиологии). В таком случае сами по себе общественные отношения и социальные группы относят к жизнедеятельности общества, а всё, что связано с ценностным освоением мира, – к культуре. Современные аксиологические трактовки склонны усложнять данную схему, дополнительно выделяя цивилизационную сторону в общественном развитии.
Согласно данному подходу, культура - это социальные нормы, определяющие поведение человека. В таком понимании культура предстаёт как сумма разных видов приобретённого поведения, основанного на социальных стандартах, моделях, передающихся от поколения к поколению в рамках определённого общества.
4. Знаково-символический подход.
Знаково-символический подход интерпретирует культуру как мир смыслов, либо особую негенетическую «память» человеческого общества, которая кодируется, хранится и передаётся из поколения в поколение с помощью знаков. Под знаком понимается материально воспринимаемый предмет (явление, действие), замещающий в сознании человека другой предмет или представляющий некий смысл, отношение к чему-либо. Знаком может выступать слово, жест или вещь.
Поскольку одно и то же слово, жест или вещь могут иметь совершенно различный смысл и связь с другими знаками из-за особенностей сознания и мировосприятия людей, живущих в разных обществах, возникает необходимость «расшифровки» их значений и реконструкции этих миров смыслов, которые и составляют основу различных культур. Такой подход рассматривает культуру как знаковую систему, анализирует смысл знаков, значения, особенности, роль в жизни человека и общества.
Задание 2. О каких функциях культуры (из рассмотренных в лекции) идет речь в следующих высказываниях (объясните свой ответ):
2.1. «Мы подобны карликам, усевшимся на плечах великанов; мы видим больше и дальше, чем они, не потому, что обладаем лучшим зрением, и не потому, что выше их, но потому, что они нас подняли и увеличили наш рост собственным величием» (Бернар Шартрский).
Ответ: Функция трансляции социального опыта. Культура выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Опыт – это основанное на практике чувственно познание действительности; в широком смысле – единство умений и знаний. Он объективируется в предметной и языковой форме, в ценностях культуры. Опыт как результат практической и познавательной деятельности человека отражает уровень овладения объективными законами природы, общества и мышления, достигнутый людьми на конкретном этапе их исторического развития. Без постоянного овладения им человечество не может успешно двигаться вперед в своем развитии. Но кроме культуры общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатства опыта (знаний, умений, открытий, технологий, приемов и т.д.), который был накоплен людьми. Поэтому культуру правомерно величают социальной памятью человечества.
2.2. «Культура с течением времени приспосабливается к географической среде, что было убедительно показано антропогеографами; вместе с тем влияние среды уже не воспринимается как движущая сила культурного развития… И наконец, культура имеет тенденцию приспосабливаться к биологическим и психологическим потребностям человеческого организма» (Дж.П. Мёрдок).
Ответ: Адаптивная функция.
Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде. Приспособление человека к среде происходит благодаря культуре, поскольку биологическая эволюция не создала ему достаточных для этого средств. И это приспособление происходит по мере развития культуры. Человек как биологический вид Homo Sapiens не имеет своей природной экологической ниши. Он является "биологически недостаточным" животным, которое не в состоянии вести естественный образ жизни, и вынуждено, чтобы выжить, создавать вокруг себя искусственную, культурную среду
2.3. «Если молодой человек приносит цветы девушке на свидание, он предполагает, что она будет рада. Культура дает нам символические образы того, как порадовать, огорчить или обидеть человека, как сгладить конфликт и т.д., модели жестов, поступков, реакций на них и чувств по их поводу» (А. Зорин).
Ответ: Коммуникативная функция культуры обеспечивает общение людей друге другом. Человек не может решить без помощи других людей ни одну сколько-нибудь сложную задачу. Люди вступают в общение в процессе любого вида трудовой деятельности. Без общения с себе подобными человек не может стать полноценным членом общества, развить свои способности. Длительный отрыв от общества приводит индивида к психической и духовной деградации, превращая его в животное. Культура есть условие и результат общения людей. Только благодаря усвоению культуры люди становятся членами общества. Культура дает людям средства общения. В свою очередь, общаясь, люди создают, сохраняют и развивают культуру.