Файл: Тема Поведение фирм на разных типах рынков Общая характеристика типов рынков. Общая, средняя и.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тумашев А.Р., Котенкова С.Н., Тумашева М.В.
Экономическая теория. Часть I. Введение в экономическую теорию. Микроэкономика.
1
Тема 6. Поведение фирм на разных типах рынков
6.1. Общая характеристика типов рынков. Общая, средняя и
предельная выручка фирмы. Принцип максимизации
прибыли (MR=MC).
6.2. Совершенная конкуренция. Ее сущность. Условие
максимизации
прибыли
в
условиях
совершенной
конкуренции.
6.3. Монополия, ее сущность и условия существования. Виды
монополистических
объединений.
Экономические
последствия монополизации.
6.4. Монополистическая конкуренция и олигополия, их
сущность и условия существования.
6.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ РЫНКОВ. ОБЩАЯ,
СРЕДНЯЯ И ПРЕДЕЛЬНАЯ ВЫРУЧКА ФИРМЫ.
ПРИНЦИП МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ (MR=MC)
Структуры рынка в отдельных странах, регионах, отраслях производства могут быть очень разнообразными, однако это многообразие сводится к сочетанию нескольких типов экономических ситуаций, различающихся возможностями отдельных продавцов и покупателей влиять на формирование рыночной цены товара.
В современной экономической теории различают четыре основных типа рыночной структуры – чистую конкуренцию, чистую монополию,
монополистическую конкуренцию и олигополию.
Их отличия можно провести по следующим параметрам:
 количество продавцов и покупателей;
 степень однородности продукции, предлагаемой продавцами одной отрасли;
Общая характеристика
типов рынков

Тумашев А.Р., Котенкова С.Н., Тумашева М.В.
Экономическая теория. Часть I. Введение в экономическую теорию. Микроэкономика.
2
 легкость входа в отрасль и выхода из нее без потерь – наличие или отсутствие межотраслевых «барьеров»;
 степень доступности информации о ценах для всех субъектов рынка и о технологиях для производителей;
 способность отдельных продавцов (или покупателей) влиять на рыночную цену, изменяя количество продукции, которую они реализуют
(или покупают) на рынке.
Для описания изменения выручки при увеличении количества продаваемой продукции на всех типах рынка используются показатели валовой, средней и предельной выручки (R - англ. revenue – доход).
Валовая выручка (TR) – это ее общая величина при разных возможных
количествах реализуемой продукции. TR= Р·Q.
Средняя выручка (АR) – это выручка, приходящаяся на единицу продукции при
разных возможных объемах продаж.
Q
TR
AR
.
Предельная выручка (МR) – это прирост объема выручки при продаже
дополнительной единицы продукции Q:
Q
TR
MR



.
При любом типе рынка фирма максимизирует прибыль (разницу между выручкой и издержками), достигая объема выпуска, при котором предельная выручка равна предельным издержкам (МR=МС).
Если МR>МС,фирма упускает часть прибыли, которую она могла бы получить, произведя дополнительное количество продукции, которая обеспечит прирост выручки больший, чем прирост затрат на нее.
Если МR<МС,фирма теряет часть прибыли, так как предельная
(последняя) единица продукции обходится ей дороже, чем получаемый от нее прирост выручки от ее продажи. Следовательно, фирме следует сократить объем выпуска продукции до оптимального, при котором МR=МС.


Тумашев А.Р., Котенкова С.Н., Тумашева М.В.
Экономическая теория. Часть I. Введение в экономическую теорию. Микроэкономика.
3
6.2. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ. ЕЕ СУЩНОСТЬ. УСЛОВИЕ
МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ
КОНКУРЕНЦИИ
Одним из основных типов рыночных структур является рынок совершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция – это тип рынка, при котором бесконечно
большое количество продавцов реализуют покупателям абсолютно одинаковую
(стандартизированную) продукцию, препятствия для входа в отрасль и выхода
из нее отсутствуют, а информация о ценах и технологиях общедоступна (все
производители используют одну и ту же технологию, лучшую из возможных).
Существенная черта этого рынка состоит в том, что отдельные продавцы не способны оказывать влияние на рыночную цену, изменяя объем производства и продажи продукции. Объясняется это тем, что при бесконечно большом числе продавцов доля каждого из них в общем объеме производства стремится к нулю, а поэтому решение отдельного производителя сократить выпуск продукции никак не повлияет на общее рыночное предложение, рынок просто не почувствует это бесконечно малое сокращение производства.
На рынке совершенной конкуренции продавец продает товары по сложившейся рыночной цене, кривая спроса на его продукцию совершенно эластична: при установлении цены выше рыночной величина спроса на продукцию продавца падает до нуля, установление цены ниже рыночной повлекло бы возрастание величины спроса до бесконечности, но сделать это не позволяют затраты на производство (рис.6.1.).
Р
Р
D
M
2
D
M
S
M
D
2
Р
2
E
P*
D
0 Q 0 Q
Рис.6.1. Изменение рыночного спроса и спроса на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции
Основные черты рынка
совершенной конкуренции

