Файл: Семейные мифы в практике системной семейной психотерапии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Семейные мифы в практике системной семейной психотерапии.
А.Я.Варга.
Семейный миф – это форма описания семейной идентичности, некая формообразующая и объединяющая всех членов семьи идея или образ, или история, если хотите, идеология. Это знание, разделяемое всеми членами семейной системы, и отвечающее на вопрос : «Кто мы?»
В мифе знание о том, что принято, а что не принято в семье думать, делать и говорить, чувствовать, осуждать, ценить. Формула мифа «Мы- это…».
Некий миф, описывающий семейную идентичность, существует в любой семье, но в обычных случаях это знание смутно, плохо структурировано, редко используется.
Миф необходим тогда, когда границы семьи находятся под угрозой. Это бывает в тех случаях, когда посторонний человек входит в семью, семья меняет социальное окружение, или в моменты каких-то серьезных социальных перемен. Кроме того, семейный миф ярко проявляется в случае семейной дисфункции. Жесткая семейная идентичность, выраженная в мифе, наряду с симптоматическим поведением идентифицированного пациента, самое мощное средство поддержания патологического гомеостаза семейной системы.
В процессе семейной психотерапии терапевту нужно вычислить семейный миф, потому что нередко миф ответственен за семейную дисфункцию, и пока он не будет явлен семье, не смогут произойти перемены.
Одними из первых семейный миф описала «Миланская группа» – итальянские системные семейные психотерапевты Мара Сельвини Палаццоли, Джулиана Пратта, Джанфранко Чеккин и Луиджи Босколо в своей книге «Парадокс и Контрпарадокс».(1978) Миф был назван «Один за всех и все за одного». Мы предлагаем несколько иное название, более привычное и не вызывающее в памяти девиз мушкетеров: «Мы – дружная семья». Этот миф широко распространен в Российской культурной среде. В дружной семье не может быть открытых конфликтов, и уж тем более при детях. Сор из избы не выносится никогда. Отношения не выясняются, все конфликты замазываются. Принято чувствовать только любовь, нежность, умиление, жалость и благодарность. Остальные чувства – обида, гнев, разочарование и пр. - игнорируются или вытесняются. Проблемы начинаются в тех случаях, когда кто-то из семьи оказывается неспособным игнорировать свои нормальные и неизбежные отрицательные чувства к родственникам. Он и становится идентифицированным пациентом. Тревожно-депрессивные расстройства, агрессивное поведение, анорексия – типичные проблемы «Дружной семьи».
В книге Итальянских психотерапевтов описывается происхождение и развитие этого мифа, а так же семейная дисфункция, которая наблюдалась в семье.
Семья арендаторов-фермеров, которые жили и работали на ферме в центральной Италии до Второй Мировой Войны.
Схема1.
Семья была очень дружной. Понятно, что единство было необходимо для того, чтобы выживать в условиях сельской жизни. В единстве сила. «Семья считалась единственной гарантией выживания и достоинства….Уйти из семьи было равносильно эмиграции…без всяких средств или подготовки к этому. Это означало отсутствие помощи в случае болезни или неудач .»Ранние браки очень поощрялись, потому что в семье появлялись работницы. Старшие сыновья женятся на деревенских девушках. Младший сын еще не был женат к моменту начала Второй Мировой Войны. Младший сын уходит на фронт, и после войны женится на городской женщине, и привозит ее в свой родительский дом. Понятно, что ценность этого брака для женщины очень велика - после войны мужчин осталось мало. Этой женщине было очень важно быть принятой семьей мужа. Она становится идеальной невесткой - у нее со всеми хорошие отношения, она всем очень много помогает. Она оказывается рупором этого семейного единства. Впервые знание о том, “кто мы есть”, вербально сформулировано : “Мы все - очень дружная семья”. Тем временем, умирают родители, жизнь «на земле» становится не выгодной, и братья со своими семьями переезжают в город. Они начинают там строительный бизнес и очень в этом преуспевают. Переехав в город, они все поселяются в одном доме. Они по-прежнему понимают, что в единстве сила, живут все вместе. Они по-прежнему определяют себя как дружную семью. Дела идут хорошо, и они переезжают в другой район в один, но большой дом. Там уже у каждой семьи своя большая квартира. Но двери не запираются ,и это единство, эта « дружба» продолжается. Подрастают дети –двоюродные братья и сестры. Семья ждет, что все они будут дружить друг с другом и любить друг друга. В семье не сравнивают и не выделяют детей, все дети – дети клана, дети одного – дети всех.
