Файл: Практических заданий по дисциплине правовые основы оперативнорозыскной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1336

Скачиваний: 71

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра юриспруденции

Форма обучения: очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Группа 21Ю271в
Студент
С. А. Липовцев


МОСКВА 202

Задача 1: Гражданин Сидоров обратился с жалобой в орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность по месту прописки своей жены. В своей жалобе он указал, что считает, что по месту его жительства при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, сотрудники уголовного розыска нарушили его конституционные права. Об этом он месяц назад сообщил в устной форме дежурному по полиции, но никаких ответов он до настоящего времени не получил. В связи, с чем просит в этом разобраться других сотрудников органов внутренних дел. О себе он в письме ничего не сообщил. Определите правомерность обращения граждан в оперативные аппараты для получения собранных о них сведений и разъяснениями о причинах таких мероприятий. Какие решения должен принять руководитель органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность?

Статья 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.


Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

Лицо которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.
Задание 1: Назовите систему норм правого регулирования ОРД.

Совокупность прав, свобод и обязанностей человека и гражданина представляет собой целостную систему, которая обладает внутренней структурой и относительно обособленными подразделениями. Основу же этой системы составляют конституционные права, свободы и обязанности, которые, в свою очередь, также образуют обособленную систему. Итак, в соответствии с конституционными нормами российского государства права человека — это совокупность возможностей и притязаний человека в личной, социальной, экономической, политической и культурной сферах, присущих ему и характеризующих его правовой статус по отношению к государству, который признан и законодательно оформлен во внешнем (международном) и внутригосударственном праве. При этом свободы человека — это правомочия личности, которые определяют степень ее самостоятельности, защищенности от вмешательства во внутренний мир (свобода совести, мысли, слова, творчества, передвижения и выбора места жительства и др.).

Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют 

Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Организация и тактика проведения органами внутренних дел Российской Федерации, таможенными органами Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний оперативно-розыскных мероприятий (кроме наблюдения, проводимого на открытой местности, в транспортных средствах и общественных местах) с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, определяются ведомственными нормативными правовыми актами, согласованными с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.


