Файл: На основе анализа положений законодательства России (см., например, Федерального конституционного закона от 21. 07. 1994 1фкз (с изм и доп.) О конституционном Суде рф Федерального закона от 11. 07.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра юриспруденции

Форма обучения: заочная/очно-заочная




ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО



Группа Лб22Ю211в
Студент
А.К Стариковский

МОСКВА 2023

Задание 1. На основе анализа положений законодательства России (см., например, Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (с изм. и доп.) «О Конституционном Суде РФ»; Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ (с изм. и доп.) «О политических партиях» и др.) приведите примеры конституционных норм следующих разновидностей:

а) регулятивных и охранительных;

б) управомочивающих, обязывающих и запрещающих;

в) материальных и процессуальных норм конституционного права;

г) норм-принципов, норм-дефиниций и норм-задач.

Ответ:

а) Регулятивные нормы: статья 15 Конституции РФ, которая гарантирует равенство перед законом и судом, а также запрещает любую дискриминацию на основе пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и социального положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др. признаков; статья 18 Конституции РФ, которая гарантирует свободу мысли и слова, свободу печати, телевидения и радиовещания;

Охранительные нормы: статья 35 Конституции РФ, которая гарантирует право на свободу и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; Регулятивно-охранительные нормы: статья 20 Конституции РФ, которая гарантирует право на свободу совести, свободу вероисповедания, включая право на отказ от своей религии, и свободу выбора и изменения своей религии или убеждений.

б) Управомочивающие нормы: статья 32 Конституции РФ, которая гарантирует право на образование и свободу выбора образовательных учреждений; статья 39 Конституции РФ, которая гарантирует право на труд, свободный выбор вида деятельности и профессии, защиту от безработицы; Обязывающие нормы: статья 71 Конституции РФ, которая устанавливает обязанность военной службы в установленном порядке; Запрещающие нормы: статья 37 Конституции РФ, которая запрещает принуждение к труду.


в) Материальные нормы: статья 2 Конституции РФ, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; статья 17 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Процессуальные нормы: статья 46 Конституции РФ право на судебную иную государственную защиту прав и свобод; статья 47 Конституции РФ право на законного судью;

г) Нормы-принципы: статья 10 Конституции РФ принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и самостоятельной власти самостоятельны; статья 11 Конституции РФ - Государственную власть в РФ осуществляет Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.

Нормы-дефиниции: статья 94 Конституции РФ – Федеральное собрание – парламент РФ – является представительным и законодательным органом РФ; статья 110 Конституции РФ, в которой содержится определение Правительства РФ как исполнительного органа власти – исполнительную власть РФ осуществляется Правительство РФ.

Нормы-задачи: в статье 20 Конституции РФ ставится задача отмены в будущем смертной казни в качестве исключительной меры наказания; согласно статье 34 не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Следовательно, перед государством ставится задача недопущения монополизации.
Задание 2. Приведите три примера, когда диспозиция находится в нормах конституционного права, а санкция — в нормах других отраслей российского права.

Ответ:

Санкция — это та часть нормы, в которой содержатся последствия выполнения диспозиции (правила поведения). Санкция может носить положительный (наступление благоприятных последствий) и отрицательный характер (наступление неблагоприятных последствий).

Например, при применении ст. 105, 158, 161 УК РФ и множества других, необходимо обратиться к нормам общей части, определенных в ст. 20 и 21 УК РФ), либо к определенному кругу лиц (ими могут быть работники различных отраслей, должностные лица и т.п.; например, в ч. 1 ст. 264 УК РФ указано на нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, в ч. 1 ст. 285 УК РФ - на использование должностным лицом своих служебных полномочий, вопреки интересам службы), действующих в определенных сферах общественной жизни и в силу этого несущих определенные обязанности.

Примером санкции может быть часть 1 статьи 105 УК РФ, в которой предусматривается ответственность за умышленное причинение смерти другому человеку. ("наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового" - сама санкция).

Диспозиция - как само правило поведения всегда присутствует в любой норме. Возможность совершать лицом (гражданином) определенные законом действия, либо возможность воздержаться от их совершения. Примером диспозиции может быть часть 1 статьи 30 Конституции, согласно которой каждый имеет право на объединение. Также в ч. 1 ст. 158 УК РФ диспозицией является формулировка: «Кража, т.е. тайное хищение чужого имущества». В общем, диспозиция указывает деяние (в данном случае действие), подлежащее уголовной ответственности и определяет признаки, при наличии которых она возможна.

