Файл: Российский государственный социальный университет Эссе по дисциплине Проектная деятельность.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Уяснение проблемы.
Предметная проблемная ситуация, где некое социальное противоречие требует организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития.
2. Социальный заказ.
Заказ выступает в качестве определенной социальной установки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компромисса. Социальный заказ формируется на осознании необходимости решения возникшей социальной проблемы, без чего невозможно дальнейшее развитие.
3. Паспортизация объекта.
Получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития.
Паспорт – это сводный документ, в котором отображаются количественные и качественные характеристики системы, влияющие на функционирование и развитие. В социальном паспорте должны содержаться основные сведения об изменениях социальной структуры, условий, охраны и оплаты труда, жилищных и культурно-бытовых условий и т. п.
Этапы создания паспорта социальной структуры:
а) определение характеристик и параметров, влияющих на нормальное функционирование и развитие;
6) разработка формы паспорта (внесение показателей, которые будут изменяться);
в) заполнение форм паспорта данными
4. Цели.
Цель является поводом для начала любой человеческой деятельности. Чётко сформулированная цель, понимаемая всеми субъектами – залог успеха. Процесс построения цели соответствует в мышлении процессу практической деятельности. Целеполагание включает в себя три основных звена:
а) потребность – мотив;
б) выбор способов ее удовлетворения (планирование действий);
в) предполагаемые конечные результаты и последствия (желаемые и не желаемые).
В каждой из установленных целей нужно выделить самый важный результат; указать сроки предполагаемого достижения цели; определить затраты на достижение цели и отдельно на материалы и оборудование; установить контрольные критерии, которые могут свидетельствовать о том, что цель достигнута; обеспечить уверенность в том, что деятельность, направленная на достижение цели, контролируется тем, кто эти цели установил.
На стадии определения целей необходимо: предусмотреть все противоречия между ними, чтобы избежать конфликта целей, наметить пути устранения конфликта целей, если избежать его невозможно; определить одну из целей в качестве главной, на достижение которой и будет направлено функционирование всей системы.
5. Задачи.
После определения целей, опираясь на них, важно установить главные задачи, стоящие перед социальной системой, которые станут этапами достижения целей. Задачи проектирования формируются на основе тщательного изучения состояния системы, ее материальных, трудовых, финансовых ресурсов, норм и нормативов.
6. Прогнозирование.
Это очень важный этап, суть которого в широком смысле – предвидение, информация о будущем, информация о предположительных результатах. В узком смысле – это специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений.
Социальное прогнозирование – это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов.
Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе.
Главная задача прогнозирования – научная разработка прогнозов. Делается это с целью выявления предположительных результатов, чтобы избежать неудачи и возможности подкорректировать действия. Прогноз – это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в будущем или об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогноз описывает будущее состояние системы.
3. Методы социального проектирования
Избавиться от субъективизма в проектировании можно только опираясь на научные методы. Метод – это способ достижения цели; при построении социального проекта методы упорядочивают деятельность субъекта проектирования.
В социальном проектировании используются некоторые принципы, являющиеся общенаучными, однако в частной области приобретающие специфическое содержание.
Принцип, выраженный в практическом действии и теоретическом способе познания, становится методом социального проектирования. Метод, естественно, может быть конкретизирован в различные методики, представляющие собой совокупность приемов преобразования отдельного объекта деятельности.
Метод, представляющий собой систему регулятивных принципов познавательной деятельности, характеризуется следующими свойствами:
1) ясность – общепонятность, которая способствует однозначной распознаваемости метода;
2) детерминированность – отсутствие произвола в применении принципов, соответствующих данному методу;
3) направленность – подчиненность определенной цели, задаче;
4) результативность – способность обеспечивать помимо запланированных результатов другие, не менее важные;
5) надежность – способность с большей вероятностью обеспечивать получение исходного результата;
6) экономность – способность давать результат с наименьшими затратами времени и средств [3].
Среди методов проектирования следует выделить следующие:
1) метод «мозговой атаки». Этот метод по-другому называется мозговой штурм или на английском brainstorming, обоснован в 1936 г. Алексом Осборном. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа: постановка проблемы (чёткое формулирование проблемы, распределение ролей среди участников); генерация идей (большой объём идей, отсутствие критики, комбинация идей); группировка, отбор и оценка идей (на этом этапе оценка идей приветствуется).
2) метод деловой игры – метод, который применяют в случаях сложных проблемных ситуаций (например, экологических), требующих для своего разрешения взаимодействия многих заинтересованных ведомств и организаций.
