Файл: Лекция 17 вопрос 1 Раскройте основные направления экономической реформы 1965 г и дайте оценку ее результатам.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

История государственного управления



Группа ПМ20ГУ191
Студент
А.А.Рябчук

МОСКВА 2022

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Лекция 17 вопрос 1

Раскройте основные направления экономической реформы 1965 г. и

дайте оценку ее результатам.

Данную реформу ещё называют «Косыгинской реформой» или Реформа Либермана.

Главная цель реформы заключалась в повышении эффективности работы народного хозяйства, ускорении темпов его роста и на этой основе улучшении жизненного уровня населения. Генеральный замысел состоял в том, чтобы наряду с административными рычагами управления экономикой задействовать и экономические (прибыль, цены, финансы, материальную заинтересованность и др.)..

Основными направлениями в экономической реформе 1965 г. были:

– попытка перевода предприятий на хозрасчет;

– оценка работы предприятий не по выпуску валовой продукции, а по итогам ее реализации и полученной прибыли;

– создание из части прибыли (10–12 %) фондов экономического стимулирования (материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства);

– внедрение элементов оптовой торговли непосредственно между производителями, т. е. без участия государственных структур, привыкших все планировать и распределять по лимитам.
Осуществление реформы дало стимул к развитию экономики. В период 1966–1970 гг. по сравнению с предыдущим пятилетием произошло ускорение темпов роста объемов производства, национального дохода, производительности труда. Было построено и реконструировано 1900 предприятий, промышленное производство увеличилось на 50 % в целом по стране. Именно в восьмой пятилетке был осуществлен пуск Красноярской ГЭС, началось освоение нефтегазовых богатств Тюмени, был построен и стал выпускать автомобили ВАЗ в г. Тольятти, появились научно-промышленные объединения.


В ходе реформы осуществлялись следующие мероприятия:

1. Совнархозы упразднялись и воссоздавались отраслевые министерства: 11 общесоюзных и 17 союзно-республиканских; к концу 1975 г. насчитывалось уже 35 промышленных министерств.

2. Сохранялась и получила дальнейшее развитие система межведомственных государственных комитетов: к существующим комитетам добавились Госкомцен, Госстандарт, Госкомитет по науке и технике.

3. Сокращалось общее количество плановых показателей для предприятий, вводились новые показатели, ориентирующие производителя на рыночный спрос (объем реализованной продукции).

4. Предприятия, переведенные на хозрасчет, получили право распоряжения частью прибыли. Эти средства были разделены на три фонда: фонд материального поощрения (премии работникам), фонд соцкультбыта (строительство и содержание жилья и других социальных объектов), фонд самофинансирования (обновление материально-технической базы производства).

«Косыгинская» экономическая реформа дала заметный импульс развитию народного хозяйства. Восьмая пятилетка (1966 - 1970) считается самой успешной в послевоенной истории. Производительность труда в эти годы увеличилась на 1/3, объем производства – в 1,5 раза, национальный доход – на 41 %. Производство потребительских товаров впервые стало расти быстрее, чем производство продукции тяжелой промышленности.

Однако столкнувшись с логикой планового управления экономикой, реформа забуксовала. Неоправданно низкие цены на сырье приводили к убыточности ряда отраслей, прежде всего металлургии, угольной, пищевой промышленности. В то же время в отраслях, связанных с военнопромышленным комплексом, действовал явно завышенный уровень рентабельности (в приборостроении – до 50 %). Предложения о пересмотре цен не находили поддержки у партийных органов, которые руководствовались прежде всего политическими соображениями. Автономия предприятий превращалась в фикцию в условиях централизованного планирования и распределения ресурсов. Те из них, кто смог улучшить свои показатели, получали повышенные плановые задания на следующий год.

Фактически продолжался курс на экстенсивное развитие экономики: за пятилетку было построено 1800 новых предприятий. Не была поколеблена система партийной власти: Л. И. Брежнев не поддержал предложение А. Н. Косыгина о ликвидации отраслевых отделов ЦК КПСС. Проведение реформы не сопровождалось расширением прав трудовых коллективов; трудящиеся по-прежнему были лишены возможности контролировать действия администрации. В конечном итоге содержание «косыгинской» реформы оказалось в непримиримом противоречии с интересами номенклатурного слоя, который должен был проводить ее в жизнь.



