Файл: Отчет по производственной практике научноисследовательская (квалификационная) практика 4 семестр.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 567
Скачиваний: 42
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| |
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Направление подготовки /специальность: 37.04.01 Психология
(код и наименование направления подготовки /специальности)
Профиль/специализация: Организационная психология
(наименование профиля/специализации)
Форма обучения: очно-заочная
(очная, очно-заочная, заочная)
Отчет
ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
Научно-исследовательская (квалификационная)
практика
4 семестр
Обучающийся | Назымбеккызы Айгерим | | |
| (ФИО) | | (подпись) |
Ответственное лицо от Профильной организации | | | |
М.П. (при наличии) | (ФИО) | | (подпись) |
Москва 2023 г.
Практические кейсы-задачи, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности по итогам практики
№ п/п | Подробные ответы обучающегося на практические кейсы-задачи |
Задание № 1 | 1. Обобщение теоретических данных по теме научного исследования Взаимосвязь между работой и личной жизнью является важным аспектом организационной психологии и привлекает все больше внимания исследователей. Современная рабочая среда становится все более требовательной, что может приводить к неравновесию между работой и личной жизнью, вызывая стресс у работников. Исследования показывают, что несбалансированность между работой и личной жизнью может негативно сказываться как на работниках, так и на организациях в целом. Работники, испытывающие дисбаланс, могут столкнуться с психологическим и физическим утомлением, снижением мотивации, повышенным уровнем стресса и даже возникновением проблем в личной жизни. В свою очередь, организации могут столкнуться с высоким уровнем текучести кадров, пониженной производительностью, низкой работоспособностью и ухудшением имиджа. Для достижения баланса между работой и личной жизнью существует несколько подходов. Один из них - создание гибкой рабочей среды, которая позволяет сотрудникам иметь возможность контролировать свое рабочее время и присутствовать в своей личной жизни. Другие подходы включают проведение программ поддержки работников, развитие навыков управления временем и стрессом, а также осознанное планирование и установление приоритетов. 2. Обоснование позиции автора исследования со ссылкой на научные исследования в области философии и теоретической психологии Автор исследования на тему "Взаимосвязь между работой и личной жизнью: баланс и стресс" поддерживает позицию, что достижение баланса между работой и личной жизнью является важным фактором для благополучия и успешности как работников, так и организаций. Философские исследования, такие как работы Аристотеля и Маслоу, подтверждают важность удовлетворения потребности в личной жизни и самореализации, помимо работы. По теоретической психологии, модели стресса, например, модель перекрестного влияния (spillover model) и теория ролевого конфликта, подтверждают связь между работой и личной жизнью и ее влияние на стресс у работников. Научные исследования также подтверждают, что достижение баланса между работой и личной жизнью имеет положительный эффект на здоровье, удовлетворенность работой, производительность и общее благополучие работников. Исследования также указывают на то, что организации, которые предоставляют гибкую рабочую среду и поддерживают баланс между работой и личной жизнью, имеют преимущество в привлечении и удержании талантливых сотрудников. Таким образом, автор исследования подтверждает важность достижения баланса, основываясь на философских исследованиях, теоретической психологии и актуальных научных исследованиях в данной области. |
Задание № 2 | 1. Уточнение логики научного исследования по главам и параграфам, составление окончательного плана научного исследования на тему "Взаимосвязь между работой и личной жизнью: баланс и стресс" Глава 1: Введение
Глава 2: Теоретический обзор
Глава 3: Методология исследования
Глава 4: Анализ результатов
Глава 5: Заключение
2. Подбор информационно-поисковых систем для реализации исследования При проведении исследования можно использовать следующие информационно-поисковые системы: Академические базы данных, такие как:
Электронные библиотеки и базы данных:
Журналы и публикации по организационной психологии и психологии труда:
При использовании информационных ресурсов следует учитывать актуальность и качество источников, а также применять различные ключевые слова и комбинации, связанные с взаимосвязью между работой и личной жизнью, балансом и стрессом, для нахождения наиболее релевантных исследований и публикаций. |
