Файл: Методические указания для лабораторных работ по дисциплине Сельскохозяйственные биотехнологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

БПОУ УР «Асановский аграрно-техническийтехникум»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для лабораторных работ

по дисциплине «Сельскохозяйственные биотехнологии»

2021 г.
Методические указания составлены в соответствии с требованиями учебного плана и программой дисциплины «Сельскохозяйственные биотехнологии» и включает все необходимые сведения по выполнению лабораторных работ.  В пособии рассматривается биотехнология клонального микроразмножения растений, позволяющая многократно увеличить коэффициент вегетативного размножения и получать оздоровленный от вирусов посадочный материал.

Методические указания предназначены для студентов специальности 35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции».

 

Содержание


Введение




Правила по технике безопасности при работе в лаборатории










































Введение
Биотехнология – это наука о генно-инженерных и клеточных методах и технологиях создания и использования генетически трансформированных биологических объектов для интенсификации производства или получения новых видов продуктов различного назначения. Научной основой биотехнологии являются принципы биохимии и микробиологии, клеточной и молекулярной биологии, генетики и селекции. Успехи, достигнутые в молекулярной биологии и генетике, создали предпосылки для управления процессами жизнедеятельности клеток и целого организма, что стало импульсом к развитию биотехнологии как науки на стыке разных дисциплин. Клеточная и тканевая биотехнология, а также генетическая инженерия растений – перспективные направления размножения, сохранения и увеличения генетического разнообразия растений.


В настоящее время биотехнология охватывает различные сферы человеческой деятельности. Благодаря возможностям биотехнологии можно существенно интенсифицировать производство, повысить эффективность использования природных ресурсов, решать проблемы, связанные с восполнением дефицита белка. Все направления исследований основаны на культивировании живых клеток различных организмов в условиях in vitro.

Биотехнология растений является одной из основных отраслей сельскохозяйственной биотехнологии, основанная на использовании культивируемых in vitro клеток растений. Курс «Биотехнология растений» ставит целью освещение современного состояния знаний о биологии культивируемых растительных клеток как объекта биотехнологии и всех основных направлениях биотехнологии.
Целями освоения дисциплины «Сельскохозяйственная биотехнология» являются:

  • формирование знаний и умений в области биотехнологии растений, как одной из отраслей науки и производства;

  • изучение основных приемов культивирования клеток и тканей, использование методов in vitro для размножения гибридов с низкой жизнеспособностью;

  • изучение методов клонального размножения;

  • возможности применения биотехнологии в декоративном растениеводстве;

  • закрепление полученных знаний при выполнении лабораторных работ.


Задачами курса являются:

  • ознакомление студентов с оборудованием биотехнологической лаборатории и получение навыков работы в стерильных условиях;

  • освоение методик получения стерильных культур, микроразмножения и культивирования растительного материала на питательных средах;

  • формирование у учащихся представлений о современных научных разработках в области биотехнологии растений.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

  • технику безопасности и охрану труда;

  • принципы работы с оборудованием и инструментами, необходимыми для соблюдения условий стерильности;

  • основные термины и понятия сельскохозяйственной биотехнологии;

  • особенности и принципы биотехнологических методов, используемых в работе с растениями;

  • морфологические и анатомические структуры растений;

  • закономерности роста и развития сельскохозяйственных культур;

  • основные методы ускоренного размножения и создания высокопродуктивных форм растений;

  • технологии получения оздоровленного посадочного материала плодовых, ягодных и декоративных культур;

  • принципы составления питательных сред для культивирования растений;

  • основные приемы приготовления питательных сред для культивирования растительных тканей;

  • основы асептики биотехнологических производств;

  • организацию биотехнологической лаборатории;

  • предназначение всех помещений лаборатории;

  • правильно организовывать рабочее место.



уметь:

  • безопасно и правильно работать с инструментами, используемыми в работе,

  • самостоятельно работать с микроскопической оптической техникой, весами и т.д.;

  • применять конкретные методы биотехнологии растений в своей профессиональной деятельности для достижения конечного результата;

  • определять виды, разновидности и сорта культурных растений и определять их физиологическое состояние;

  • применять технологии получения оздоровленного посадочного материала плодовых, ягодных и декоративных культур;

  • правильно выполнять биотехнологические работы;

  • правильно подбирать компоненты для питательных сред;

  • готовить питательные среды;

  • готовить растворы дезинфицирующих средств;

  • проводить стерилизацию инвентаря, дезинфекцию оборудования и помещений;

  • проводить стерилизацию питательных сред;

  • проводить стерилизацию растительного материала.


Для реализации данной дисциплины в полном объеме планируется использовать следующее оборудование и материально-техническое обеспечение: ламинарный бокс, сухо-жаровой шкаф, автоклав, дистиллятор, аналитические весы, технические весы, электрическая плитка, микроскоп электронный, рH-метр, магнитные мешалки, дозаторы фиксированного и переменного объема, спиртовые горелки, пробирки биологические и химические, штативы для пробирок, чашки Петри, колбы конические, стаканы, цилиндры мерные, пинцеты хирургические, скальпели, лабораторные реактивы.