Оперативно-розыскная деятельность — по существу, единственный вид государственной правоохранительной деятельности, позволяющей на самых ранних этапах развития тщательно замаскированной преступной деятельности выявить ее, предупредить наступление вредных последствий и пресечь преступление. Кроме того, не следует забывать, что оперативно-розыскная деятельность — достаточно эффективный инструмент проверки сообщений о преступлении, так как зачастую, непосредственно даже при наличии повода к возбуждению уголовного дела, установить и зафиксировать признаки преступления только уголовно-процессуальными мерами не представляется возможным. Все это предопределяет существенное вторжение оперативно-розыскных органов в частную жизнь граждан. Отчасти здесь можно согласиться с представителями адвокатского корпуса в том, что практика превратила до следственную проверку в самое настоящее расследование, непосредственно осуществляемое без возбуждения уголовного дела и, следовательно, вне уголовно-процессуальных форм, но фактически с применением тактических приемов предварительного следствия. Содержание прав субъектов может быть раскрыто только через их действия. Вместе с тем право субъектов оперативно-розыскной деятельности не следует отождествлять с их действиями. Оно является лишь юридической возможностью и необходимостью выполнять определенные действия. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, наряду с возможностью определенного в законе действия или совокупности действий самого управомоченного субъекта включают в себя и требование соответствующего поведения (действий или бездействия) от других субъектов — физических или юридических лиц. Эти две разновидности возможных и необходимых правомерных действий составляют основу содержания прав органов — субъектов оперативно-розыскной деятельности. При решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право на проведение оперативно-розыскных мероприятий как гласно, так и негласно. Гласное проведение оперативно-розыскных мероприятий предполагает выполнение действий, образующих содержание мероприятия, при которых не скрываются ни факт проведения оперативно-розыскного мероприятия, ни его субъекты, ни истинные цели мероприятия. Гарантия свободы обжалования действий и решений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, является составной частью конституционного права на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ). Причем обжалование, как правило, осуществляется на самых ранних этапах, зачастую — до регистрации компетентным органом в официальном порядке сообщения о преступлении, то есть в период, когда уголовного процесса как такового еще нет.Данной проблеме в Законе об оперативно-розыскной деятельности посвящена глава VI. В статье 20 Закона об оперативно-розыскной деятельности в качестве субъектов контроля перечислены в первую очередь следующие лица: Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ. При этом особо подчеркивается, что функции контроля указанные лица осуществляют в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Помимо указанных лиц в общую систему гарантий соблюдения законности следует включить контроль, осуществляемый судьями, а также ведомственный контроль. Особой формой контроля за оперативно-розыскной деятельностью является организация действенного прокурорского надзора. Таким образом, общую систему контроля за оперативно-розыскной деятельностью составляют: -контроль со стороны властных структур; -судебный контроль; -прокурорский надзор; -ведомственный контроль. Каждый из этих видов контроля имеет свои особенности и осуществляется в различных организационных формах, требующих специального рассмотрения. Особенность деятельности Президента РФ состоит в том, что он не только издает нормативные акты по вопросам борьбы с преступностью, но и организует, а также контролирует их исполнение. Для этого Президент РФ в полной мере использует возможности своей Администрации и входящего в ее состав Главного контрольного управления, в котором действует специальное подразделение, осуществляющее контроль за оперативно-розыскной деятельностью. Важную роль в осуществлении контроля за оперативно-розыскной деятельностью играет Федеральное Собрание РФ. Во входящих в его состав Государственной Думе и Совете Федерации создаются специальные комитеты и комиссии, рассматривающие вопросы, касающиеся обеспечения безопасности и укрепления правопорядка. Важной формой контроля со стороны депутатов является направление ими запросов по соблюдению законности в процессе оперативно-розыскной деятельности. Третьим субъектом контроля за оперативно-розыскной деятельностью является Правительство РФ, на которое возложена организация работы правоохранительных органов. Выполняя эту функцию, Правительство РФ издает постановления и распоряжения по вопросам борьбы с преступностью, использованию в этих целях имеющихся в распоряжении правоохранительных органов сил, средств и методов. Правительством РФ систематически проводятся заслушивания ответственных должностных лиц, возглавляющих правоохранительные органы. Прокуроры субъектов РФ определяют, кто из подчиненных им прокуроров (кроме прокуроров городов и районов) имеет право осуществлять надзор за оперативно-розыскной деятельностью. Это могут быть старшие прокуроры и прокуроры, старшие помощники и заместители прокуроров, начальники и заместители начальников отраслевых управлений (отделов). Назначение прокуроров, уполномоченных надзирать за оперативно-розыскной деятельностью, оформляется приказом. Эти прокуроры должны иметь допуск для работы с соответствующими документами. Помимо прокурорского надзора в обеспечении законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности важную роль играет судебный контроль. В Законе об оперативно-розыскной деятельности неоднократно упоминается судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью, который выражается в двух основных формах: объективное исследование рассматриваемых в суде материалов уголовных дел и оценка допустимости представленных доказательств, добытых в результате оперативно-розыскной деятельности; санкционирование отдельных оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права и свободы граждан.



Задача 2: Оперуполномоченный получил оперативную информацию о том, что С. является посредником при поставке наркотиков в регион. Он договорился со своими знакомыми К. и Л, что на их адреса проживания будут поступать посылки из Средней Азии. Они должны их получать и передавать С. за определенное вознаграждение. Есть ли основания для контроля почтовых отправлений, адресованных К. и Л.?

УПК РФ Статья 185. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка

При наличии достаточных оснований полагать, что предметы, документы или сведения, имеющие значение для уголовного дела, могут содержаться соответственно в бандеролях, посылках или других почтово-телеграфных отправлениях либо в телеграммах или радиограммах, на них может быть наложен арест.

Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка в учреждениях связи производятся на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.

В ходатайстве следователя о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и производстве их осмотра и выемки указываются:

1) фамилия, имя, отчество и адрес лица, почтово-телеграфные отправления которого должны задерживаться;

2) основания наложения ареста, производства осмотра и выемки;

3) виды почтово-телеграфных отправлений, подлежащих аресту;

4) наименование учреждения связи, на которое возлагается обязанность задерживать соответствующие почтово-телеграфные отправления.

При наличии достаточных оснований полагать, что сведения, имеющие значение для уголовного дела, могут содержаться в электронных сообщениях или иных передаваемых по сетям электросвязи сообщениях, следователем по решению суда могут быть проведены их осмотр и выемка.