Норма права не может не иметь диспозиции. Например: ст. 63 СК РФ «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей». Или п.1 ст. 63 «Родители имеют право… воспитывать своих детей». Диспозиция всегда имеет представительно - обязывающий характер, соответственно п.1 ст. 63 « Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей» п. 1 ст. 37 ГК РФ «Распоряжение имуществом подопечного»: «Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе производить необходимые для содержания подопечного расходы за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода» п.1. ст. 486 ГК РФ «Оплата товара»: «Покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара…».

Задание 3. Составьте карту сравнительного анализа:

Критерии сравнения

Конституция РСФСР 1918 г.

Конституция РСФСР 1925 г.

Конституция РСФСР 1937 г.

Конституция РСФСР 1978 г.

Конституция РФ 1993 г.

Основы государственного и общественного строя

Она законодательно закрепила основы нового общественного строя: национализацию земли, переход к национализации промышленности, обращение всех банков в собственность государства, всеобщую обязанность трудиться, поставила задачу уничтожения эксплуатации человека человеком. В Декларации были зафиксированы основы государственного строя «Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.


Конституция исходила как бы из "разделения труда" между Законодательством союза и республиканским законодательством. Более ощутимой становилась перспектива огосударствления соответствующих общественных отношений.


Она закрепляла, как и Конституция СССР все главные экономические основы социализма: отмену частной собственности, господство социалистической системы хозяйства, и социалистической собственности на орудие труда и средства производства, установление государственного плана которым определялась вся хозяйственная жизнь государства.

Закреплялась общественная собственность на средства производства. Частная собственность не допускалась. Закреплялось плановое ведение хозяйства на основе жесткой централизации.

Российская Конституция как по форме, так и по содержанию существенно отличается от своих предшественниц. Так, приоритет прав и свобод человека, как основной принцип правового государства, выразился в том, что соответствующая глава в тексте Конституции предшествует главам об органах государственной власти.

Государственное устройство

Государственное устройство по Конституции РСФСР 1918г. Ст. 1 и 9 Конституции РСФСР определяли политическую основу государства как систему Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и социальную основу — диктатуру пролетариата в форме Республики Советов. В Конституции нашли отражение важнейшие экономические преобразования Советского государства: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков и промышленности.

Конституция РСФСР 1925 г. закрепила РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями. На территории РСФСР имели обязательную силу постановления верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза.

Основной закон Российской Советской Федеративной республики 1937 по 1978 год. Заменила Всероссийский Съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов и ВЦИК Советов новым высшим органом государственной власти — Верховным Советом, местные Съезды Советов рабочих и крестьянских депутатов — Советами депутатов трудящихся.

В Конституции 1978 года государство признавалась советским и социалистическим, но не объявлялось правовым.

Конституция РСФСР 1978 года в значительной степени подчеркивала роль коммунистической партии, провозглашенной в рамках данного нормативного акта руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы.

В Конституции 1993 г. заложена трехуровневая модель государственного устройства России: федеральный уровень, уровень субъектов Российской Федерации и муниципальный уровень. Каждый уровень власти имеет законодательно закрепленную собственную компетенцию и каждый уровень власти защищен через механизмы, принуждающие исполнять его решения.

Система органов государственной власти

Всероссийский съезд советов (высший законодательный орган). ВЦИК (функции Всероссийского съезда советов в перерыве между съездами). СНК (Высший исполнительный орган; обладал правом законодательной инициативы). Наркоматы (министерства)


Всероссийский съезд советов (высший законодательный орган). ВЦИК (функции Всероссийского съезда советов в перерыве между съездами). СНК (Высший исполнительный орган; обладал правом законодательной инициативы). Наркоматы (министерства)


Верховный Совет. Конституция 1937 года учреждала в республике новый высший орган государственной власти — Верховный Совет РСФСР, состоящий из одной палаты. Верховный Совет принимал законы, устанавливал размеры налогов и пошлин, принимал государственный бюджет. Конституция 1937 года также сохранила народные комиссариаты в качестве центральных исполнительно-распорядительных органов, во главе которых стояли народные комиссары. Коллективный глава государства Конституцией также создавался Президиум Верховного Совета РСФСР — высший государственный совет, осуществлявший полномочия главы государства. Органы местной власти. Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, национальных округах, административных округах, районах, городах, поселках, селах (станицах, деревнях, хуторах, аулах) становились Советы депутатов трудящихся. Конституция 1937 года также сохранила местные отделы в качестве местных исполнительно-распорядительных органов, во главе которых стояли начальники отделов.


