Практическое занятие № по темам 1-3. Задание 1. На основе анализа положений законодательства России (см., например, Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (с изм. и доп.) «О Конституционном Суде РФ»; Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ (с изм. и доп.) «О политических партиях» и др.) приведите примеры конституционных норм следующих разновидностей: а) регулятивных и охранительных;
б) управомочивающих, обязывающих и запрещающих;
в) материальных и процессуальных норм конституционного права;
г) норм-принципов, норм-дефиниций и норм-задач.
Ответ: а). Регулятивные и охранительные нормы права. Регулятивные – это такие нормы которые направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам общественных отношений прав и возложения на них обязанностей. Регулятивные нормы права являются правоустановительным потому, что они направлены к установлению субъективных юридических прав и обязанностей. Классическими примерами регулятивной нормы права являются большинство гражданско-правовых норм. К примеру, статья 653 Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф 3 (в редакции от 30 декабря 2012 г.), в котором сказано, что арендатор сохраняет право пользования земельным участком, если здание или сооружение, которое он арендует, продается другому лицу, при этом он сохраняются все прежние условия договора аренды здания и сооружения. Или же пункт 2 статьи 672 ГК РФ, который устанавливает, что члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, имеют такие же права и обязанности, как и наниматель. При этом этот наниматель и члены его семьи могут потребовать, чтобы договор социального найма был заключен с кем-то из членов семьи. А если наниматель умирает, то договор социального найма жилого помещения имеет право заключить один из его членов семьи, которые проживают в данном жилом помещении. Или же пункт 4 статьи 926 ГК РФ, который устанавливает, что хранитель спорной вещи (секвестр) имеет право потребовать от спорящихся сторон вознаграждение за хранение этой вещи, если решением суда или договором по поводу хранения спорной вещи не установлено другое. Охранительные – эти нормы права устанавливают меры юридической ответственности, а также специфические государственно-принудительные меры защиты субъективных прав (в целом - санкций). Необходимость в обособлении и дифференциации государственно-принудительных мер вызвана различной степенью тяжести нарушений обязанностей, которые возложены регулятивными нормами права, спецификой задач, которые решаются в правоохранительной сфере. Так, в нашем, российском праве единая общая обязанность - не нарушать субъективные права. Однако нарушение этой обязанности может быть различным не только по своему фактическому содержанию (присвоение, кража, грабеж и т.д.), но и по степени опасности этих незаконных действий для общества (преступление, административный проступок). Причинной выделения охранительных норм права является то, при установлении государственно-принудительных мер появилась необходимость учитывать различные особенности правонарушений (степень и форму вины правонарушителя, последствия деяния и другое), которые влияют на вид и величину санкции Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. - Екатеринбург, 1996. Примером охранительной нормы права может быть статья 105 УК РФ (если один человек лишил другого жизни, то его могут посадить в тюрьму на срок от 6 до 15 лет). б). Управомочивающие, обязывающие и запрещающие нормы права. Управомочивающиe – это такие нормы которые предоставляют лицам возможность совершать определенные действия, влекущие юридические последствия. примером служит: статья 46 п.3, каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Также в качестве примера можно привести п. 2. Ст. 68 Конституции РФ:
республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. Еще один пример: это статьи Закона «О полиции», где подробно определены виды дозволенных действий полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей, условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Обязывающие – это такие нормы, которые содержат юридически властное предписание на обязательное совершение в определенных условиях действий предусмотренных этой нормы. Примером служит: норма статьи 58 Конституции РФ: Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; Норма статьи 59 Конституции РФ: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом». Еще одним примером обязывающей нормы является ст. 92 Водного кодекса РФ, согласно которой водопользователи обязаны рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом. Здесь же содержится и запрет: не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде и др. Запрещающие – содержат юридически властное предписание, предусматривающее запрет на совершение определенного вида действий. В качестве примера можно предложить нормы особенной части КоАП, поскольку каждая подобная норма предусматривает состав конкретного административного правонарушения совершение которого возбраняется. Другим примером может служить п. 11 ст. 16 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в соответствии с которой,
вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается. Еще один пример – норма п. 4 ст. 41 вышеназванного закона. В соответствии с ней
физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, их уполномоченных представителей. в). Материальные и процессуальные нормы конституционного права. Материальные - это нормы, прямо и непосредственно регулирующие поведение субъектов российских правоотношений, определяющие содержание их прав и обязанностей. Которые непосредственно регулируют общественные отношения. Они собраны в кодексах, законах, актах правительства и органов центральной власти, имеющих соответствующие полномочия по их изданию. Например, гражданский кодекс, закон «О защите прав потребителей». Постановления Правительства, иные следующие за ними акты также относятся к материальному праву.Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. (п. 1 ст. 7 Налогового кодекса Российской Федерации). Примером служит: принудительный труд запрещен (ст. 4 Трудового кодекса Российской Федерации). А также закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида. (ст. 12 Трудового кодекса Российской Федерации). Процессуальные - это общеобязательные формально - определенные правила деятельности специализированного суда и других субъектов конституционного судопроизводства. Примеры процессуальных норм права: налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса. (п. 1 ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации). В случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке. (п. 2 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации). Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей. (ст. 384 Трудового кодекса Российской Федерации). г). Нормы - принципы, нормы - дефиниций и нормы - задач. Нормы - принципы – это такие нормы которые закрепляют основные начала устройства государства, формирования и деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических партий и общественных объединений, осуществления местного управления и самоуправления, реализации прав, а также прав, свобод и обязанностей человека, личности и гражданина. Нормы - принципы, содержащиеся в главе 1 Конституции РФ "Основы конституционного строя", закрепляют приверженность Российской Федерации идеям народного суверенитета, государственного суверенитета, верховенства права, правового государства, федерализма, равноправия форм собственности, разделения властей и т.д. (ст. 3, 4, 5, 8, 10 Конституции РФ и др.). Некоторые подобные нормы расшифровываются через систему других, более частных норм - принципов. Например, действие принципа федерализма в Российской Федерации основано на принципах государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации, равноправии субъектов РФ во взаимоотношениях с Федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ). Нормы – дефиниции - представляет собой предписание, устанавливающее границы класса предметов, явлений. Ее основная функция - разграничение, различение и идентификация объектов. Так, нормы - дефиниции позволяют нам разграничить между собой общественную организацию, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, общественный фонд, общественное движение.Они не только определяют конституционно-правовые термины и понятия, которые используются в содержании закона или в пределах тематических статей, но и властно предписывают, как их следует понимать. Примером служит: статья 94 Конституции РФ содержит норму - дефиницию - определение Федерального Собрания РФ. В ней говорится о том, что "Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации". Нормы – задач – это правовые установления, определяющие перечень тех условий, проблем, которые необходимо разрешить при помощи правового регулирования общественных отношений. В законодательстве часто устанавливаются задачи всего нормативно - правового акта или задачи государственных органов. Так, например в Законе "О милиции" определяются задачи милиции (ст. 2), а в другой статье этого Закона указаны задачи криминальной милиции. Также например в статье 20 Конституции РФ ставится задача отмены в будущем смертной казни в качестве исключительной меры наказания. Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. А согласно ст. 34 не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Следовательно перед государством стоит задача недопущения монополизации, к примеру есть ФАС, перед которой как раз и стоят задачи по борьбе с недобросовестной конкуренцией и монопольной деятельностью.
Задание 2. Приведите три примера, когда диспозиция находится в нормах конституционного права, а санкция — в нормах других отраслей российского права. Ответ: Санкция - это та часть нормы, в которой содержатся последствия выполнения диспозиции (правила поведения). Санкция может носить положительный (наступление благоприятных последствий) и отрицательный характер (наступление неблагоприятных последствий).
Например, при применении ст. 105, 158, 161 УК РФ и множества других, необходимо обратиться к нормам общей части, определенных в ст. 20 и 21 УК РФ), либо к определенному кругу лиц (ими могут быть работники различных отраслей, должностные лица и т.п.; например, в ч. 1 ст. 264 УК РФ указано на нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, в ч. 1 ст. 285 УК РФ - на использование должностным лицом своих служебных полномочий, вопреки интересам службы), действующих в определенных сферах общественной жизни и в силу этого несущих определенные обязанности. Примером санкции может быть часть 1 статьи 105 УК РФ, в которой предусматривается ответственность за умышленное причинение смерти другому человеку. ("наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового" - сама санкция).
