Файл: Шаповалова Арина Ивановна И. О. Фамилия москва 20 23 Практическое занятие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра юриспруденции

Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО



Группа ПМЮ20
Студент

Шаповалова Арина Ивановна

И.О. Фамилия


МОСКВА 2023

Практическое занятие 1

Вопрос 1. Раскройте содержание понятия «уголовно-исправительная политика».
Ответ:
Уголовная политика определяет стратегию и тактику борьбы с преступностью. Уголовная политика – это политика государства в области борьбы с преступностью. Она характеризует государственное управление той сферы жизни, которая связана с противодействием преступности. В ней принято выделять три составные части, а именно:

1. Уголовно-правовая политика, которая представляет собой направления деятельности законодательных и правоприменительных органов и организаций по установлению круга преступных деяний и системы наказания, избранию справедливых мер воздействия в отношении лиц, признанных виновными в совершении преступлений.

2. Уголовно-процессуальная политика, которая обеспечивает сам механизм применения закона в ходе дознания, следствия, судебного разбирательства.

3. Уголовно-исправительная политика – это направление деятельности правосоздающих и правоприменяющих органов и организаций, направленное на практическое исполнение мер уголовного наказания, назначенных судами лицам, виновным в совершении преступлений.


Содержание уголовной политики включает сложный комплекс проблем:

- определение принципов и общих положений, лежащих в основе борьбы с преступностью, путем применения наказания;

- разработка государственной концепции борьбы с преступностью;

- определение направлений деятельности законодательных органов по разработке уголовного законодательства и практических органов по его применению;

- обеспечение неотвратимости ответственности за совершенные преступления, ее дифференциация и индивидуализация, оказание наиболее эффективного воздействия на виновных.

Вопрос 2. Дайте характеристику предмета и метода уголовно-исполнительного права.
Ответ:

Предмет уголовно-исполнительного права – общественные отношения, возникающие в процессе исполнения уголовных наказаний (уголовно-исполнительные правоотношения).
К методам уголовно-исполнительного права относятся:
1) по способу правового регулирования – императивный;
2) по способу воздействия на поведение людей – запрещающий;
3) по характеру связей между участниками правоотношений – метод власти и подчинения.

Задание 1. Добавьте недостающие задачи уголовно-исполнительного законодательства РФ.








Ответ:
Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Задание 2. Добавьте виды уголовно-исполнительных правовых норм в зависимости от метода правового регулирования.

Ответ: b,d




Практическое занятие 2
Вопрос 1. Перечислите и опишите виды контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.



Ответ:

Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание, осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления, проводится международный, судебный, ведомственный, общественный контроль, а также прокурорский надзор за соблюдением законности.Международный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, предусмотрен международными пактами о правах человека, в первую очередь Всеобщей декларацией прав человека (1948), Международным пактом о гражданских и политических правах (1966), Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984).

Существуют четыре формы международного контроля.

Первая – периодическое представление государством докладов о соблюдении прав человека (в том числе и при исполнении наказания).

Вторая – сообщения иностранных государств о нарушениях гражданских и политических прав, применении пыток, других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Третья – индивидуальные жалобы лиц, находящихся под юрисдикцией России, по указанным выше случаям. Четвертая – посещения членами Европейского комитета по предупреждению пыток мест лишения свободы государства члена Совета Европы.
Государственный контроль (ст. 19 УИК РФ) за деятельностью этих учреждений и органов осуществляют федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления.

Так, Федеральное Собрание РФ в лице его палат может заслушать отчет Минюста РФ по различным вопросам, касающихся деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.

Органы государственной власти и управления – мэрии, городские и районные администрации, муниципалитеты, префектуры – обладают властными полномочиями в решении экономических, социальных, хозяйственных, экологических, коммунальных и других вопросов местного значения. Они имеют право осуществлять проверки-посещения ИУ, по результатам которых принимаются решения с оценкой выявленных недостатков, определяются меры по оказанию помощи данным учреждениям.


Судебный контроль(ст. 20 УИК РФ).Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов об УДО, о замене неотбытой части наказания более мягким, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, об изменении вида ИУ.

Суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными наказания.

Ведомственный контроль(ст. 21 УИК РФ). За деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется ведомственный контроль со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц (Минюста РФ). Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами (в частности, механизм реализации ведомственного контроля определен Инструкцией «Об организации проверок в подведомственных Министерству юстиции Российской Федерации федеральных службах, осуществлении координации и контроля их деятельности», утвержденной Приказом Минюста России от 27 октября 2009 г.).

Формы ведомственного контроля разнообразны. Основными из них являются: комплексные инспекторские проверки, проверки отдельных направлений работы учреждений и органов, исполняющих наказания, проверки деятельности их служб и частей, проверки фактов нарушения законности и отдельных недостатков по письмам, жалобам и заявлениям, проверки отчетной документации.

Так, контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется путем предоставления отчетности, в том числе государственной статистической, в вышестоящие органы управления этими учреждениями и органами. По результатам рассмотрения показателей, включенных в отчетность, принимаются меры по исправлению создавшегося положения (при негативном развитии) или по закреплению наметившихся позитивных тенденций.

Важными формами контроля за деятельностью персонала являются ревизии или проверки производственной либо финансово-хозяйственной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Эта форма применяется при осуществлении контроля за деятельностью администрации тех учреждений и органов, которые осуществляют производственную либо финансово-хозяйственную деятельность (например, ИУ).


Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с ФЗ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации».

Общественный контроль за обеспечением прав человека в исправительных центрах, ИУ и дисциплинарных воинских частях осуществляют общественные наблюдательные комиссии, образованные в субъектах РФ в соответствии с ФЗ от 10 июня 2008 г. «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».

В целях создания максимально благоприятных условий для осуществления всех видов контроля ч. 1 ст. 24 УИК РФ наделяет ряд лиц правом посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения.
К числу таких лиц относятся:


  • Президент РФ, Председатель Правительства РФ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, а также главы правительств субъектов РФ, главы органов местного самоуправления – в пределах соответствующих территорий;

2) Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъектов РФ, подчиненные им прокуроры, а также прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях;
3) должностные лица вышестоящих органов;
4) судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания;
5) депутаты и члены общественных наблюдательных комиссий, осуществляющих контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, – в пределах соответствующих территорий;
6) Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, уполномоченные по правам ребенка в субъектах РФ в пределах соответствующих территорий – учреждения и органы, исполняющие наказания в отношении несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительных учреждений.
Перечисленные лица, могут встречаться с осужденными и сотрудниками учреждений и органов, исполняющих наказания, получать от них необходимые сведения, принимать жалобы и заявления, знакомиться с документами. При посещении соответствующих учреждений и органов эти лица обязаны предъявлять документы, удостоверяющие их личность и полномочия.