В новой Конституции был введен новый Раздел IV — «Советы народных депутатов РСФСР и порядок их избрания», где была закреплена вся система Советов, увеличен срок полномочий Верховных Советов с 4 до 5 лет, местных Советов — с 2 до 2,5 лет. Раздел V закреплял положения о высших государственных органах власти — Верховном Совете (глава 13) и Совете Министров РСФСР (глава 14). Содержащаяся в этом разделе статья 104 предоставляла Верховному Совету РСФСР всю полноту государственной власти; В разделе VI были обозначены органы власти автономных республик, где высшими государственными органами власти являлись Верховные Советы.


Три ветви власти: исполнительная, законодательная и судебная. Исполнительную власть возглавляет Президент, законодательную – Федеральное Собрание. Судебная власть представлена разными видами судов. Высшим Законодательным органом РФ с 1993 года является двухпалатное Федеральное собрание. Исполнительную власть осуществляют Президент, его полномочные представители и правительство.

Правовой статус личности (права, свободы, обязанности,

гражданство)

1. Конституция представляла гражданам широкий круг демократических свобод.

2. Задачей Советской власти объявлялось представление рабочим и беднейшим крестьянам образования.

3. Провозглашалось равенство граждан.

4. Конституция указала и их важнейшие обязанности, в частности, в частности всеобщую обязанность трудиться и всеобщую воинскую обязанность.

1. РСФСР признает труд обязанностью всех граждан Республики.

2. Конституция РСФСР исходит из основных положений декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, декларации прав народов России от 2 ноября 1917 г. и основных начал Конституции РСФСР.

1. Граждане РСФСР имеют право:

-на труд

- отдых

-на материальное обеспечение и старости

-на образование.

2. Женщине в РСФСР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях.

3. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам РСФСР гарантируются законом:

-свобода слова

-свобода печати

-свобода собраний и митингов

-свобода уличных шествий и демонстраций

1. Граждане РСФСР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией РСФСР и советскими законами. Граждане РСФСР имеют право:

-на охрану здоровья

-на материальное обеспечение в старости

-на жилище

-на образование

1. Права, свободы, и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. Это главный принцип, характеризующий правовой статус личности. В ст. 19 Конституции выделены 3 основных его аспекта:

равенство перед законом и судом,

равенство прав и свобод человека, и гражданина,

равноправие мужчины и женщины.
2. Права свободы и обязанности человека, гражданина основывается на их гарантированности.

3. Правовой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека,и гражданина. Недопустимости ограничения прав, и свобод.

4. Правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями. Это универсальный принцип находит свое выражение не только в том, что у каждого есть права, и обязанности, но и в том, что многие права одновременно являются , и обязанностями- одни в правовом плане, другие в моральном,в виде общественного долга.


Избирательное право и избирательная система

Глава тринадцатая

64. Правом избирать и быть избранными в Советы пользуются, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.п., следующие обоего пола граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, коим ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет:

а) все добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и проч., крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли;

б) солдаты советской армии и

флота;

в) граждане, входящие в категории, перечисленные в пунктах «а» и «б» настоящей статьи, потерявшие в какой-нибудь мере

трудоспособность.

65. Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они входили в одну из вышеперечисленных категорий:

а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;

в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;

д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в

России дома;

е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой;

ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.

Глава четырнадцатая

О производстве выборов

66. Выборы производятся, согласно установившимся обычаям, в дни, устанавливаемые местными Советами.

67. Выборы производятся в присутствии избирателей комиссии и представителя местного Совета.

68. В тех случаях, когда присутствие представителя Советской власти оказывается технически невозможным, его заменяет председатель избирательной комиссии, а за отсутствием такового —председатель избирательного собрания.

69. О ходе и результате выборов составляется протокол за подписью членов избирательной комиссии и представителя Совета.

70. Подробный порядок производства выборов, а равно участие в них профессиональных и иных рабочих организаций определяются местными Советами согласно инструкции Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.


Об активном и пассивном избирательном праве

68. Правом избирать и быть избранным в советы пользуются, независимо от пола, вероисповедания, расы, национальности, оседлости и т.п., следующие граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, которым ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет:
а) все, добывающие средства к жизни производительным и общественно-полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда;
б) красноармейцы и краснофлотцы Рабоче-Крестьянских Красных Армии и Флота;
в) граждане, входящие в категории, перечисленные в п.п. "а" и "б" настоящей статьи, потерявшие в какой-либо мере трудоспособность.

69. Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они и входили в одну из перечисленных категорий:
а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;
в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
г) духовные служители религиозных культов всех вероисповеданий и толков, для которых это занятие является профессией, и монахи; (в ред. постановления XIV Всероссийского Съезда Советов от 18 мая 1929 г.)
д) служащие и агенты бывшей полиции, отдельного корпуса жандармов и охранных отделений, члены царствовавшего в России дома, а также лица, руководившие деятельностью полиции, жандармерии и карательных органов;
е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными;
ж) лица, осужденные за преступления с поражением в политических правах на установленный судебным приговором срок. (в ред. постановления XIV Всероссийского Съезда Советов от 18 мая 1929 г.)