Диспозиция - как само правило поведения всегда присутствует в любой норме. Возможность совершать лицом (гражданином) определенные законом действия, либо возможность воздержаться от их совершения. Примером диспозиции может быть часть 1 статьи 30 Конституции, согласно которой каждый имеет право на объединение. Также в ч. 1 ст. 158 УК РФ диспозицией является формулировка: «Кража, т.е. тайное хищение чужого имущества». В общем, диспозиция указывает деяние (в данном случае действие), подлежащее уголовной ответственности и определяет признаки, при наличии которых она возможна.
Норма права не может не иметь диспозиции. Например: ст. 63 ск РФ «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей». Или п.1 ст. 63 «Родители имеют право… воспитывать своих детей». Диспозиция всегда имеет представительно - обязывающий характер, соответственно п.1 ст. 63 « Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей» п. 1 ст. 37 ГК РФ «Распоряжение имуществом подопечного»: «Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе производить необходимые для содержания подопечного расходы за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода» п.1. ст. 486 ГК РФ «Оплата товара»: «Покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара…».
Задание 3. Составьте карту сравнительного анализа:
Критерии сравнения
|
Конституция РСФСР 1918 г.
|
Конституция РСФСР 1925 г.
|
Конституция РСФСР 1937 г.
|
Конституция РСФСР 1978 г.
|
Конституция РФ 1993 г.
|
Основы государственного и общественного строя
|
Она законодательно закрепила основы нового общественного строя:национализацию земли, переход к национализации промышленности, обращение всех банков в собственность государства, всеобщую обязанность трудиться, поставила задачу уничтожения эксплуатации человека человеком. В Декларации были зафиксированы основы государственного строя «Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
|
Конституция исходила как бы из "разделения труда" между Законодательством союза и республиканским законодательством. Более ощутимой становилась перспектива огосударствления соответствующих общественных отношений.
|
Она закрепляла как и Конституция СССР все главные экономические основы социализма: отмену частной собственности, господство социалистической системы хозяйства, и социалистической собственности на орудие труда и средства производства, установление государственного плана которым определялась вся хозяйственная жизнь государства.
|
Закреплялась общественная собственность на средства производства. Частная собственность не допускалась. Закреплялось плановое ведение хозяйства на основе жесткой централизации.
|
Российская Конституция как по форме, так и по содержанию существенно отличается от своих предшественниц. Так, приоритет прав и свобод человека, как основной принцип правового государства, выразился в том, что соответствующая глава в тексте Конституции предшествует главам об органах государственной власти.
|
Государственное устройство
|
Государственное устройство по Конституции РСФСР 1918г. Ст. 1 и 9 Конституции РСФСР определяли политическую основу государства как систему Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и социальную основу — диктатуру пролетариата в форме Республики Советов. В Конституции нашли отражение важнейшие экономические преобразования Советского государства: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков и промышленности.
|
Конституция РСФСР 1925 г. закрепила РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями. На территории РСФСР имели обязательную силу постановления верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза.
|
Основной закон Российской Советской Федеративной республики 1937 по 1978 год. Заменила Всероссийский Съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов и ВЦИК Советов новым высшим органом государственной власти — Верховным Советом, местные Съезды Советов рабочих и крестьянских депутатов — Советами депутатов трудящихся.
|
В Конституции 1978 года государство признавалась советским и социалистическим, но не объявлялось правовым.