Тумашев А.Р., Котенкова С.Н., Тумашева М.В.
Экономическая теория. Часть I. Введение в экономическую теорию. Микроэкономика.
4
На левом графике изображены кривые рыночного спроса (D
M
) и предложения (S
M
), пересечение которых устанавливает равновесную рыночную цену P
*
. Эта цена становится ценой реализации продукции каждого продавца независимо от объема его собственного производства. Это отражено на правом графике – кривой спроса на продукцию отдельного производителя (D). При росте отраслевого спроса до D
M
2
рыночная цена поднимется, но кривая спроса
D
2
для каждого продавцаостанется совершенно эластичной, параллельной старой кривой.
P
TR
0
1
Q
P
AR=MR=P
*
P
*
D
0 Q
Рис.6.2. Валовая, средняя и предельная выручка на рынке совершенной конкуренции
Характеристики кривой спроса на продукцию продавца на рынке совершенной конкуренции определяют параметры графиков валовой, средней и предельной выручки
(рис.6.2.).
Валовая выручка TR=P
*
·Q. Так как цена при изменении выпуска продукции не меняется, зависимость между объемом выпуска и валовой выручкой будет прямо пропорциональной.
Неизменная цена Р
*
определяет величину средней выручки АR при любом объеме продаж (АR=Р
*
).
Предельная выручка (МR) – прирост выручки при продаже дополнительной единицы продукции – также будет равняться цене Р
*
Поэтому графики АR и МR совпадут.
Следует отметить, что рынок совершенной конкуренции представляет собой идеальную модель, основанную на допущениях, которых в реальной жизни нет. Так, товары у отдельных производителей в большей или меньшей степени различаются, барьеры входа в отрасль и выхода из нее существуют.
Тем не менее, некоторые рынки близки к рынку совершенной конкуренции, и ее модель является удобным инструментом их анализа.


Тумашев А.Р., Котенкова С.Н., Тумашева М.В.
Экономическая теория. Часть I. Введение в экономическую теорию. Микроэкономика.
5
Главной задачей деятельности фирмы является максимизация прибыли
(минимизация убытков). В этих целях она должна выбрать оптимальный размер производства продукции, при котором прибыль становится максимальной, соответствует равенству средних и предельных издержек МR=МС (для условий совершенной конкуренции,где
МR=Р, это равенство приобретает вид МС=Р).
TR, TC
TC
VC
ТR'
TR
ТС'

FC

0
Q'
Q
AR, MR,
AC, MC
ATC
AVC
A
AR=MR
P
D
ATC'
MC AFC
0 Q' Q
Рис.6.3. Максимизации прибыли фирмой на рынке совершенной конкуренции
Рассмотрим ситуацию
максимизации прибыли фирмой на
рынке
совершенной
конкуренции
(рис.6.3.).
Оптимальным объемом выпуска, при котором соблюдается равенство
МR=МС, является Q'. Именно при нем кривая предельных издержек
МС пересекает в точке А кривую спроса D, которая при совершенной конкуренции представляет кривую предельной выручки МR. При выпуске равном Q'
величина валовой выручки TR составит
Р·Q'
(площадь соответствующего прямоугольника на нижнем графике и высоту, равную TR', на верхнем).
Величина средних издержек при выпуске
Q'
составит
АТС'.
Соответственно, общие затраты будут равны
АТС'·Q'
(площадь прямоугольника со сторонами АТС' и Q'
на нижнем графике и высоту, равную
ТС',на верхнем). Разница между значениями TR' и ТС'
составит максимально возможную
величину
прибыли предприятия.
Условие максимизации прибыли
на рынке совершенной конкуренции