Б. О производстве выборов

70. Выборы производятся в дни, устанавливаемые местными советами или их исполнительными комитетами.
71. О ходе и результате выборов составляется протокол за подписями членов избирательной комиссии.
72. Порядок производства выборов, а равно и участие в них профессиональных союзов и иных рабочих организаций, определяется Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом или его Президиумом.

В. О проверке и отмене выборов и отзыве депутатов

73. Проверка правильности выборов в советы производится избирательными комиссиями, а проверка правильности полномочий делегатов, избираемых на с`ездах советов, - мандатными комиссиями.
74. В случае неправильности выборов в целом, вопрос об отмене выборов разрешается высшим по порядку органом Советской власти. Высшим органом по кассации Советских выборов является Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и его Президиум.
75. Избиратели, пославшие в совет депутата, имеют право во всякое время отозвать его и произвести новые выборы.


Статья 138. Выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся: Верховный Совет РСФСР, краевые и областные Советы депутатов трудящихся, Верховные Советы автономных республик, Советы депутатов трудящихся автономных областей, Советы депутатов трудящихся национальных и административных округов, районные, городские и сельские (станицы, деревни, хутора, аула) Советы депутатов трудящихся, — производятся избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 139. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане РСФСР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав.

Статья 140. Выборы депутатов являются равными: каждый гражданин имеет один голос; все граждане участвуют в выборах на равных основаниях.

Статья 141. Женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами.

Статья 142. Граждане, состоящие в рядах Красной Армии, пользуются правом избирать и быть избранными наравне со всеми гражданами.

Статья 143. Выборы депутатов являются прямыми: выборы во все Советы депутатов трудящихся, начиная от сельского и городского Совета депутатов трудящихся вплоть до Верховного Совета РСФСР, производятся гражданами непосредственно путем прямых выборов.

Статья 144. Голосование при выборах депутатов является тайным.

Статья 145. Выборы в Советы депутатов трудящихся РСФСР производятся до избирательный.


Статья 91. Выборы депутатов во все Советы народных депутатов производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 92. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане РСФСР, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке умалишенными.

Статья 93. Выборы депутатов являются равными: каждый избиратель имеет один голос; все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.

Статья 94. Выборы депутатов являются прямыми: депутаты всех Советов народных депутатов избираются гражданами непосредственно.

Статья 95. Голосование при выборах депутатов является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей не допускается.

Статья 96. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит организациям Коммунистической партии Советского Союза, профессиональных союзов, Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, кооперативным и другим общественным организациям, трудовым коллективам, а также собраниям военнослужащих по воинским частям.

Гражданам РСФСР и общественным организациям гарантируется свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио.

Расходы, связанные с проведением выборов в Советы народных депутатов, производятся за счет государства.

Статья 97. Выборы депутатов в Советы народных депутатов производятся по избирательным округам.

Гражданин РСФСР не может, как правило, быть избран более чем в два Совета народных депутатов.

Проведение выборов в Советы обеспечивают избирательные комиссии, которые образуются из представителей от общественных организаций, трудовых коллективов и собраний военнослужащих по воинским частям.

Порядок проведения выборов в Советы народных депутатов определяется законами Союза ССР, РСФСР и автономных республик.

Статья 98. Избиратели дают наказы своим депутатам.

Соответствующие Советы народных депутатов рассматривают наказы избирателей, учитывают их при разработке планов экономического и социального развития и составлении бюджета, организуют выполнение наказов и информируют граждан об их реализации.