Задание № 3 | 1. Произвести отбор психологических методик для проведения исследования Для исследования взаимосвязи между работой и личной жизнью, балансом и стрессом, можно использовать следующие психологические методики: Опросники и анкеты:
Интервью и фокус-группы:
Дневники и журналы самонаблюдения:
Психологические тесты:
Отбор конкретных психологических методик для исследования должен осуществляться с учетом целей исследования, выборки участников, доступности и надежности методик, а также релевантности их использования в предыдущих исследованиях на данную тему. 2. Составить письменное обоснование использования психологических методик для проведения исследования Обоснование использования психологических методик для проведения исследования на тему "Взаимосвязь между работой и личной жизнью: баланс и стресс" основывается на нескольких факторах:
Использование психологических методик позволит получить данные, необходимые для изучения взаимосвязи между работой и личной жизнью, балансом и стрессом, а также поможет выявить факторы, влияющие на благополучие и производительность работников. Это позволит получить более полное и глубокое понимание данной темы и сделать основанные на данных рекомендации и выводы. |
Задание № 4 | 1. Охарактеризовать выборку для исследования Для исследования взаимосвязи между работой и личной жизнью, балансом и стрессом, важно создать представительную выборку, которая отражает различные категории работников и их контексты. Охарактеризуем основные аспекты выборки: Размер выборки: Определите достаточный размер выборки для обеспечения статистической достоверности результатов и учета разнообразия субъектов исследования. Размер выборки должен быть определен на основе статистических методов и учета уровня значимости, желаемой мощности и предполагаемого эффекта. Репрезентативность: Старайтесь создать выборку, которая будет репрезентативной для целевой популяции. Это означает, что выборка должна отражать основные характеристики исследуемой популяции, такие как возраст, пол, образование, профессиональный статус и т.д. Разнообразие: Учитывайте разнообразие в выборке, чтобы охватить различные типы работников и их контексты. Это может включать различные отрасли, уровни должностей, типы занятости (полная занятость, частичная занятость, фриланс и т.д.), а также разные жизненные ситуации (семейное положение, наличие детей и т.д.). Случайность: Случайный отбор участников в выборку поможет снизить возможные искажения и обеспечить более обобщенные результаты. Используйте случайные методы отбора, такие как случайная выборка из базы данных или случайный подход при подборе участников. 2. Провести исследование с применением методик, проверить их релевантность теме исследования Для проведения исследования по взаимосвязи между работой и личной жизнью, балансу и стрессу, примените выбранные психологические методики, описанные ранее. Важно проверить их релевантность для исследуемой темы и целей исследования. Ниже представлены шаги для проведения исследования: Разработка протокола исследования: определите последовательность шагов и процедур, которые необходимо выполнить для сбора и анализа данных. Учтите временные ограничения и доступные ресурсы. Реализация методик: примените выбранные психологические методики для сбора данных. Это может включать распространение опросников, проведение интервью, анализ самонаблюдений или использование психологических тестов. Обеспечьте соблюдение этических принципов и получение информированного согласия от участников. Анализ данных: Проведите анализ полученных данных с использованием статистических методов и соответствующего программного обеспечения. Проанализируйте результаты, выявите основные тренды, взаимосвязи и статистическую значимость полученных данных. Оценка релевантности: Проверьте, насколько полученные данные и результаты методик соответствуют исследуемой теме. Анализируйте полученные результаты и их интерпретацию с учетом основных концепций и теорий, связанных с взаимосвязью между работой и личной жизнью, балансом и стрессом. 3. Разработать план интерпретации результатов исследования План интерпретации результатов исследования на тему "Взаимосвязь между работой и личной жизнью: баланс и стресс" поможет осмыслить полученные данные и сделать выводы. Вот несколько ключевых шагов для разработки плана интерпретации результатов: Сводка результатов: Представьте основные результаты исследования, включая статистическую информацию и основные тренды, выявленные в данных. Обратите внимание на ключевые показатели, связанные с взаимосвязью между работой и личной жизнью, балансом и стрессом. Сравнение с предыдущими исследованиями: Сопоставьте полученные результаты с результатами предыдущих исследований в данной области. Обратите внимание на сходства и расхождения, а