Однако по мнению современных экономистов реформа была обречена на неуспех из-за целого ряда причин. Наиболее существенными из них были:
– непоследовательность и половинчатость, содержавшиеся непосредственно в самом замысле реформы. Сочетание экономических начал с жестко централизованной плановой экономикой, как показывает мировой и отечественный опыт, дает лишь кратковременный эффект, а затем вновь происходит доминирование административных принципов и подавление экономических;
– некомплексный характер реформы. Ни о какой демократизации производственных отношений, изменении форм собственности и перестройке политической системы речь даже не шла;
– слабая кадровая подготовленность и обеспеченность реформы. Инерция мышления руководящих хозяйственных кадров, давление на них прежних стереотипов, отсутствие творческой смелости и инициативы у непосредственных исполнителей преобразований обусловливали половинчатость замысла реформы и обрекали ее в итоге на неудачу;
– противодействие реформе со стороны партийного аппарата и его руководителей (Л.И. Брежнева, Н.В. Подгорного, Ю.В. Андропова), боявшихся, что экономика может выйти из-под партийного контроля, а реформа – поставить под сомнение сущность социалистического строя;
– чехословацкие события 1968 г., где аналогичные новации привели к началу демонтажа политической системы, что очень испугало советское руководство.

Лекция 18 вопрос 2

Назовите основные направления экономической реформы конца 80-х гг.

Почему она потерпела неудачу?

1 направление

Первые попытки демонтажа административно-командной системы, предпринятые в рамках политики перестройки, относятся к 1987 г.

Закон «О государственном предприятии», предусматривавший перевод предприятий на хозрасчет и самофинансирование. Предприятия получали право самостоятельно планировать свою деятельность, устанавливать прямые и горизонтальные связи с другими предприятиями, действовать на основе контрактов, заказов, экономических нормативов.

Переход предприятий на новые принципы хозяйствования осуществлялся с большим трудом. В условиях отсутствия развитой инфраструктуры, института посредничества, товарно-сырьевых бирж предприятия не могли наладить ни закупку сырья, ни продажу собственной продукции. К началу реформы убыточные предприятия составляли приблизительно 30% от общего числа, а 25 % получали чрезвычайно низкую прибыль. Лишение таких предприятий государственный дотаций открывало им прямой путь к банкротству.


2 направление:

В 1988 г. закон о кооперации. В нем формально было зафиксировано равноправие кооперативного и государственного секторов экономики. Закон дал толчок быстрому развитию кооперации, новым явлением в экономике становится выведенная из тени индивидуальная трудовая деятельность. Произошли изменения и в организации сельскохозяйственного производства: появились первые фермерские хозяйства. Однако их удельный вес был невелик. К концу 1990 г. в них производилось менее 1% сельскохозяйственной продукции страны. В целом легализованный частный сектор быстро становился сферой притяжения «теневых» капиталов. Формирующаяся рыночная экономика приобретала полукриминальный, спекулятивный характер.

Решить главную задачу экономической реформы и перейти от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам управления производством в тот период не удалось. В условиях диспропорций и перекосов в народном хозяйстве, товарного дефицита, архаической системы ценообразования и несовершенства законодательства воспользоваться в полном объеме предоставленной самостоятельностью было очень сложно. Ослабление централизованного управления экономикой приводило к нарушению складывавшихся десятилетиями связей, местничеству и региональному сепаратизму. Плановые задания не выполнялись, наблюдалось падение производства.

К концу 80-х гг. государственный бюджет лишился двух главных источников своего пополнения: доходов от экспорта сырья (нефти и газа) и средств от продажи алкоголя. Падение цен на нефть и газ на мировом рынке привело к тому, что эта статья экспорта только в 1985-1986 гг. сократилась на одну треть. Осложнение экономического положения СССР толкало правительство к внешним займам. Платежи и погашение кредитов постепенно загоняли страну в долговую яму.

Экономическая реформа, подорвав административно-командную систему и не создав ей равноценной замены, окончилась провалом.