Задание 2: Раскройте правовые основания взаимодействия в соответствии с уголовно-процессуальным и оперативно-розыскным законодательством.
Под правовой основой оперативно-розыскной деятельности следует понимать совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности1 . В правовую основу оперативно-розыскной деятельности законодатель не включил международные правовые акты по вопросам борьбы с преступностью, хотя ч. 4 ст. 15 Конституции РФ рассматривает нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в качестве составной части ее правовой системы. Анализ содержания Закона об оперативно-розыскной деятельности позволяет заключить, что международные правовые акты являются самостоятельными источниками правового регулирования оперативно-розыскной деятельности. Источником правового регулирования оперативно-розыскной деятельности являются и международные правовые акты, принятые государствами-членами СНГ, в числе которых первостепенное значение имеет Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в г. Минске 22 января 1993 г. и ратифицированная Федеральным законом от 4 августа 1994 г. Согласно ст. 6 этого документа стороны обязались оказывать друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством, где под иными действиями подразумеваются и оперативно-розыскные мероприятия. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности закреплена в ст. 4 Закона об оперативно-розыскной деятельности. Часть 1 данной статьи относит к правовой основе оперативно-розыскной деятельности, прежде всего, Конституцию РФ, и которая закладывает важнейшие принципы отношений между правоохранительными органами и гражданами в сфере борьбы с преступностью. Правовую основу оперативно-розыскной деятельности, кроме указанного закона, составляют довольно значительное число других законодательных актов, которые можно разделить на три основные группы: 1) устанавливающие общие положения осуществления оперативно-розыскной деятельности; 2) регламентирующие деятельность отдельных субъектов оперативнорозыскной деятельности; 3) регулирующие отношения, возникающие при решении частных задач оперативно-розыскной деятельности.


Использование результатов ОРД в раскрытии и расследовании преступлений и розыске скрывшихся преступников объективно обусловливает необходимость взаимодействия сотрудников оперативно-розыскных подразделений и субъектов (должностных лиц) уголовного процесса (орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор и судья). Хотя термин "взаимодействие" и его определение ни в уголовно-процессуальном, ни в оперативно-розыскном законах не упоминаются, однако из содержания отдельных норм этих законов очевидно, что соответствующие органы имеют обоюдный интерес в стремлении к единой, по сути дела, цели установлению обстоятельств совершения преступления и причастных к нему лиц с принятием определенных законом мер. Вместе с тем ни в теории, ни на практике до сих пор нет ясного ответа: каким образом оптимально и законно объединить усилия и возможности двух систем, осуществляющих свою деятельность в различных законодательных режимах. Поэтому из всех многочисленных вопросов теории и практики взаимодействия акцентируем внимание на наиболее актуальной, сложной и практически важной стороне – реализации результатов ОРД. Что касается субъектов взаимодействия, то в силу того, что нынешние органы дознания – это и нормативно, и фактически особая форма расследования, к тому же ведомственные нормативные правовые акты (в частности, анализируемая Инструкция) предписывают результаты ОРД представлять наряду с иными органами предварительного расследования дознавателю и органам дознания, называть органы дознания как взаимодействующего субъекта со следователем, по меньшей мере, некорректно. Поэтому будет более точным называть одного из субъектов взаимодействия – органом, осуществляющим ОРД, и соответственно должностными лицами этих органов или оперативными работниками.

В отношении цели вполне можно было бы согласиться, если бы существовало законодательное определение раскрытия и расследования преступлений, а указанные и другие, не менее известные современные ученые, имели бы более или менее единодушное мнение об этих понятиях.

О соотношении данных понятий было уже сказано при раскрытии задач ОРД

Результаты исследования оперативно-розыскной и процессуальной теории и практики взаимодействия органов, осуществляющих ОРД и предварительное расследование, позволяют сформулировать соответствующее определение: это основанная на законных и подзаконных актах взаимная, согласованная по цели и задачам деятельность с использованием особых полномочий, методов и форм, присущих каждой из взаимодействующих сторон в системе, имеющей главным направлением деятельности выявление лица, совершившего преступление, и достоверное установление его виновности для решения судом вопроса о его справедливом наказании.