Биотехнология – это совокупность промышленных методов, в которых используют живые организмы и биологические процессы для производства различных продуктов.

Биотехнология – наука, изучающая возможности использования живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач, а также возможности создания живых организмов с необходимыми свойствами методом генной инженерии.

Современная биотехнология – это наука и отрасль производства, развивающаяся в трех основных направлениях:

- молекулярная биология и генетическая инженерия;

- микробиология и микробиологическая промышленность
;

- культура клеток и тканей invitro.


Правила по технике безопасности при работе в лаборатории

При проведении работ нужно соблюдать общие правила техники безопасности, выполнение которых обязательно для каждого работающего в лаборатории независимо от характера эксперимента:

1. Во время работы в лаборатории необходимо соблюдать чистоту, тишину и порядок.

2. К выполнению каждой работы могут приступать только студенты, прошедшие инструктаж по технике безопасности, что фиксируется в специальном журнале.

3. Рабочее место следует держать в чистоте. Нельзя загромождать его посудой, бумагой и ненужным материалом.

4. При нагревании жидкостей и твёрдых тел в пробирках либо в колбах нельзя направлять отверстие сосуда на себя или на соседей.

5. Категорически запрещается пробовать какие-либо вещества на вкус.

6. При взвешивании запрещено насыпать химические вещества непосредственно на чашку весов.

7. Всю посуду после работы следует сразу же тщательно вымыть.

8. При обращении со стеклянной химической посудой и приборами необходимо соблюдать меры предосторожности. Стеклянную посуду следует держать осторожно, не сжимая её сильно пальцами. Мыть посуду ершами или стеклянной палочкой надо аккуратно.

9. Исследования необходимо проводить в белом халате, чтобы избежать порчи одежды химическими реактивами и для соблюдения стерильности во время работы.

10. Выливать в раковины остатки стерилизующих веществ, отработанные питательные среды строго запрещено.

11. Спиртовую горелку следует содержать в чистоте, вдали от открытых источников огня, не допуская сильного нагревания резервуара; нельзя оставлять зажженную спиртовку без присмотра.

12. Нагревание растворов и питательных сред необходимо проводить в стеклянной посуде на асбестовой сетке (фольге).

13. При попадании кислоты на кожу нужно немедленно её смыть водой и обработать поражённые участки тела мыльным раствором.

14. При возникновении пожара следует немедленно отключить электро-приборы, засыпать песком или накрыть одеялом очаг возгорания. Большое пламя тушить с помощью огнетушителя.

15. Если на ком-то загорится одежда, пострадавшего следует облить водой, немедленно положить на пол и накрыть одеялом.

16. По окончании работы необходимо рабочее место привести в порядок, проверить, выключены ли электроприборы и вода в лаборатории.


Работа 1. Знакомство с обустройством и организацией работы в биотехнологической лаборатории

Цель работы: ознакомиться с организацией работы в биотехнологической лаборатории, освоить режимы работы приборов и оборудования б/т лаборатории, пройти инструктаж по технике безопасности.

Теоретическое обоснование.

Для организации биотехнологической лаборатории необходимы просторные, изолированные помещения, в которых возможно поддерживать стерильные (асептические) условия, современное оборудование и высококачественные реактивы.

Главным условием функционирования лаборатории является соблюдение строгой стерильности во всех помещениях.

Биотехнологическая лаборатория должна включать несколько помещений: моечную комнату, комнату для приготовления питательных сред, операционную комнату, культуральную (световую) комнату, автоклавную (помещение для стерилизации).

Биотехнологическая лаборатория должна включать несколько помещений: лабораторную комнату (комнату для приготовления питательных сред), операционную комнату, культуральную (световукомнату, моечную комнату и автоклавную.

1. Лабораторная комната предназначена для приготовления питательных сред. В ней должны быть:

  • лабораторные столы

  • шкафы для хранения химических реактивов и чистой посуды

  • холодильник для хранения маточных растворов солей, гормонов, витаминов, готовых питательных сред

  • весы аналитические и лабораторные

  • электроплитка

  • мешалка магнитная

  • лабораторные весы

  • дистиллятор

  • рН метр (прибор для измерения рН питательной среды)

  • плитка электрическая

  • набор посуды (колбы, хим. стаканы, мерные цилиндры, пробирки, бутылки, чашки Петри, стеклянные палочки и др.)

  • инструменты (шпатели, металлические пинцеты, скальпели, препаровальные иглы)

  • необходимый набор химических реактивов (соли, углеводы, витамины, фитогормоны и др.)

  • поднос для посуды и реактивов

  • штатив для пробирок

  • автоматическая 1-канальная пипетка

  • штатив для 3-пипеток настольный

2. Операционная комната предназначена для введения растительного материала в культуру in