Тумашев А.Р., Котенкова С.Н., Тумашева М.В.
Экономическая теория. Часть I. Введение в экономическую теорию. Микроэкономика.
6
Следует обратить внимание на то, что прибыль максимизируется, когда углы наклона кривой валовой выручки (

) и валовых издержек (

) равны.
Это является показателем равенства значений МR и МС.
Получение экономической прибыли (экономического убытка) совершенно конкурентной фирмой означает, что экономическую прибыль
(убыток) в равной степени получают все предприятия данной отрасли. Они производят абсолютно одинаковые товары, реализуют их по единой цене, используют одну и ту же технологию, что определяет выбор одинаковых размеров производства и равные издержки. Следовательно, если одна фирма получает прибыль, точно такую же прибыль получают все производители.
Наличие экономической прибыли в отрасли свидетельствует, что эта отрасль прибыльнее других. При отсутствии препятствий для входа в отрасль такая ситуация не может быть постоянной. В отрасль придут новые производители, что увеличит общее рыночное предложения и снизит рыночные цены до уровня, обеспечивающего нулевую экономическую прибыль.
Если же в отрасли существует экономический убыток, капиталы уйдут из нее, сократив рыночное предложение. Результатом этого будет повышение рыночных цен до уровня, обеспечивающего нулевую экономическую прибыль.
Напомним, что состояние нулевой экономической прибыли не означает отсутствия бухгалтерской прибыли. Оно лишь показывает, что фирмы данной отрасли обеспечивают бухгалтерскую прибыль, равную прибыли в других конкурентных отраслях.
Таким образом, состояние равновесия совершенно конкурентных фирм и всей конкурентной отрасли в долгосрочном периоде характеризуется получением предприятиями нулевой экономической прибыли (рис.6.4.). В этот момент у фирм нет стимула покинуть данную отрасль, а у предприятий других отраслей отсутствуют экономические мотивы войти в нее.
Графики их валовых и средних доходов и затрат показывают, что при оптимальном размере выпуска Q', соответствующем условию равенства предельной выручки и предельных издержек МR=МС, значение валовой выручки TR равно значению валовых издержек TC, а средняя выручка AR равна средним издержкам AC.


Тумашев А.Р., Котенкова С.Н., Тумашева М.В.
Экономическая теория. Часть I. Введение в экономическую теорию. Микроэкономика.
7
TR,TC,
TC
TR
ТR'=ТС'

0
Q'
Q
AR, AC,
MR, MC
AC
MR=АR
P
D
MC
0 Q' Q
Рис.6.4. Равновесие фирмы на рынке совершенной конкуренции
При любом другом объеме выпуска Q затраты конкурентных фирм превысят их доходы, и они будут нести экономические убытки.
6.3. МОНОПОЛИЯ, ЕЕ СУЩНОСТЬ И УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ.
ВИДЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ. СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛИЗАЦИИ
Монополия возникает тогда, когда кто-либо из участников рыночного взаимодействия обладает возможностью влиять на условия заключения рыночной сделки.
Чистая монополия – это тип рынка, при котором единственный
производитель контролирует выпуск товара, у которого нет заменителей, а
Основные черты монополии,
условия ее существования

Тумашев А.Р., Котенкова С.Н., Тумашева М.В.
Экономическая теория. Часть I. Введение в экономическую теорию. Микроэкономика.
8
появление конкурентов маловероятно вследствие высоких барьеров входа в
отрасль.
Условием существования монополии являются препятствия для проникновения в отрасль конкурентов. К числу таких барьеров можно отнести:
 исключительные права, предоставляемые государством, государственные лицензии, дающие фирме эксклюзивные возможности осуществления определенного вида деятельности (например, институт спецэкспортеров при ограничении свободы внешней торговли);
 патенты и авторские права на изобретения, позволяющие использовать их или продавать лицензии на их использование;
 собственность на все предложение уникального ресурса, например, право собственности на уникальное месторождение ценного природного материала;
 значительный положительный эффект масштаба, определяющий преимущество низких издержек крупного производства – случай естественной
монополии.
P
D
0 Q
Рис.6.5. Кривая спроса на продукцию отрасли в условиях чистой монополии
При чистой монополии отрасль состоит из одного производителя, поэтому кривая спроса на продукцию отрасли будет кривой спроса на его продукт (рис.6.5.).
Монополия не может продать товар по любой цене, она способна только выбрать цену, соответствующую ее значениям на кривой спроса при разных количествах производимой продукции.
На практике монопольным можно считать положение фирмы, которая может влиять на цену, изменяя количество товара, которое она продает.
Чистая монополия – это такая же идеальная модель, как и совершенная конкуренция. Несовершенные заменители есть у большинства товаров и услуг, а барьеры входа в отрасль в значительном числе случаев преодолимы.
Тип рынка, на котором при множестве продавцов существует только
один покупатель, называется монопсонией.