Конституция РСФСР 1978 года в значительной степени подчеркивала роль коммунистической партии, провозглашенной в рамках данного нормативного акта руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы.
|
В Конституции 1993 г. заложена трехуровневая модель государственного устройства России: федеральный уровень, уровень субъектов Российской Федерации и муниципальный уровень. Каждый уровень власти имеет законодательно закрепленную собственную компетенцию и каждый уровень власти защищен через механизмы, принуждающие исполнять его решения.
|
Система органов государственной власти
|
Общая же структура власти в РСФСР по Конституции 1918 года базировалась на следующих ветвях:
Законодательная власть - Всероссийский Съезд Советов
Исполнительная власть - Совет Народных Комиссаров (выступал в роли современного правительства)
Судебные полномочия - Народный суд
|
Высшим органом власти СССР объявлялся Всесоюзный съезд рабочих и крестьянских депутатов, образующий Всесоюзный центральный исполнительный комитет. Съезд также формировал и правительство – Совет народных комиссаров (СНК).
|
Высшим органом власти РСФСР является Верховный совет РСФСР. Верховный совет РСФСР является единственным законодательным органом РСФСР. Верховный совет РСФСР избирает Президиум Верховного совета РСФСР в составе: Председателя Президиума Верховного совета РСФСР, 17 его заместителей по числу автономных республик, Секретаря Президиума и 20 членов Президиума. Верховный совет РСФСР образует Правительство РСФСР - Совет Народных Комиссаров РСФСР.
|
Высшим органом власти РСФСР является Верховный совет РСФСР. Верховный совет РСФСР избирает Президиум Верховного совета РСФСР – постоянно действующий орган Верховного совета РСФСР. Совет Министров РСФСР – является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти РСФСР.
|
В Конституции РФ 1993 г. закреплялась следующая система органов государственной власти: 1) Президент Российской Федерации; 2) Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации; 3) Правительство Российской Федерации; 4) органы государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения и других субъектов Федерации; 5) система судов, осуществляющих правосудие в Российской Федерации; 6) Прокуратура Российской Федерации.
|
Правовой статус личности (права, свободы, обязанности,
гражданство)
|
1.Конституция представляла гражданам широкий круг демократических свобод.
2.Задачей Советской власти объявлялось представление рабочим и беднейшим крестьянам образования.
3.Провозглашалось равенство граждан.
4.Конституция указала и их важнейшие обязанности, в частности, в частности всеобщую обязанность трудиться и всеобщую воинскую обязанность.
|
1.РСФСР признает труд обязанностью всех граждан Республики.
2.Конституция РСФСР исходит из основных положений декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, декларации прав народов России от 2 ноября 1917 г. и основных начал Конституции РСФСР.
|
1.Граждане РСФСР имеют право:
-на труд
- отдых
-на материальное обеспечение и старости
-на образование.
2.Женщине в РСФСР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях.
3.В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам РСФСР гарантируются законом:
-свобода слова
-свобода печати
-свобода собраний и митингов
-свобода уличных шествий и демонстраций
|
1.Граждане РСФСР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией РСФСР и советскими законами. Граждане РСФСР имеют право:
-на охрну здоровья
-на материальное обеспечение в старости
-на жилище
-на образование
|
1.Права, свободы, и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. Это главный принцип, характеризующий правовой статус личности. В ст. 19 Конституции выделены 3 основных его аспекта:
равенство перед законом и судом,
равенство прав и свобод человека, и гражданина,
равноправие мужчины и женщины. 2. Права свободы и обязанности человека, гражданина основывается на их гарантированности.
3. Правовой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека,и гражданина. Недопустимости ограничения прав, и свобод.
4. Правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями. Это универсальный принцип находит свое выражение не только в том, что у каждого есть права, и обязанности, но и в том, что многие права одновременно являются , и обязанностями- одни в правовом плане, другие в моральном,в виде общественного долга.
|
Избирательное право и избирательная система
|
Глава тринадцатая
64. Правом избирать и быть избранными в Советы пользуются, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.п., следующие обоего пола граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, коим ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет:
а) все добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и проч., крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли;
б) солдаты советской армии и
флота;
в) граждане, входящие в категории, перечисленные в пунктах «а» и «б» настоящей статьи, потерявшие в какой-нибудь мере
трудоспособность.
65. Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они входили в одну из вышеперечисленных категорий:
а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;
в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в
России дома;
е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой;
ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.