также на возможные объяснения этих различий. Теоретическая интерпретация: Проанализируйте полученные результаты с учетом существующих теорий и концепций, связанных с взаимосвязью между работой и личной жизнью, балансом и стрессом. Попытайтесь сформулировать объяснения и причинно-следственные связи, которые могут объяснить полученные результаты. Практические выводы и рекомендации: Исходя из результатов исследования, сделайте практические выводы и предложите рекомендации для организаций и работников, направленные на улучшение баланса между работой и личной жизнью и снижение уровня стресса. Дальнейшие исследования: определите потенциальные направления для дальнейших исследований и развития данной темы. Обратите внимание на возможности расширения выборки, использования дополнительных методик или углубления анализа в конкретных областях. Разработанный план интерпретации результатов исследования поможет систематизировать полученные данные, извлечь основные выводы и сделать практически значимые рекомендации. |
Задание № 5 | 1. Определить исследовательские задачи в контексте темы Исследовательские задачи являются ключевыми целями исследования, которые помогут раскрыть взаимосвязь между работой и личной жизнью, балансом и стрессом. Вот несколько примеров исследовательских задач:
2. Формирование практической значимости своего исследования Формирование практической значимости исследования заключается в определении, какие конкретные преимущества исследование может принести в практическом плане. Вот несколько способов формирования практической значимости:
3. Характеристика новизны научного исследования Новизна научного исследования заключается в его способности предложить новые знания, концепции или подходы в изучении взаимосвязи между работой и личной жизнью, балансом и стрессом. Вот несколько аспектов, которые могут характеризовать новизну исследования:
Учитывая эти аспекты, можем подчеркнуть новизну исследования и его вклад в развитие психологической науки и практики. |
Задание № 6 | 1. Провести концептуальный анализ предметной области Концептуальный анализ предметной области поможет нам более глубоко понять основные понятия, теории и концепции, связанные с взаимосвязью между работой и личной жизнью, балансом и стрессом. В процессе концептуального анализа можно выполнить следующие шаги: Идентифицировать основные теории и концепции: определите основные теоретические подходы, которые были разработаны в предметной области, связанной с взаимосвязью между работой и личной жизнью. Изучите классические работы и современные исследования, чтобы получить полное представление о том, что уже известно. Анализировать ключевые понятия: определите ключевые понятия, связанные с предметной областью. Проанализируйте их определения, взаимосвязи и важность для понимания взаимосвязи между работой и личной жизнью. Это может включать такие понятия, как рабочая нагрузка, баланс между работой и жизнью, стресс, удовлетворенность работой и другие. Выявить пробелы в знаниях: определите области, в которых существуют пробелы в знаниях или нехватка исследований. Это поможет определить направления исследования и показать, как исследование может заполнить эти пробелы или внести новый вклад в предметную область. 2. Описать предметную область в виде системы Описание предметной области в виде системы поможет понять взаимосвязи, взаимодействия и элементы, которые составляют эту область исследования. Вот несколько шагов для описания предметной области в виде системы: Определить элементы системы: идентифицируйте основные элементы, которые составляют предметную область. Например, это могут быть работники, организации, семьи, социальная среда и другие факторы, связанные с работой и личной жизнью. Определить взаимосвязи и взаимодействия: изучите взаимосвязи и взаимодействия между различными элементами системы. Как работа влияет на личную жизнь? Как личная жизнь влияет на работу? Какие факторы влияют на баланс и стресс в этой системе? Разработать модель системы: разработайте модель, которая отражает взаимосвязи и взаимодействия в предметной области. Модель может быть представлена в виде диаграммы или описания, которые помогут визуализировать систему и понять ее структуру. Идентифицировать факторы и связи, которые будут основой для исследования: определите факторы и связи в системе, которые будут основой для исследования. Это поможет сузить фокус исследования и определить, какие аспекты взаимосвязи между работой и личной жизнью будем исследовать. Описание предметной области в виде системы поможет получить глубокое понимание взаимосвязей и элементов, связанных с взаимосвязью между работой и личной жизнью, балансом и стрессом. Это важная основа для дальнейшего проведения исследования. |
