Файл: Шаповалова Арина Ивановна И. О. Фамилия москва 20 23 Практическое занятие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно ч. 3 ст. 24 УИК РФ право посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, предоставляется представителям средств массовой информации и некоторым другим лицам РФ (например, родственникам осужденного, его близким, адвокатам, лица, имеющим право оказания юридической помощи, священнослужителям, которые могут посещать осужденных). Однако в отличие от лиц, указанных в ч. 1 ст. 24 УИК РФ представители средств массовой информации и иные лица имеют право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, только по специальному разрешению администрации этих учреждений и органов либо вышестоящих органов.
В период посещений кино-, фото- и видеосъемка осужденных, их интервьюирование осуществляются с согласия в письменной форме самих осужденных (ч. 4 ст. 24 УИК РФ). Съемка осужденных, распространение информации о них могут причинить осужденным моральный и нравственный вред, негативно отразиться на их родственниках. Поэтому законом и установлен рассматриваемый запрет на указанные действия при отсутствии согласия осужденных. Тем самым охраняется право личности, в том числе и осужденных на уважение частной и семейной жизни, гарантированное ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) и ст. 23 Конституции РФ.

Что же касается кино-, фото- и видеосъемки объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, то она может осуществляться исключительно с разрешения в письменной форме администрации учреждения или органа, исполняющего наказания. К таким объектам, например, относятся охранные сооружения, технические средства контроля и надзора (ч. 5 ст. 24 УИК РФ).

Вопрос 2. Опишите особенности прокурорского надзора и ведомственного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Ответ:
Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, в соответствии со ст. 22 УИК РФ осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами. Более детальная регламентация прокурорского надзора в сфере исполнения уголовных наказаний содержатся в Федеральном законе «О прокуратуре РФ»[144].

В вопросах организации и осуществления прокурорского надзора важное место занимает то положение закона (п. «б» части 1. ст. 24 УИК РФ.) соответствии с которым, при исполнении служебных обязанностей посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения имеют право:

1) Генеральный прокурор Российской Федерации;
2) прокуроры субъектов Российской Федерации и подчинённые им прокуроры;


  • прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях. Выделение в штатах прокуратуры специальных прокуроров, надзирающих за уголовно-исполнительной системой (специализация) продиктовано необходимостью более тщательного надзора за соблюдением законности при исполнении уголовных наказаний, чем, наряду с другими доводами, подтверждается важность этой сферы государственной деятельности.

В рамках единого прокурорского надзора выделяются его отрасли, среди которых важное место занимают:
1) надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных;
2) в местах предварительного заключения под стражу;
3) надзор за соблюдением законности при исполнении уголовных наказаний;
4) надзор за законностью при применении иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

Не менее важным является вопрос об определение полномочий прокурора в осуществлении надзора за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. В соответствии с требованиями ст. 38 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Генеральный прокурор РФ, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, осуществляющие надзор на данной территории, имеют право посещать в любое время учреждения и органы, исполняющие наказания.
В процессе личных посещений прокурор:
1) непосредственно знакомится с деятельностью администрации;
2) проверяет документы, на основании которых осужденные лишены свободы;
3) знакомится с документами на осужденных, оперативными материалами, проводит личный прием осужденных;


  • рассматривает поступившие предложения, заявления и жалобы осужденных в установленные законом сроки, принимает необходимые меры и сообщает о своем решении лицам, их подавшим. Предложения, жалобы и заявления осужденного, адресованные прокурору, просмотру и цензуре не подлежат;

5) проверяет на предмет соответствия законодательству приказы, постановления, распоряжения, издаваемы руководителями исправительных учреждений. Отменяет незаконно наложенные дисциплинарные взыскания.



Формой реагирования прокурора на предупреждение нарушений законности является санкционирование некоторых действий, исходящих от должностных лиц. Так, санкции прокурора необходимы при решении вопросов:
1) о введении режима особых условий в исправительных учреждениях (ст. 85 УИК РФ);
2) о задержании осужденного, уклоняющегося от получения предписания о выезде к месту отбывания ограничения свободы (ч. 2 ст. 48 УИК РФ);
3) о задержании осужденного, уклоняющегося от возвращения в установленный срок в исправительное учреждение (ч. 11 ст. 97 УИК РФ).
4) о содержание осужденных, отбывающих наказание в тюрьме, в одиночных камерах (ч. 1 ст. 131 УИК РФ),
5) об оставление осужденных, достигших 18-летнего возраста, в воспитательной колонии (ч. 3 ст. 139 УИК РФ) и др.

Формой процессуального прокурорского реагирования на выявленные нарушения законности является представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Должностные лица обязаны безотлагательно рассмотреть факты, изложенные в представлении и принять меры к немедленному устранению нарушений.

Самостоятельным средством реагирования прокурора на нарушение законности является принесение протеста. Протест приносится прокурором в адрес должностных лиц, персонально издавшим несоответствующие закону приказы, распоряжения или постановления. Протест подлежит обязательному рассмотрению не раньше чем в десятидневный срок с момента его поступления.
Должностные лица учреждений и органов, исполняющих наказания, обязаны приостанавливать действие опротестованного документа.

Задание 1. Суд назначил А. наказание в виде исправительных работ сроком на 1 год. Через 2 месяца осужденная А. обратилась в уголовно-исполнительную инспекцию и сообщила о своей беременности. В ходе проведенного медицинского обследования беременность подтвердилась.

Охарактеризуйте правовое положение осужденной А. до и после

беременности. Какие права появятся у осужденной А. после родов? Ответ обоснуйте со ссылками на нормы российского законодательства.



Ответ:

Исправительные работы (ст. 50 УК РФ)
1. Исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
2. Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет.
3. Из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.
4. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ суд может заменить неотбытое наказание принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ.
Что нужно знать осужденному к исправительным работам
1. Согласно части 1 статьи 39 УИК РФ исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями (далее - УИИ), но в районе места жительства осужденного.
2. Согласно ст. 40 УИК осужденные обязаны:
соблюдать порядок и условия отбывания наказания;
добросовестно относиться к труду;
являться по вызову инспекции.
В период отбывания наказания осужденному запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме УИИ. Разрешение может быть выдано после проверки обоснованности причин увольнения. Решение об отказе может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы.
Осужденный обязан сообщать в УИИ об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней.
В период отбывания исправительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с УИИ. Другие виды отпусков, предусмотренные законодательством Российской Федерации отруде, предоставляются осужденным на общих основаниях.

3. В соответствии со ст. 42 УИК срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания. В каждом месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных осужденным, должно быть не менее количества рабочих дней, приходящихся на этот месяц. Если осужденный не отработал указанного количества дней и отсутствуют основания, установленные для зачета не отработанных дней в срок наказания, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней.
Началом срока отбывания исправительных работ осужденным, не имеющим основного места работы, является день его выхода на работу, а осужденным,имеющим основное место работы, - день получения администрацией организации,в которой работает осужденный, соответствующих документов из УИИ.
Время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается.
В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания.
В случае наступления беременности женщина, осужденная к исправительным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.
В срок наказания не засчитываются:
время, в течение которого осужденный не работал;

время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним; время отбывания административного взыскания в виде ареста, а также время содержания под домашним арестом или под стражей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания наказания.

4. В соответствии со ст. 44 УИК осужденный или администрация организации, в которой он работает, вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы в случае ухудшения его материального положения.

5. В соответствии со ст. 46 УИК нарушением порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ являются: