Файл: Честь и достоинство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Конспект учебного занятия по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Основы светской этики»)

Тема: «Честь и достоинство»

Разработчик:

Сарлыбаева Ольга Михайловна,

учитель начальных классов МОУ «СОШ № 59 им. И. Ромазана»
Пояснительная записка
Технологическая карта урока по курсу ОРКСЭ разработана для 4 класса по модулю «Основы светской этики». Тема урока: «Честь и достоинство».
Цель урока: сформировать представление о чести и достоинстве человека, воспитывать ценностное отношение к проявлениям чести и достоинства; познакомить с деятельностью великого русского врача Е.С. Боткина; совершенствовать умение осуществлять поисковое чтение, анализировать информацию; формировать умение слушать собеседника, умение договариваться.

Задачи урока:

  • способствовать расширению знаний о чести и достоинстве, через работу над литературным произведением.

  • развивать кругозор учащихся, пополнить их словарный запас, научить высказывать своё мнение, анализировать своё мнение, черты характера; прогнозировать последствия поступков, акцентировать внимание на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития, развивать логическое и критическое мышление детей.

  • формировать коммуникативные умения работать в коллективе и в парах.

  • способствовать воспитанию моральных качеств: честь и достоинство.

Методы обучения: метод художественно-педагогической драматургии, беседа, самостоятельная работа.

Технологии обучения: технология развития критического мышления, ИКТ, использование приёмов; « ПОПС», «Синквейн».

Формы организации познавательной деятельности учащихся: работа в парах, в группах, фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Технические средства: компьютер, проектор, презентация к уроку.

Наглядность:
карточки с текстом, учебник «Основы светской этики» автор М.Т. Студеникин.

Ожидаемые учебные результаты:

  • личностные: данный урок будет способствовать развитию у учащихся самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  • метапредметные:  регулятивные – научатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации; познавательные – осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера; коммуникативные – аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.

  • предметные: научатся давать характеристику понятиям «честь» и «достоинство», анализировать проявление чести и достоинства в поступках людей и давать им оценку.

Технологическая карта урока





Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД




Организационный момент.

Самоопределение к деятельности.


- Здравствуйте ребята!

Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

- Сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема. А о чём мы будем говорить, вы узнаете, когда прочитаете эти строки.

Слайд №1.
- Как вы могли бы охарактеризовать человека, сказавшего эти слова?

- Человека, который держит своё слово, часто называют «человеком чести». Что такое честь? Как вы это понимаете?
-Да ребята, сегодня мы будем с вами о чести и достоинстве.

Слайд №2.



Приветствие, подготовка рабочих мест

Учащиеся читают строки на слайде:

«Видите ли, я дал царю честное слово оставаться при нём до тех пор, пока он жив. Для человека моего положения невозможно не сдержать такого слова».
Учащиеся высказывают своё мнение.
Формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока.


Личностные:

самоопределение
Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные:

принятие и сохранение учебной задачи

планирование своих действий




Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи


- Как вы думаете, нужна ли человеку честь?

- В чём она проявляется?

- Что она даёт другим людям?

- Давайте попытаемся найти ответы на эти вопросы.
- Посмотрите на экран, перед вами фотография Евгения Сергеевича Боткина, слова, которые вы прочли в начале урока, принадлежат ему. Это врач, последний русский лейб-медик, который служил императору Николаю II.

( Лейб-медик - придворный врач, состоящий при царствующей семье.).

Слайд №3.

- Перед тем как мы будем читать текст, об этом замечательном человеке хотелось бы, хочу вам предложить использовать приём «ПОПС» (Позиция; Обоснование; Подтверждение; Следствие).

Слайд № 4.

- Каждой группе я раздам тексты. Найдите в них факты, которые свидетельствуют о том, что доктор Боткин был человеком чести.

Выскажите свою позицию; обоснуйте свой ответ; подтвердите свои мысли словами из текста; сделайте вывод.



Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.
Учащиеся слушают информацию.

Учащиеся выслушиваю учебную задачу, знакомятся с приёмом «ПОПС».

Учащиеся в группах читают тексты, находят необходимые факты.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные:

Произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Личностные:

умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами

Регулятивные:

целеполагание

выполнение пробного действия
Познавательные:

самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели







Физкультминутка

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.



Учащиеся выполняют физкультминутку.































Первичное закрепление

Закрепление.

Работа в парах
Рефлексия

Домашнее задание

- Ребята давайте вместе поразмышляем над вопросами, которые мы ставили в начале нашего урока. Обсудим факты, которые вы выявили в процессе работы над текстом, выскажем сою позицию, обоснуем её, подтвердим свои мысли словами из текстов и сделаем вывод.

Слайд№ 5.

Слайд №6.

Слайд №7.

Слайд №8.

Слайд №9.

- Ребята ответьте, пожалуйста.

- Можно ли поступок доктора Боткина назвать достойным?

- Что такое достоинство?

Слайд №10.





- Ребята предлагаю вам поработать в парах. Сейчас каждая пара попробует составить «синквейн» по выбору, со словом «Честь» и «Достоинство».

Слайд № 11.


- Ребята, какие открытия вы сделали на, читая тексты об этом достойном человеке – Е. С. Боткине.

- Что нового вы узнали о чести и достоинстве?

- Что почувствовали?

- Что вас удивило?

- Предлагаю вам высказать своё мнение.

- Желающих поделиться своими открытиями с нами прошу выйти к доске.

Слайд № 12.

Ребята на партах у вас лежат нарисованные свечи, которые необходимо закрасить карандашом определённого цвета.

Если урок прошел благотворно (все поняли, узнали много нового, было интересно) пусть свеча загорится красным огнём.

Если урок дал мало знаний пусть свеча загорится жёлтым огнём.

А если урок прошёл впустую, тогда пусть огонёк свечи не загорается.
Найдите примеры проявления чести и достоинства в художественной литературе, в газетах, в журналах, в жизни; создайте буклет о человеке, который является носителем этих качеств (поместить в буклет основные факты биографии, рассказ о поступке, фотографию героя).



Каждая группа озвучивает историю Евгения Сергеевич Боткина для всего класса.
Учащиеся предлагают свои варианты ответов.

Учащиеся составляют «синквейн» по правилам.

Каждая пара озвучивает свою работу.

Учащиеся выходят к доске высказывают свои мысли.
Учащиеся оценивают работу на уроке, используя приём «Свеча»


Внимательно слушают задание, задают уточняющие вопросы.


Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выделении необходимой информации,

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные:

смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации

Личностные:

нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор
Коммуникативные:

управление поведением партнёра - контроль, оценка его действий

Личностные:

нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор

Регулятивные:

оценка, выделение и осознание того, что усвоено
Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные:

Самоопределение

Регулятивные:

самооценка, осознание границ применения нового знания

Коммуникативные:

аргументировать свои высказывания







Приложения
Текст 1
«Евгений Сергеевич Боткин родился 27 мая 1865 г. в Царском селе (ныне год Пушкин), в семье известного русского врача-терапевта… Сергея Петровича Боткина. Он был четвёртым ребёнком Сергея Петровича от первого его брака с Анастасией Александровной Крыловой.

Семья жила интересной, насыщенной жизнью. На знаменитые Боткинские субботы собирался столичный бомонд: приходили профессора Военно-медицинской академии, писатели и музыканты, коллекционеры и художники. Общение с выдающимися людьми, вне всякого сомнения, оказало влияние на формирование личности Евгения Сергеевича. Уже в детские годы в его характере проявлялись такие качества, как скромность, доброе отношение к окружающим и неприятие насилия.

После окончания гимназии в 1882 г. он поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Однако пример отца-врача и поклонение медицине оказались сильнее, и в 1883 г., сдав экзамены за первый курс университета, он поступил на младшее отделение открывшегося приготовительного курса Военно-медицинской академии.

В год смерти отца (1889) Евгений Сергеевич успешно окончил академию третьим в выпуске, был удостоен звания лекаря с отличием и именной Пальцевской премии, которую присуждали « третьему по старшинству баллов в своем курсе»…

Семейная жизнь Евгения Сергеевича не была гладкой. Но от отчаяния спасали дети, беззаветно любившие и обожавшие отца, всегда ждавшие с нетерпением его прихода, тревожащиеся при его длительном отсутствии. Евгений Сергеевич отвечал им тем же, однако ни разу не воспользовался своим особым положением для создания им каких-то особых условий. Внутренние убеждения не позволили ему замолвить слово за сына Дмитрия, хорунжего лейб-гвардии казачьего полка, который с началом войны 1914 г. ушёл на фронт и героически погиб 3 декабря 1914 г., прикрывая отход разведывательного казачьего дозора…


Текст 2
«… Врачебный путь Боткина начался в январе 1890 г. с должности врача ассистента Мариинской больницы для бедных. В декабре 1890 г. на собственные средства он был командирован за границу для научных целей. Занимался у ведущих европейских учёных, знакомился с устройством берлинских больниц. По окончании заграничной командировки в мае 1892 г. Евгений Сергеевич приступил к работе врачом придворной капеллы, а с января 1894 г. вернулся к исполнению врачебных обязанностей в Мариинской больнице в качестве сверхштатного ординатора. Одновременно с клинической практикой Боткин занимался научным поиском…


Весной 1895 г. Боткин командируется за границу и два года проводит в медицинских учреждениях Хайдельберга и Берлина, где слушает лекции и занимается практикой у ведущих немецких врачей…

