Файл: Программа Детская и возрастная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 305

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У

Условия, факторы, механизмы формирования навыков ассертивного поведения у детей

Технологии и методы формирования навыков ассертивного поведения

1.4.Буллинг и его связь с ассертивным поведением

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Описание результатов эмпирического исследования

Психолого-педагогическая модель формирования навыков ассертивного поведения у детей

Выводы по главе 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Занятие №1. «ВЕЖЛИВОСТЬ»

Как вежливый поступок жизнь спас. Сказка.

Вопросы:

Упражнение «Глубокое дыхание».

Занятие №2 «ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ. Добро и зло.»

Упражнение «Слепой и поводырь».

Упражнение «Глубокое дыхание».

Если успеем: свободный выбор между добром и злом.

Занятие №3 «КАК МЫ ВИДИМ ЭТОТ МИР?»

Дыхание ☻ Упражнение «Водопад».

ЗАНЯТИЕ №4 «Мы разные и это нормально!»

Сказка. Как барсуки поумнели.

Упражнение «Уходя, оглянись».

Дыхание ☻ Упражнение «Водопад».

ПРИЛОЖЕНИЕ Б


Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» Кафедра общей психологии и конфликтологии

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ




Направление подготовки «37.04.01 – Психология» Магистерская программа: «Детская и возрастная психология»

Выпускная квалификационная работа



Квалификационная работа допущена к защите

Зав.кафедрой:

«»2019 г.

Исполнитель:

Годырева Наталья Николаевна обучающаясягруппы
Научный руководитель:

Смирнов Александр Васильевич,

д-р.психол.наук, доцент, профессор кафедры общей психологии и

конфликтологии


Екатеринбург 2019

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО 6

    1. Особенности ассертивного поведения и обоснованность его развития у детей младшего школьного возраста 6

    2. Условия, факторы, механизмы формирования навыков ассертивного поведения у детей 13

    3. Технологии и методы формирования навыков ассертивного поведения 22

    4. Буллинг и его связь с ассертивным поведением 24

Выводы по главе 1 27

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО


ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30

    1. Исследование особенностей ассертивного поведения у детей 30

    2. Описание результатов эмпирического исследования 32

    3. Психолого-педагогическая модель формирования навыков ассертивного поведения у детей 40

Выводы по главе 2 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53

ПРИЛОЖЕНИЕ А 59

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 73

ВВЕДЕНИЕ




Актуальность. В современном обществе для успешного становления, реализации идей и жизненных планов важны коммуникативные навыки и открытое, бесконфликтное отношение к миру. Общая же тенденция такова, что у наших детей преобладает скованность, пассивность либо агрессивность в поведении. Об этом говорит все нарастающее буйство детей в школах: нападения на одноклассников, принесение оружия и зажигательных смесей в школы. За 2017-2018 было освещено более десятка подобных инцидентов. Причем география очень обширна: Березовский, Уфа, Москва, Воткинск, Мурманск и др. Это говорит о нарастании проблемы, которую нужно решать на ранней стадии, занимаясь профилактикой агрессии и пассивности уже в начальных классах. От того, насколько профессионально будет сформирована модель ассертивного поведения детей в младшем школьном возрасте, зависит и количество случаев проявления агрессивности и пассивности в старшей параллели.

Степень изученности проблемы. Вопросы формирования ассертивного поведения и внедрение специализированных программ уже в начальной школе остается пока изученным не до конца. Понятие ассертивности новое для отечественной психологии и исследований в этой области не так уж и много. И. В. Лебедева, В. П. Шейнов занимаются общими вопросами ассертивности

личности, не учитывая особенности возрастной психологии. Н. Н. Давидович, М. Н. Дудина, О. В. Короткова, И. В. Попова изучают ассертивность в подростковом возрасте. Ю. В. Шильцова рассмотрела формирование ассертивного поведения в дошкольный период. Исследования по формированию ассертивного поведения в младшем школьном возрасте проводили Е. А. Аликаева, О. Б. Неудачина. Они разработали длительные программы формирование ассертивности через игру, рассчитанные на проведение на протяжении учебного года. А. Н. Смолонская рассмотрела вопрос формирования жизненных компетенций через ассертивность, особое

внимание уделено исследованию самооценки школьников. В своей работе мы учли выводы этих исследований, но учитывая то, что в младшем школьном возрасте ведущий вид деятельности из игровой переходит в познавательную, предлагаем, взять за основу как основной метод формирования ассертивности сказкотерапию. В этой связи мы видим необходимость эмпирически определить степень ассертивного поведения и его навыков развития уже на этапе начального обучения, что и определило тематику нашей научной работы

«Модель формирования навыков ассертивного поведения у детей».

Цель: разработать и апробировать модель формирования ассертвного поведения для детей младшего школьного возраста.

Объект исследования ассертивное поведение.

Предмет исследования – модель формирования навыков ассертивного поведения у младших школьников.

Гипотеза: Развивая коммуникативную компетентность, объективную
самооценку и снижая уровень тревожности у детей младшего школьного возраста мы формируем в них ассертивность личности в целом.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования навыков ассертивного поведения у детей.

  2. Изучить условия, факторы и механизмы формирования ассертивного поведения детей младшего школьного возраста.

  3. Разработать и апробировать модель формирования навыков ассертивного поведения у детей младшего школьного возраста.

  4. Выработать рекомендаций для педагогов по формированию ассертивного поведения.

Теоретико-методологическая основа исследования. В своем исследовании мы основываемся на принципе системного подхода. Понятие ассертивность можно представить в виде сложной сформированной системы взаимоотношения личности с миром, состоящей из множества связанных

между собой компонентов, формирование которых обусловлено различными факторами и условиями. Это некая личностная философия, которая способствует благополучию личности в целом. Применение системного подхода в отечественной психологии берет свое начало с таких исследователей как Б. Г. Ананьев, П. К. Анохин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, C. Л. Рубинштейн и др. В зарубежной психологии Г. Олпорт, Р. Кеттел, Г. Айзенк рассматривали сложную структуру личности сквозь призму системного подхода. Истоки вопроса ассертивности прослеживаются в работах психоаналитиков (А. Адлер, М. Дж. Смитт, А. Салтер, З. Фрейд,Э. Эриксон), бихевиористов
(Д. Уотсон, Б. Ф. Скиннер гуманистов (А. Маслоу, Г. Отпорт, Кеттел, И. Ялом и др.). Так же наше исследование опирается на работы современных представителей науки, посвятивших свои работы ассертивности личности: В. Капони, И. В. Лебедева, Т. Новак, И. А. Мещерякова, И. В. Попова, В. П. Шейнов, Ю. В. Шильцова.

Методы исследования: теоретические (анализ психолого- педогогической литературы), эмпирические (диагностика, формирующий эксперимент, качественный и количественный анализ результатов диагностики и эксперимента), статистические методы исследования.

Методики: методика исследования самооценки «Лесенка» Г. Щур., шкала личностной тревожности А. М. Прихожан, методика М. И. Рожкова

«Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников», тест ассертивности С. Ратуса.