Идентифицированным пациентом в этой большой системе была младшая дочь младшего брата, девочка 14 лет, у нее была нервная анорексия. При этом она считалась самой красивой девочкой во всей этой большой семье. Ее фотографией хвастался не только родной отец , но и два ее дяди. Все три мужчины носили ее фотографию в своем бумажнике.
«Миланцы» работали с этой семьей. На приеме все разговоры клиентов были про то, какие они все хорошие родственники и как они все дружно живут, и как все дети – двоюродные братья и сестры- дружат между собой. Про заболевшую девочку было известно, что она самая красивая, “наша красавица” - они про нее так говорили. По ходу дела стало выясняться, что идентифицированная пациентка очень много времени проводит вместе с ближайшей по возрасту кузиной . При этом, она как-то странно себя ведет: когда вся семья ждет, что они куда-то вместе отправятся, то она идет как бы нехотя. И по мере выяснения семейной ситуации оказалось, что в этом взаимодействии двух кузин происходит что-то странное. В их общении происходило нечто, что содержательно семейным мифом не описывалось, т.е. двоюродная сестра пациентки совершала разные недружественные поступки в отношении своей кузины - подкалывала ее, посмеивалась, вела себя неприятным для нее образом. Но то, что это были недружественные для нее поступки, могли понять только психотерапевты, потому что они не были включены в этот миф, не были включены в эту семейную. систему. А внутри этой системы все происходящее объяснялось любовью и дружбой. ( Это очень часто бывает, кто не говорил своему ребенку: ”Я тебе добра желаю. все, что я делаю, я делаю для твоего же блага”; обычно это говорится, когда ребенок обижен или расстроен .). Все, что происходило между девочками, естественно, осмыслялось пациенткой в терминах любви и дружбы, а чувствовала она нечто, что совершенно противоречило этому осмыслению. Ей было нехорошо со своей кузиной, которую она в принципе должна была бы любить. а она не чувствовала любви. Но поскольку она была внутри этого мифа и точно знала, что все поступки кузины продиктованы только любовью, девочка сделала вывод о том, что она неправильно чувствует, она неправильно что-то понимает, она - неадекватна. Правило мифа «Мы дружная семья» заключается в том, что тот, кто плохо подумает о родственниках – сам плохой. Способ самонаказания выразился в симптоматике.
«Дружная семья» миф, характерный для семей, переживших много потерь, для семей, живущих в диаспоре. Разлука кажется опасной, разлучившись, можно расстаться навсегда. Среда враждебна, и несчастья подстерегают людей. Очень яркий случай описывала Роз-Мари Виффен, заведующая отделением семейной психотерапии Тавистокской клиники Лондона во время своего семинара в Москве в 1985г.
Схема 2.
Семья состояла из бабушки Деборы
, ее младшего сына Сола, жены Сола и их двоих детей : Рут и Мэтью. Дебора и Сол эмигрировали в Великобританию из Голландии после войны. Они единственные уцелели во время оккупации. Солу было тогда 7 лет. Сол вырос в Англии, женился, появились дети. Семья наблюдалась в Тавистокской клинике в связи с депрессией у Сола. В какой-то момент в процессе терапии возникло ухудшение состояния Сола. Вся семья в целом переживала какое-то сильное и безотчетное беспокойство. Надо сказать, что Дебора жила отдельно, и в терапии не участвовала, однако в связи с ухудшением состояния семьи ее решили пригласить на прием. В этот период времени Мэтью собирался со своим классом в Европу. Семья радовалась тому, что он посмотрит мир, и он сам, казалось бы, так же радовался, но никак не мог почему-то оформить свой паспорт. Проходили последние сроки. Сеанс с Деборой был посвящен прояснению истории семьи. Оказалось, что в Голландии до войны жила большая еврейская семья: Дебора, ее муж и их четверо детей. Когда фашисты заняли Голландию, семью стали прятать друзья. Отец и трое старших прятались на ферме за городом, Дебора укрывалась в другом месте, а Сола взяла в свою семью сослуживица отца. Сол очень скучал по своим. Однажды Сол отправился к своему папе на ферму, не сказав ничего взрослым. За ним следила полиция. Фактически он привел за собой на ферму фашистов, и послужил причиной гибели своего отца и братьев-сестер. Сол ничего про это не помнил. После Войны Дебора и Сол соединились и уехали из Голландии. Дебора считала, что если бы во время оккупации Голландии они прятались в одном месте, то могли бы все уцелеть. Она полагала, что разлука была причиной гибели ее мужа и детей. Предстоящий отъезд Мэтью нарушал правило мифа “Дружная семья” – нельзя разлучаться.