В мае 1897 г. Боткин был избран приват-доцентом Военно-медицинской академии. Показательна вступительная лекция, прочитанная студентам 18 октября 1897 г., характеризующая его отношение к больным. « …Раз приобретённое вами доверие больных переходит в искреннюю привязанность к вам, когда они убеждаются в вашем неизменно сердечном к ним отношении. Когда вы входите в палату, вас встречает радостное и приветливое настроение – драгоценное и сильное лекарство, которым вы нередко гораздо больше поможете, чем микстурами и порошками….Только сердце для этого нужно, только искреннее сердечное участие к больному человеку. Так не скупитесь же, приучайтесь широкой рукой давать его тому, кому оно нужно. Так пойдём с любовью к больному человеку, чтобы вместе учится, как ему быть полезным».

Впоследствии, будучи в изгнании вместе с семьёй императора в 1917 году в Тобольске, в доме купца Корнилова, у Боткина было две комнаты, в которых он мог проводить приём больных из местного населения и солдат охраны. Об оказании медицинской помощи жителям Тобольска и солдатам охраны Евгений Сергеевич напишет в своём последнем в жизни письме: «…Их доверие меня особенно трогало, и меня радовала их уверенность, которая их никогда не обманывала, что я приму их с тем же вниманием и лаской, как всякого другого больного и не только как равного себе, но и в качестве больного, имеющего все права на все мои заботы и услуги…».

Текст 3
«… С началом Русско-японской войны (1904 г.) Евгений Сергеевич убыл в действующую армию добровольцем и был назначен заведующим медицинской частью Российского общества Красного Креста в Маньчжурской армии. Занимая достаточно высокую административную должность, он, тем не менее, предпочитал большую часть времени проводить на передовых позициях. Очевидцы рассказывали, что однажды на перевязку был доставлен раненый ротный фельдшер. Сделав всё что положено, Боткин взял сумку фельдшера и пошёл на передовую.

Отношение к этой войне и своё предназначение в ней Евгений Сергеевич показал в изданной в 1908 г. книге « Свет и тени Русско-японской войны 1904-1905 гг.». « За отличие , оказанное в делах против японцев» он был награждён орденами Святого Владимира III и II степени с мячами.


6 мая 1905 г. доктор Боткин был назначен почётным лейб-медиком императорской семьи, о чём узнал, находясь еще в действующей армии…».

Текст 4
«…Осенью 1905 г. Евгений Сергеевич возвратился в Петербург и приступил к преподавательской работе в академии. В 1907 г. он был назначен главным врачом общины святого Георгия в столице. Тогда, после смерти Густава Гирша, царская семья осталась без лейб-медика. Кандидатура нового лейб-медика была названа самой императрицей, которая на вопрос, кого бы она хотела видеть лейб-медиком, ответила «Боткина». Когда ей сказали о том, что сейчас в Петербурге одинаково известны два Боткина, сказала: «Того, что был на войне…» Таким образом 13 апреля 1908 г. Евгений Сергеевич Боткин стал лейб-медиком семьи последнего российского императора…

В обязанность лейб-медика входило лечение всех членов царской фамилии, что он тщательно и скрупулёзно выполнял. Приходилось обследовать и лечить императора, обладавшего удивительно крепким здоровьем, великих княжон, переболевших, казалось, всеми известными детскими инфекциями.

Николай II с большой симпатией и доверием относился к своему доктору. Он терпеливо выдерживал все лечебно-диагностические процедуры. Но постоянными и наиболее сложными пациентами, доставлявшими немалое число хлопот и тревог лейб-медику, был императрица Александра Фёдоровна и наследник престола цесаревич Алексей.

Главным объектом усилий Евгения Сергеевича, конечно же, был цесаревич Алексей, родившийся с опасным и фатальным заболеванием – гемофилией. Именно с цесаревичем проводил большую часть своего времени Боткин, иногда, при угрожающих жизни состояниях, днями и ночами не отходя от постели больного Алексея, давая ему не только медицинское вспоможение, но и окружая человеческой заботой и участием. Такое отношение находило взаимный отклик со стороны маленького пациента, который напишет своему врачу: «Я Вас люблю всем своим маленьким сердцем…».

Текст 5
«… В феврале 1917 г. в стране было свергнуто самодержавие, рухнули не только государственные институты и устои, рушились базисные нравственные начала личности, и в этом контексте всё более значимым и поучительным для потомков становится нравственный пример тех, кто и в пору всеобщего душевного безумия сумел сохранить человечность.

После февральского переворота императрица с детьми новыми властями была заключена в Александровском дворце Царского Села, чуть позже к ним присоединился бывший самодержец. Все из окружения высоких особ комиссарами Временного правительства было предложено на выбор либо остаться с узниками и, возможно, разделить с ними их участь, которая не представлялась радужной, либо оставить их. И многие, ещё вчера клявшиеся в