Тумашев А.Р., Котенкова С.Н., Тумашева М.В.
Экономическая теория. Часть I. Введение в экономическую теорию. Микроэкономика.
9
Учитывая параметры кривой предложения, монопсония способна определять цену, изменяя количество товара, которое она покупает.
Для измерения степени монополизации рынка используются индексы А.П.Лернера и Херфендаля-
Хиршмана.

Индекс Лернера:
M
M
P
MC
P
L


,
где L – индекс монопольной власти, P
M
– монопольная цена, MC
предельные издержки.
Этот индекс показывает долю экономической прибыли в цене. Равновесие конкурентной фирмы достигается при МС=Р, при этом значение L=0 (у фирмы нет монопольной власти). Если L>0, это свидетельствует о наличии экономической прибыли как результата монопольного положения продавца.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана:








n
i
i
n
S
S
S
S
S
H
1 2
2 2
3 2
2 2
1
Индекс представляет собой сумму квадратов долей фирм в отрасли. Чем больше удельный вес фирмы в отрасли, тем больше возможность монополизации, например:
- если в отрасли действует одна фирма, то S
1
=100%, следовательно, H=10000;
- если фирм две, а доля каждой фирмы – 50%, то H=50 2
+50 2
=5000;
- если фирм – 10 и они обладают равными долями, то H=10 1
2
+…+10 10 2
=1000.
При равномерном распределении производства между бесконечно большим количеством фирм значение Н

0. В случае если объемы производства распределены неравномерно и одна из множества фирм контролирует наибольший объем производства, значение индекса Н будет высоким.
Кривая спроса на продукт монополиста (D) показывает возможные сочетания количества и цены покупаемого товара (рис.6.6.). Каждое значение цены на ней показывает величину средней выручки AR – дохода, приходящегося на единицу проданного товара.
Измерение степени
монополизации рынка
Кривые валовой,
средней и предельной
выручки монополии

Тумашев А.Р., Котенкова С.Н., Тумашева М.В.
Экономическая теория. Часть I. Введение в экономическую теорию. Микроэкономика.
10
TR
TR
0
Q'
Q
P
P'
D=АR=P
0
Q'
Q
MR
Рис.6.6. Валовая, средняя и предельная выручка в условиях монополии
В отличие от условий совершенной конкуренции кривая предельной выручки монополии MR не совпадает с кривой средней выручки
AR.
Продавая дополнительную единицу товара, монополист получает прирост выручки, равный его цене, но одновременно теряет часть получаемой ранее выручки. Это связано с понижением цены товара при продаже его каждой последующей единицы. Иначе говоря, монополист теряет разницу между ценами, которые покупатель был готов заплатить за каждую продаваемую ранее единицу товара и ценой, которую он фактически платит за все единицы товара при определенном количестве продаж.
Поэтому при росте реализации продукции предельная выручка MR снижается быстрее средней выручки AR, равной цене товара Р. При увеличении продаж от 0 до Q' предельная выручка имеет положительные значения, поэтому валовая выручка растет, несмотря на то, что темп ее роста падает.
Дальнейшее увеличение продаж выше Q' приведет к отрицательным значениям прироста выручки MR и абсолютному сокращению валовой выручки ТR.
Ситуация, при которой на рынке действует только один продавец, является редкой.
Значительно чаще в отрасли доминирует несколько крупных производителей (поставщиков). Для них становится выгодным создать союз, занимающий монопольной положение на рынке
(монополию, основанную на сговоре).
Видами
(формами) таких монополистических объединений могут быть пулы, ринги, картели, синдикаты, тресты и концерны.
Виды монополистических
объединений