Часть 2 ст. 32 Конституции РФ посвящена регламен­тации избирательного права в единстве обоих принад­лежащих гражданам правомочий — активного и пас­сивного избирательного права. Здесь также дается ис­черпывающий перечень видов тех органов, в которые избираются представители народа — орга­ны государственной власти и органы местного самоуп­равления. Одновременно в этой же норме идет речь об участии граждан в референдуме. Часть 3 ст. 32 Конституции РФ устанавливает изъ­ятия из перечня граждан, имеющих право избирать и быть избранными. Не могут избирать и быть избран­ными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Ст. 60 устанавливает, что гражданин Рос­сийской Федерации может самостоятельно осущест­влять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, а последующими статьями (ч. 2 ст. 81 и ч. 1 ст. 97) вводится более высокий возрастной ценз для ре­ализации пассивного избирательного права при избра­нии депутатов Государственной Думы. Изъятия, установлен­ные ч. 3 ст. 32 Конституции РФ, распространяются только на право граждан избирать и быть избранными, но не относятся к процедуре голосования на референ­думе, а также не распространяются на равный доступ граждан к государственной службе, на участие в отправлении правосудия, закрепленные ч. 4 и 5 той же 32-й статьи. Несмотря на то, что Конституция РФ прямо не ука­зывает на участие в выборах политических партий и иных общественных объединений различной идеоло­гической направленности и на возможность создания в выборных органах политической оппозиции, возмож­ность и правомерность таких явлений прямо вытекает из смысла ее ст. 13 (чч. 3 и 4), которые не только кон­статируют признание в Российской Федерации политического многообразие многопартийности, но и уста­навливают равенство общественных объединений перед законом.




Практическое занятие № по темам 4-7
Задание 1. Конституция определяет Российскую Федерацию как демократическое, федеративное, правовое, социальное и светское государство с республиканской формой правления.

Проанализируйте приведенные конституционные характеристики современного российского государства. Все ли из них объективны и реализованы на практике? Если нет, то почему?

Ответ:

Конституция говорит, что Российская Федерация — это демократическое, федеративное, правовое, социальное и светское государство с республиканской формой правления. Но не все эти характеристики полностью реализованы на практике. Некоторые люди считают, что Россия не является полностью демократическим государством из-за ограничений на свободу слова и выборов. Также есть вопросы к федеративной системе, которая не всегда равномерно распределяет ресурсы между регионами. Тем не менее, Россия работает над тем, чтобы улучшить свои характеристики и приблизиться к идеалу, описанному в Конституции.

Задание 2. Современные права и свободы человека и гражданина тесно связаны с двумя основными направлениями юридической мысли: естественно-правовым и позитивистским.

Первое рассматривает права человека как неотъемлемые, вытекающие либо из разума, из неизменной природы самого человека, либо из божественной воли (т.е. права и свободы есть у человека в силу естественных причин или воли Бога, но не по прихоти государства).

Второе (позитивистское) подходит к правам и свободам как к категории, установленной государством (т.е. права у граждан есть по стольку, поскольку они даны им государством)

На каком из названных подходов, по Вашему мнению, основывается наличие прав и свобод личности в Российской Федерации? Свой ответ аргументируйте.

Ответ:

На мой взгляд, наличие прав и свобод личности в Российской Федерации основывается на естественно-правовом подходе. Это подтверждается Конституцией РФ, которая гарантирует основные права и свободы человека и гражданина, а также устанавливает, что эти права и свободы являются неотъемлемыми и неприкосновенными.
Задание 3.

Студентка 1 курса Ирина Смирнова, желая реализовать свое конституционное право на объединение, предложила создать политическую партию «Молодые женщины России», в устав которой включить следующие положения:

а) партия создается для защиты прав лиц женского пола;


б) членами партии могут быть только лица женского пола;

в) не старше 40 лет.

Дайте правовую оценку указанной инициативе.

Ответ:

Очень хорошо, что Ирина знает свое конституционное право на объединение и собирается создать политическую партию. Но условие в проекте устава о том, что возможность вступить в партию и быть её членом только для лиц женского пола, означает дискриминацию, нарушение, в первую очередь конституционных положений, поскольку ограничивает право на общественное объединение исключительно по половому признаку, что прямо запрещено положением 19 Конституции РФ. Поэтому предложение, озвученное Смирновой под пунктом «б», согласно которому право на вступление в партию предоставлялось бы только лицам женского пола, является незаконным, и проект устава, содержащий положение об этом, подлежит отклонению.

Дополнительно следует отметить, что, регламентируя членство в политической партии, часть 2 статьи 23 ФЗ «О политических партиях» указывает, что членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными.
То есть применительно ко всем видам политических партий ограничения к членству имеются лишь по возрасту, дееспособности, принадлежностью к гражданству России. Ограничения по половому, а равно по расовому, национальному, религиозному признаку не только не предусмотрены, но и прямо запрещены Основным законом – Конституцией РФ.

Относительно того, что предложенная Смирновой к созданию политическая партия «Женщина России» создается с целью защиты прав лиц женского пола, и закрепление этого положения в уставе.
Согласно части 3 статьи 9 ФЗ от 11.07.2001 «О политических партиях», не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.
Под признаками профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности в настоящем Федеральном законе понимается указание в уставе и программе политической партии целей защиты профессиональных, расовых, национальных или религиозных интересов, а также отражение указанных целей в наименовании политической партии.