Глава четырнадцатая
О производстве выборов
66. Выборы производятся, согласно установившимся обычаям, в дни, устанавливаемые местными Советами.
67. Выборы производятся в присутствии избирателей комиссии и представителя местного Совета.
68. В тех случаях, когда присутствие представителя Советской власти оказывается технически невозможным, его заменяет председатель избирательной комиссии, а за отсутствием такового —председатель избирательного собрания.
69. О ходе и результате выборов составляется протокол за подписью членов избирательной комиссии и представителя Совета.
70. Подробный порядок производства выборов, а равно участие в них профессиональных и иных рабочих организаций определяются местными Советами согласно инструкции Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.
|
А. Об активном и пассивном избирательном праве 68. Правом избирать и быть избранным в советы пользуются, независимо от пола, вероисповедания, расы, национальности, оседлости и т.п., следующие граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, которым ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет: а) все, добывающие средства к жизни производительным и общественно-полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда; б) красноармейцы и краснофлотцы Рабоче-Крестьянских Красных Армии и Флота; в) граждане, входящие в категории, перечисленные в п.п. "а" и "б" настоящей статьи, потерявшие в какой-либо мере трудоспособность.
69. Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они и входили в одну из перечисленных категорий: а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.; в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; г) духовные служители религиозных культов всех вероисповеданий и толков, для которых это занятие является профессией, и монахи; (в ред. постановления XIV Всероссийского Съезда Советов от 18 мая 1929 г.) д) служащие и агенты бывшей полиции, отдельного корпуса жандармов и охранных отделений, члены царствовавшего в России дома, а также лица, руководившие деятельностью полиции, жандармерии и карательных органов; е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными; ж) лица, осужденные за преступления с поражением в политических правах на установленный судебным приговором срок. (в ред. постановления XIV Всероссийского Съезда Советов от 18 мая 1929 г.) Б. О производстве выборов 70. Выборы производятся в дни, устанавливаемые местными советами или их исполнительными комитетами. 71. О ходе и результате выборов составляется протокол за подписями членов избирательной комиссии. 72. Порядок производства выборов, а равно и участие в них профессиональных союзов и иных рабочих организаций, определяется Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом или его Президиумом.
В. О проверке и отмене выборов и отзыве депутатов
73. Проверка правильности выборов в советы производится избирательными комиссиями, а проверка правильности полномочий делегатов, избираемых на с`ездах советов, - мандатными комиссиями. 74. В случае неправильности выборов в целом, вопрос об отмене выборов разрешается высшим по порядку органом Советской власти. Высшим органом по кассации Советских выборов является Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и его Президиум. 75. Избиратели, пославшие в совет депутата, имеют право во всякое время отозвать его и произвести новые выборы.
|
Статья 138. Выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся: Верховный Совет РСФСР, краевые и областные Советы депутатов трудящихся, Верховные Советы автономных республик, Советы депутатов трудящихся автономных областей, Советы депутатов трудящихся национальных и административных округов, районные, городские и сельские (станицы, деревни, хутора, аула) Советы депутатов трудящихся, — производятся избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 139. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане РСФСР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав.
Статья 140. Выборы депутатов являются равными: каждый гражданин имеет один голос; все граждане участвуют в выборах на равных основаниях.
Статья 141. Женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами.
Статья 142. Граждане, состоящие в рядах Красной Армии, пользуются правом избирать и быть избранными наравне со всеми гражданами.
Статья 143. Выборы депутатов являются прямыми: выборы во все Советы депутатов трудящихся, начиная от сельского и городского Совета депутатов трудящихся вплоть до Верховного Совета РСФСР, производятся гражданами непосредственно путем прямых выборов.
Статья 144. Голосование при выборах депутатов является тайным.
Статья 145. Выборы в Советы депутатов трудящихся РСФСР производятся до избирательный.
|
Статья 91. Выборы депутатов во все Советы народных депутатов производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 92. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане РСФСР, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке умалишенными.
Статья 93. Выборы депутатов являются равными: каждый избиратель имеет один голос; все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.
Статья 94. Выборы депутатов являются прямыми: депутаты всех Советов народных депутатов избираются гражданами непосредственно.