Для “Дружной семьи” характерны трудности сепарации подростков от родителей. Дети в таких семьях часто включены в обслуживание психологических потребностей своих родителей, и именно поэтому не могут начать жить своей жизнью, оставаясь все время “на посту”.
Еще один пример семейного мифа – «Мы –герои».
Как правило, в семье хранятся рассказы о героических поступках предков: там встречаются старые большевики, партизаны, люди, пережившие голод, подвергавшиеся репрессиям, вырастившие детей в тяжелых условиях и т.п., иначе говоря, люди, преодолевшие серьезные препятствия и добившиеся результатов.
Миф о героях задает определенный стандарт чувствования и миропонимания.
Где герой - там все с размахом, нет радости - есть счастье, нет любви - есть неземная страсть, нет жизни- есть судьба, нет грусти - есть трагедия.
В семье героев часто встречаются хронические не леченые заболевания- герои не ходят по врачам, это так понятно. В их жизни много трудностей и проблем. У героев всегда высокий стандарт достижений, они принципиальные и непримиримые люди.
Схема3.
Идентифицированный пациент - девушка, которая предприняла попытку суицида после ссоры с мамой. Понять эту ситуацию со стороны было совершенно невозможно, потому что повод к суициду был непонятным, странным, это была не единственная и не первая ссора. Надо заметить, что семья эта - югославская, а супервизором этого случая был один из моих учителей- Ренос Пападопулос, и именно он этот случай описал. Он был киприотский грек. учился в Югославии, а потом работал в Южной Африке, Англии и был приглашен своими коллегами из Югославии на супервизию, потому что очень важно было справиться и быстро помочь. Это была семья очень высоких партийных функционеров. Если бы психотерапия оказалась эффективной, то профессия могла бы получить большее финансирование и социальное признание.
Выясняется, что у родителей замечательное прошлое. Они, очень молодыми людьми, во время Второй Мировой Войны были в партизанах, женились, родили детей (все происходит в 60-ые годы) и теперь занимали высокие государственные посты. Миф. который был в этой семье, - “Мы - семья героев”.
«Героический миф» выдвигает суровые требования к мировосприятию и чувствам людей. Герои существуют в высоком жанре трагедии или эпоса. В комедии они не встречаются.
Героям подобает испытывать очень сильные чувства. Не любовь, а роковая страсть, не печаль, а невыносимое горе. Именно поэтому для семьи поступок дочери казался естественным, поссорилась с мамой, горе оказалось невыносимым, она попыталась покончить собой. Семья, собственно, не добровольно обратилась за психологической помощью, врачи-психиатры направили их на психотерапию; родителям логика этого поступка была понятна. Психотерапевтам эта логика так же открылась, когда семейный миф был вычислен и назван. Только после этого был построен психотерапевтический контакт с семьей, и случай был успешно завершен.
Для людей, которые живут в «Героическом» мифе, совершенно необходимы трудности, необходимо преодоление, они за все должны биться. «Герои» часто говорят, что им в жизни никогда ничего не достается легко, просто так. У них есть специальное переживание преодоления, такое специальное чувство. «Герои» отличаются ригидностью аффекта, – могут годами быть в ссоре, не разговаривать, не прощать. Часто они этим гордятся, потому что такое поведение кажется проявлением принципиальности и стойкости. Ребенка в семье героев воспитывают строго, в качестве наказания лишают удовольствий , нередко используют порку. Интересно, что в «Дружной семье» чаще используют в качестве наказания остракизм.