Задание № 7 | 1. Определить план математического анализа эмпирических данных Математический анализ эмпирических данных включает в себя различные шаги для обработки и анализа данных, чтобы получить информацию о взаимосвязи между работой и личной жизнью, балансе и стрессе. Вот несколько шагов для определения плана математического анализа: Определение переменных: определите переменные, которые будут измеряться в исследовании. Например, это могут быть показатели рабочей нагрузки, уровень стресса, удовлетворенность работой и личной жизнью и другие. Сбор и организация данных: соберите необходимые данные, используя подходящие методы исследования, такие как опросы, наблюдения или архивные данные. Организуйте данные в удобном формате для дальнейшего анализа. Описательная статистика: проанализируйте данные с помощью описательной статистики, чтобы получить общее представление о распределении переменных, меры центральной тенденции и вариабельности. Корреляционный анализ: используйте корреляционный анализ для определения связей между переменными. Выявите, есть ли статистически значимые связи между работой и личной жизнью, балансом и стрессом. Регрессионный анализ: проведите регрессионный анализ, чтобы определить влияние одной или нескольких независимых переменных на зависимую переменную. Например, можно исследовать, как рабочая нагрузка и график работы влияют на баланс между работой и личной жизнью. 2. Провести обработку данных с помощью методов математической статистики, используя стандартные пакеты После сбора данных можно использовать стандартные пакеты математической статистики для их обработки и анализа. Вот несколько методов, которые могут быть применены: Проверка гипотез: примените статистические тесты, такие как t-тесты или анализ дисперсии (ANOVA), чтобы сравнить различные группы или условия и определить статистическую значимость различий между ними. Корреляционный анализ: используйте методы корреляционного анализа, такие как коэффициент корреляции Пирсона или Спирмена, чтобы оценить степень взаимосвязи между переменными. Регрессионный анализ: проведите множественный регрессионный анализ для определения влияния независимых переменных на зависимую переменную и оценки их статистической значимости. Факторный анализ: если у вас есть большое количество переменных, можно использовать факторный анализ для выявления скрытых факторов или измерений в данных. Кластерный анализ: если данные имеют группы или кластеры, мы можем использовать кластерный анализ для их идентификации и классификации. 3. Формирование научного отчёта по практике Введение: Выбор темы "Взаимосвязь между работой и личной жизнью: баланс и стресс" обосновывается ее актуальностью по нескольким причинам. В современном обществе мы сталкиваемся с ускоренным темпом жизни, высокими требованиями к профессиональной деятельности и постоянным стремлением достичь баланса между работой и личной жизнью. Возникающий дисбаланс может привести к различным проблемам, включая психологический стресс, недовольство, конфликты и падение качества жизни. Поэтому понимание взаимосвязи между работой и личной жизнью, а также факторов, влияющих на баланс и стресс, является важной задачей для психологии и организационного управления. Во время исследования были поставлены следующие цели:
Для исследования были использованы различные источники информации, включая:
Методология: 1. Для исследования был выбран кросс-секционный метод исследования. Кросс-секционное исследование предполагает сбор данных одновременно в определенный момент времени. Он позволяет получить снимок текущего состояния и изучить взаимосвязи между переменными в данном периоде. Этот метод позволяет исследовать связь между работой и личной жизнью, балансом и стрессом у участников исследования в определенный момент времени. 2. Пример выборки для исследования включают работающих взрослых людей различного возраста, пола и профессий. Критерии включения/исключения участников исследования могут быть следующими:
Выбор критериев основывается на целях исследования, чтобы получить представительную выборку работников, которые наиболее подвержены проблемам баланса между работой и личной жизнью и стресса. 3. Психологические методики использовались для сбора данных о взаимосвязи между работой и личной жизнью, балансе и стрессе у участников исследования. Например, для измерения уровня стресса были использованы вопросники, такие как "Опросник переживания стресса" или "Индекс переживания стресса". Для оценки баланса между работой и личной жизнью можно было применить "Шкалу баланса работы и личной жизни". Дополнительно, для изучения других факторов, влияющих на взаимосвязь между работой и личной жизнью, могли быть использованы методики, такие как "Методика оценки удовлетворенности работой" или "Шкала стремления к достижению". 