Статья 95. Голосование при выборах депутатов является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей не допускается.
Статья 96. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит организациям Коммунистической партии Советского Союза, профессиональных союзов, Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, кооперативным и другим общественным организациям, трудовым коллективам, а также собраниям военнослужащих по воинским частям.
Гражданам РСФСР и общественным организациям гарантируется свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио.
Расходы, связанные с проведением выборов в Советы народных депутатов, производятся за счет государства.
Статья 97. Выборы депутатов в Советы народных депутатов производятся по избирательным округам.
Гражданин РСФСР не может, как правило, быть избран более чем в два Совета народных депутатов.
Проведение выборов в Советы обеспечивают избирательные комиссии, которые образуются из представителей от общественных организаций, трудовых коллективов и собраний военнослужащих по воинским частям.
Порядок проведения выборов в Советы народных депутатов определяется законами Союза ССР, РСФСР и автономных республик.
Статья 98. Избиратели дают наказы своим депутатам.
Соответствующие Советы народных депутатов рассматривают наказы избирателей, учитывают их при разработке планов экономического и социального развития и составлении бюджета, организуют выполнение наказов и информируют граждан об их реализации.
|
В новой Конституции РФ избирать имели право лица, достигшие 18-летнего возраста: - с 18-летнего возраста можно избираться депутатом местного совета; - с 21 года- депутатом Государственной Думы; - с 35 лет- Президентом страны. Некоторые граждане были ограничены в праве избирать и быть избранным: - лица, признанные судом недееспособными; - лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. Выборы депутатов в Государственную Думу проводились по смешанной избирательной системе -- на основе сочетания территориальных одномандатных округов (мажоритарная система) и пропорционального представительства, но общефедеральному избирательному округу Федеральный Закон от 21 июня 1995г. № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ».. При этом вся территория Российской Федерации в ее субъектах была разделена на 225 одномандатных округов. Эти округа должны были отвечать следующим требованиям: на территории субъекта Федерации должно было быть не менее одного округа, должно было соблюдаться равенство по числу избирателей и территориальное единство. Общефедеральный избирательный округ по выборам в Государственную Думу включал в себя всю территорию Российской Федерации. Депутаты по этому округу избирались по системе пропорционального представительства, т. е. не индивидуально, а в составе списков избирательных объединений (партий, движений и их блоков).
|
Практическое занятие № по темам 4-7. В практическом занятии по темам 4-7 предполагается проверка качества знаний, полученных после изучения лекционного материала, посредством решения задач. Задание 1. Конституция определяет Российскую Федерацию как демократическое, федеративное, правовое, социальное и светское государство с республиканской формой правления.
Проанализируйте приведенные конституционные характеристики современного российского государства. Все ли из них объективны и реализованы на практике? Если нет, то почему? Ответ:_Задание_3.'>Ответ:_Задание_2.'>Ответ: Задание 2. Современные права и свободы человека и гражданина тесно связаны с двумя основными направлениями юридической мысли: естественно - правовым и позитивистским.
Первое рассматривает права человека как неотъемлемые, вытекающие либо из разума, из неизменной природы самого человека, либо из божественной воли (т.е. прав и свободы есть у человека в силу естественных причин или воли Бога но не по прихоти государства).
Второе (позитивистское) подходит к правам и свободам как к категории, установленной государством (т.е. права у граждан есть по столько, постольку они даны им государством)
На каком из названных подходов, по Вашему мнению, основывается наличие прав и свобод личности в Российской Федерации? Свой ответ аргументируйте. Ответ:
Задание 3. Студентка 1 курса Ирина Смирнова, желая реализовать свое конституционное право на объединение, предложила создать политическую партию «Молодые женщины России», в устав которой включить следующие положения:
а) партия создается для защиты прав лиц женского пола;
б) членами партии могут быть только лица женского пола;
в) не старше 40 лет.
Дайте правовую оценку указанной инициативе.
Ответ:
Задание 4. Охарактеризуйте нормативно - правовое предписание: «Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ, ч.4 ст.4 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О гражданстве Российской Федерации»). Ответ:
|