Файл: Имеющиеся у нас данные показали, что различные формы афазии составляют 81,5% от общего числа случаев речевой патологии, возникающей вследствие органических поражений головного мозга.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Имеющиеся у нас данные показали, что различные формы афазии составляют 81,5% от общего числа случаев речевой патологии, возникающей вследствие органических поражений головного мозга. Другие нарушения речи (дизартрия, дисфония, заикание и пр.) отмечаются лишь у 18,5% пациентов [4]. Совершенно очевидно, что проблема афазии является одной из центральных в клинике очаговых поражений головного мозга.

Длительное время восстановление речи рекомендовалось начинать спустя 6–8 месяцев после инсульта. Лишь в 80-е годы прошлого столетия был пересмотрен вопрос о сроках начала логопедических занятий и доказано, что только раннее начало коррекционно-педагогической работы может привести к стойким положительным изменениям.

В настоящее время различают ранний (до 6 мес.) и резидуальный этапы восстановления речи, каждый из которых имеет свою специфику и ставит перед логопедом ряд специальных задач. Стало очевидным, что методика логопедической работы дифференцируется не только в зависимости от формы афазии, но и от этапа восстановления [2].

На раннем этапе занятия начинаются в течение первых 2 – 3 недель после выхода пациента из “стадии оглушения”. На этом этапе логопеду необходимо учитывать не только тяжесть физического состояния пациентов, но и тяжесть переживания внезапной утраты речи, т.е. работа должна иметь психотерапевтический характер. Главной задачей раннего этапа является активизация процесса восстановления речи, растормаживание и стимулирование угнетенной речевой функции, а также предупреждение возникновения некоторых патологических симптомов афазии (аграмматизмов, персевераций и др.).

Резидуальный этап восстановления начинается через шесть месяцев после органического поражения головного мозга. К этому времени окончательно определяется форма и степень афазии, а также степень ее сочетания с другой или другими формами афазии. На этом этапе требуется сознательное, активное участие пациента в восстановительном процессе. Пациенту в доступной форме объясняется суть речевого расстройства, цель выполнения того или иного упражнения. Проводится специальная психотерапевтическая работа по формированию установки на восстановление речи вследствие упорных, длительных и систематических логопедических занятий.


Логопедической работе предшествует тщательное нейропсихологическое обследование высших психических функций пациента, на основании результатов которого выносится диагноз. Периодически проводятся повторные обследования для контроля за динамикой восстановления, а также в целях уточнения программы восстановительного обучения.

Восстановление речи у пациентов с афазией находится в зависимости от ряда факторов: локализации, обширности и глубины поражения, этиологии заболевания, формы и степени тяжести афазии, доминантности полушария, степени выраженности речевого дефекта, времени возникновения нарушения (без воздействия на него), возраста и личности пациента, наличия левшества, знания более чем одного языка и др.

Перечисленные факторы взаимосвязаны и самым непосредственным образом определяют процесс восстановления речи – спонтанный или направленный.

В специальной литературе справедливо отмечаются трудности разграничения спонтанного и направленного (логопедического) восстановления, т.к. они постоянно перекрывают друг друга.

В восстановительном процессе важна “встреча” спонтанного и направленного восстановления речи, когда раннее начало занятий совпадает с наиболее интенсивным периодом спонтанного восстановления. В самом понятии “направленное” (в противоположность спонтанному) заложено представление о возможности направлять восстановление речевых функций пациентов с афазией по наиболее целесообразному пути. Опыт показывает, что неконтролируемое специалистом, пущенное на самотек восстановление речи, приводит к возникновению эмболов, персевераций, а иногда делает невозможным процесс восстановления спонтанной речи [2]. Иногда при быстром спонтанном восстановлении речи могут возникнуть такие патологические симптомы, как смазанность произношения, заикоподобные нарушения темпа и ритма речи, аграмматизмы и т.д., которых можно избежать, применяя логопедическую терапию [6].

В свою очередь наличие или отсутствие спонтанного восстановления речи имеет важное значение для результатов восстановительного обучения. Следует обращать внимание на динамику афазии до начала логопедического обучения, наличие или отсутствие спонтанного восстановления речи, т.е. на фон, на котором проводится направленная восстановительная терапия. Спонтанное восстановление речи имеет большое значение в раннем периоде заболевания, а в позднем – роль спонтанного восстановления уменьшается и основное значение приобретает направленная восстановительная терапия [6].



М.К. Шохор-Троцкая (Бурлакова), на основании 40-летнего опыта работы по преодолению афазии, отмечает, что спонтанного восстановления нарушенных высших психических функций у пациентов, перенесших инсульт, не происходит (за исключением восстановления психических функций у левшей и частично при парциальном левшестве) [8].

Практический опыт показывает, что логопедическое обучение целесообразно проводить во всех случаях: и в случаях спонтанного восстановления речи, и в случаях его отсутствия. Логопедическая терапия выступает как фактор, имеющий “пусковое значение” и реализующий извне резервы для восстановления нарушенных функций [1].

В течение 1986-2003гг. в отделении общей и сосудистой неврологии Научно-медицинского объединения “Григор Лусаворич” г. Еревана нами было проведено нейропсихологическое обследование 552 человек с различными формами афазии сосудистой этиологии на различных этапах восстановления. Анализ результатов восстановления речи показал, что лишь у 56 человек (28 женщин и 28 мужчин) отмечалось спонтанное восстановление речи, что составляет около 10% от общего числа обследованных нами пациентов с афазией. В остальных 496 случаях (90%), т.е. у подавляющего числа обследуемых, спонтанного восстановления речи не отмечалось. Все они нуждались в направленной логопедической помощи.

Среди невропатологов долгое время преобладало скептическое отношение в оценке эффективности специально организованного процесса восстановления речи. Справедливости ради следует отметить, что отголоски этого отношения имеются и сейчас. Однако врачи все больше убеждаются в эффективности логопедической работы, в продуктивности раннего начала занятий, которое совпадает с наиболее интенсивным периодом спонтанного восстановления.
2 Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи:

- показ картинных и реальных изображений наиболее упот­ребляемых предметов и простых действий по их названиям, катего­риальным и прочим признакам. Например: «Покажите стол, чашку, собаку и пр.», «Покажите предметы мебели, одежды, транспорта и пр.», «Покажите того, кто летает, кто разговаривает, кто поет, у кого есть хвост и т.п.»;

- классификация слов по темам (например: «Одежда», «Ме­бель» и т.д.) с опорой на предметную картинку;


- ответы утвердительным или отрицательным жестом на про­стые ситуативные вопросы. Например, «Сейчас зима, лето..?»; «Вы живете в Москве?» и др.

  1. Растормаживание произносительной стороны речи:

- сопряженное, отраженное и самостоятельное произнесение автоматизированных речевых рядов (порядковый счет, дни недели, месяцы по порядку, пение со словами, проговаривание пословиц и фраз), моделирование ситуаций, стимулирую­щих произнесение звукоподражательных местоимений («ах!» «ох!» и т.п.);

- сопряженное и отраженное произнесение простых слов и фраз;

- затормаживание речевого эмбола путем введения его в слово {та, та.. — Тата, так), или во фразу {ма.ма— мама...; это мама).

  1. Стимулирование простых коммуникативных видов речи:

- ответы на вопросы одним- двумя словами в простом ситуа­тивном диалоге;

- моделирование ситуаций, способствующих вызову комму­никативно значимых слов (да, нет, хочу, буду и т.д.);

- ответы на ситуативные вопросы и составление простых фраз с помощью пиктограммы и жеста с сопряженным проговариванием простых слов и фраз.

  1. Стимулирование глобального чтения и письма:

- раскладывание подписей под картинками (предметными и сюжетными);

- письмо наиболее привычных слов — идеограмм, списывание простых текстов;

- сопряженное чтение простых диалогов


  1. Повышение уровня общей активности больного, преодоление речевой инактивности (пассивности), организация произвольного внимания:

  2. - выполнение различных видов неречевой деятельности (рисование, лепка и т.д.);



  3. - оценка искаженных изображений, слов, фраз и т.д.;



  4. - ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог;



  5. - прослушивание сюжетных текстов и ответы на вопросы по ним в форме утвердительно-отрицательных жестов или словами «да», «нет».



  6. Стимулирование простых видов коммуникативной речи:

  7. - автоматизация в диалогической речи коммуникативно значимых слов: «да», «нет», «могу», «хочу», «буду», «надо» и т. д.;



  8. - автоматизация отдельных штампов коммуникативной, побудительной и вопросительной речи: «дай», «иди сюда», «кто там?», «тише!» и т.д.



  9. Преодоление расстройств речевого программирования:

  10. - стимулирование ответов на вопросы с постепенным уменьшением в ответе слов, заимствованных из вопроса;



  11. - конструирование фраз простейших синтаксических моделей с опорой на фишки и простую сюжетную картинку;



  12. - выполнение простых грамматических трансформаций по изменению слов, составляющих фразу, но предъявляемых в номинативных формах;



  13. - раскладывание серии последовательных картинок соответственно заключенному в них сюжету.



  14. Преодоление расстройств грамматического структурирования.

  15. Стимулирование письменной речи:

  16. - раскладывание подписей под картинками;



  17. - чтение слов и фраз.