Главные цели деловой игры – организовать совместную деятельность участников решения проблемы так, чтобы раскрыть реальную противоречивость их интересов по отношению к проблемной ситуации, выявить позиции, заставляющие отстаивать общие или групповые интересы, добиться обнародования необходимой информации, помочь участникам услышать и понять друг друга, найти путь к согласию.
3) метод вживания в роль – метод, который помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Он помогает глубже понять, как будет реализовываться проект, в каких условиях будет протекать процесс.
4) метод аналогии – метод, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков иди отношений у явления, которое выступает объектом проектирования. Эффективно функционирующие предприятия, поселки, города, в которых рационально решены те или иные социальные проблемы, могут служить образцом.
5) метод ассоциаций – метод, который заключается в том, чтобы извлечь путь, по которому легче пройти к цели, из другой сферы общественной жизни, где были успешно решены схожие социальные проблемы. С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т. е. затрагиваются не только формы, но и существенные содержательные элементы. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации.
6) метод синектики, согласно которому несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливается определенная взаимосвязь и взаимозависимость.
Существует и другая классификация методов социального проектирования:
1) проблемно-структурный метод: основывается на принципах проблематизации, структуризации и дивергенции, т. е. на расширении границ возможной проблемной ситуации;
2) метод структурного анализа: стремится к превращению проектных данных с помощью использования принципов структуризации, анализа и трансформации последних;
3) программно-структурный метод: сужает границы проектной проблемы, основываясь на принципах программирования, структуризации и конвергенции проектных данных;
4) структурный метод: оперирует упорядоченностью и взаимосвязью проектных данных;
5) структурно-технологический метод: использует принципы технологизации, организации и структуризации данных, необходимых для конкретного социального проекта;
6) проблемно-системный подход: основывается на принципах проблематизации, систематизации и дивергенции;
7) метод системного анализа: основывается на принципах систематизации, анализа и трансформации;
8) программно-системный метод: основывается на принципах программирования, систематизации и конвергенции;
9) системный метод: основывается на принципах целостности и организованности объекта;
10) системно-технологический метод: основывается на принципах технологизации, систематизации и организации проектных данных;
11) проблемно-средовой метод: основывается на принципах проблематизации, средизации и дивергенции;
12) метод средового анализа: использует принципы средизации, анализа и трансформации;
13) программно-средовый метод: основывается на принципах программирования, средизации и конвергенции;
14) средовый метод: использует принципы целостности, включенности и организованности;
15) средово-технологический метод: технологизации, средизации и организованности [3].
Заключение
Сложно переоценить всю важность таких процессов, как социальное проектирование. Оба эти процесса позволяют спрогнозировать будущее с учётом пожеланий, а также выработать стратегию действий, осуществив которые, становится возможным добиться этого желаемого будущего.
Проектирование – составная часть грамотного управления, которая помогает регулировать процесс для достижения желаемой цели в постоянно меняющихся условиях внешней среды, а также внутренней.
Проектирование также проходило определённые этапы от «жизнестроительства» до своего современного вида.
Этапы проектирования – система приемов, методов, правил, процедур, операций создания социального проекта. Наиболее общепринятой является следующая схема социального проектирования: уяснение проблемы (проблемная ситуация) – социальный заказ – социальный паспорт – цели проекта – задачи проекта – изыскательский прогноз – нормативный прогноз – верификация и корректировка – модель – конструкт – проект.
Избавиться от субъективизма в проектировании можно только опираясь на научные методы. Метод – это способ достижения цели; при построении социального проекта методы упорядочивают деятельность субъекта проектирования.
В социальном проектировании используются некоторые принципы, являющиеся общенаучными, однако в частной области приобретающие специфическое содержание.
Список использованных источников
1. Антонюк, Г. А. Социальное проектирование и управление общественным развитием: теоретико-методический аспект / Г. А. Антонюк. Ę Минск: Наука и техника, 1986. – 204 с.
2. Курбатов, В. И. Социальное проектирование: учеб. пособие / В. И. Курбатов, О. В. Курбатова. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 416 с.
3. Луков, В. A. Социальное проектирование: учеб. пособие / В. A. Луков. – М.: МГУ: Флинт, 2007. – 240 с.
4. Котляров, И. В. Теоретические основы социального проектирования / И. В. Котляров; под ред. Е. М. Бабосова. – Минск: Наука и техника, 1989. – 188 с.
5. Кикоть, В. Я. Социальное управление теория, методология, практика: монография / В. Я. Кикоть, Д. И. Грядовой. – М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2010. – 311 с.