4. Процедура сбора данных включает раздачу психологических методик участникам исследования. Участники могли заполнять вопросники, указывая свои ответы на вопросы, связанные с работой, личной жизнью, балансом и стрессом. Данные могли собираться с помощью онлайн-опросников или в бумажной форме в контролируемой среде. Методы анализа данных могли включать дескриптивную статистику для описания основных характеристик выборки, корреляционный анализ для определения взаимосвязей между переменными, а также многофакторный анализ или регрессионный анализ для изучения влияния различных факторов на баланс и стресс. Результаты и анализ: 1. Для анализа баланса между работой и личной жизнью можно вычислить средние значения по различным аспектам, таким как количество рабочих часов, время, уделяемое семье и отдыху, и их соотношение. Можно также провести анализ распределения времени между работой и личной жизнью и определить процент участников, находящихся в состоянии дисбаланса. Для измерения уровня стресса можно применить статистические методы, такие как вычисление среднего значения и стандартного отклонения. Можно также использовать корреляционный анализ для исследования связей между уровнем стресса и другими факторами, такими как количество часов работы, уровень удовлетворенности работой и поддержка со стороны семьи. 2. В исследовании были поставлены следующие вопросы и гипотезы: Вопрос: Существует ли связь между количеством рабочих часов и уровнем стресса у работающих людей? Гипотеза: Чем больше часов в неделю человек тратит на работу, тем выше его уровень стресса. Вопрос: Какова связь между уровнем удовлетворенности работой и балансом между работой и личной жизнью? Гипотеза: Чем выше уровень удовлетворенности работой, тем лучше у человека сбалансированность между работой и личной жизнью. 3. Ключевые выводы и важность полученных результатов для понимания взаимосвязи между работой и личной жизнью, баланса и стресса могут быть следующими: Исследование позволяет выявить значимую связь между количеством рабочих часов и уровнем стресса. Это подтверждает важность поддержки рабочего времени, которая поможет улучшить баланс между работой и личной жизнью и снизить стресс. Результаты показывают, что уровень удовлетворенности работой существенно влияет на баланс между работой и личной жизнью. Это подчеркивает необходимость создания условий, способствующих удовлетворенности работой, таких как возможности карьерного роста, признание и поддержка со стороны коллег и руководства. Полученные результаты могут иметь практическое значение для организации и руководителей, помогая им осознать важность поддержки баланса между работой и личной жизнью своих сотрудников. Это может способствовать повышению уровня удовлетворенности, снижению стресса и улучшению общего благополучия работников. Заключение: Подведение итогов исследования на тему "Взаимосвязь между работой и личной жизнью: баланс и стресс": Исследование было проведено с целью исследовать взаимосвязь между работой и личной жизнью, а также выявить факторы, влияющие на баланс и уровень стресса у работающих людей. Для этого были использованы психологические методики, анкеты и статистические методы анализа данных. Связь результатов с поставленными целями исследования: Результаты исследования позволили выявить существенную связь между количеством рабочих часов и уровнем стресса у работников. Было обнаружено, что чем больше часов в неделю человек тратит на работу, тем выше его уровень стресса. Это подтверждает гипотезу о взаимосвязи между работой и стрессом. Также было установлено, что уровень удовлетворенности работой существенно влияет на баланс между работой и личной жизнью. Чем выше уровень удовлетворенности работой, тем лучше у человека сбалансированность между работой и личной жизнью. Общие выводы исследования и рекомендации руководителям: В результате исследования было подтверждено, что баланс между работой и личной жизнью является важным фактором для психологического благополучия работников. Руководителям рекомендуется уделить внимание созданию условий, способствующих сбалансированности между рабочим временем и личными потребностями сотрудников. Это может включать гибкий график работы, возможность удаленной работы, стимулирование отпусков и времени для семьи. Также рекомендуется обеспечить поддержку и ресурсы для сотрудников, чтобы они могли эффективно справляться со стрессом, связанным с работой. Это может включать тренинги по управлению стрессом, психологическую поддержку и создание положительной рабочей среды. Список использованной литературы:
|
Дата: _________ | _________ _Назымбеккызы Айгерим_ (подпись) (ФИО обучающегося) |