ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 256
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция
Тема: Лексикология. Фразеология.
План
-
Лексикология
1. Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое, прямое и переносное значение слова.
-
Многозначность слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка -
Многозначность слова и омонимы -
Синонимы, антонимы, паронимы. -
Лексика с точки зрения ее происхождения -
Активный и пассивный словарный запас. -
Лексика с точки зрения её употребления
2. Фразеология.
Содержание лекции
-
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое, прямое и переносное значение слова.
Лексика —- это совокупность слов, входящих в состав того или иного естественного языка. Словарный состав языка непостоянен, так как язык непрерывно развивается и обогащается.
Слово (или лексема) — это основная единица языка, служащая для обозначения предметов, явлений, событий, качеств, количеств, состояний и т.д. посредством комплекса звуков (в речи) или знаков (на письме). Способность слова называть предметы, их признаки, действия и т.д. является его номинативной функцией (от лат. nomcn «имя»). Каждое слово имеет свой определенный морфемный состав, лексическое и грамматическое значение.
Наука, изучающая словарный состав языка, значения слов, их взаимосвязь, описывающая происхождение слов, нормы употребления лексем в речи, называется лексикологией.
Именно лексическое значение — прямое и переносное — выполняет главную роль в создании речевого произведения: передает нам и фактическое содержание (то, что говорит автор) и идейное (то, ради чего говорит об этом автор). Грамматическое значение слова дополняет и уточняет роль лексемы в тексте.
Лексическое значение слова — это соотнесенность слова с определенным понятием, явлением действительности, это то, что обозначает (называет) данное звукосочетание (в устной речи) или буквосочетание (в письменной речи).
Грамматическое значение слова — это его принадлежность к какой-либо части речи и характеристика его языковых категорий (род, вид, время, спряжение, склонение, число, лицо и т.д.).
Как можно объяснить лексическое значение слова (например, слова пейзаж):
• описать, охарактеризовать предмет или явление, которое обозначает это слово, другими словами;
• обратиться к толковому словарю: «1. Общий вид какой-либо местности, картина окружающей природы. 2. Рисунок, картина, изображающие природу. 3. Описание природы в литературном произведении» (см.: Лап ату хин М. С, Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка. — М., 1999);
• показать данный предмет, продемонстрировать действие — церковь, храм, собор и т.п.; картина как произведение живописи; пейзаж как жанр живописи (колорит, перспектива, композиция
и т.п.);
• подобрать к слову синоним или словосочетание: пейзаж — картина природы.
Обратите внимание: у слова пейзаж три значения. Как называют слова, у которых несколько значений?
Грамматическое значение слова пейзаж: —- имя существительное, неодушевленное, нарицательное, муж. р., 2-го скл., стоящее в форме им. п., ед. ч.
Все лексемы языка можно охарактеризовать с трех позиций:
1) по значению:
- прямое / переносное
- однозначные / многозначные:
- синонимы
- антонимы
- паронимы
- омонимы (омофоны, омографы)
2) по употреблению:
- устаревшие слова (архаизмы)
- общеупотребительные / необщеупотребительные:
просторечие
профессиональные термины
диалектизмы
жаргонизмы
поэтизмы и т.д.
варваризмы
неологизмы
3) по происхождению:
- исконно русские слова / заимствованные
2. Парадигматические отношения в русской лексике.
Лексика русского языка, как и любого другого, представляет собой не простое множество слов, а систему взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц одного уровня. Изучение лексической системы языка раскрывает интересную и многоликую картину жизни слов, связанных друг с другом разнообразными отношениями и представляющих собой "молекулы" большого, сложного целого - лексико-фразеологической системы родного языка. Ни одно слово в языке не существует отдельно, изолированно от его общей номинативной системы. Слова объединяются в различные группы на основании тех или иных признаков. Так, выделяются определенные тематические классы, куда входят, например, слова, называющие конкретные бытовые предметы, и слова, которым соответствуют отвлеченные понятия. В числе первых легко выделить наименования одежды, мебели, посуды и т. д. Основанием для подобного объединения слов в группы служат не лингвистические характеристики, а сходство обозначаемых ими понятий.
Лексикология устанавливает самые разнообразные отношения внутри различных лексических групп, составляющих номинативную систему языка. В самых общих чертах системные отношения в ней можно охарактеризовать следующим образом.
В лексической системе языка выделяют группы слов, связанных общностью (или противоположностью) значения; сходных (или противопоставленных) по стилистическим свойствам; объединенных общим типом словообразования; связанных общностью происхождения, особенностями функционирования в речи, принадлежностью к активному или пассивному запасу лексики и т. д. Системные связи охватывают и целые классы слов, единых по своей категориальной сущности (выражающие, например, значение предметности, признака, действия и под.). Такие системные отношения в группах слов, объединяемых общностью признаков, называются парадигматическими (гр. paradeigma - пример, образец).
Парадигматические связи слов лежат в основе лексической системы любого языка. Как правило, она дробится на множество микросистем. Простейшими из них являются пары слов, связанные противоположностью значений, т. е. антонимы. Более сложные микросистемы состоят из слов, группируемых на основании сходства значений. Они образуют синонимические ряды, разнообразные тематические группы с иерархией единиц, сопоставленных как видовые и родовые. Наконец, наиболее крупные семантические объединения слов вливаются в обширные лексико- грамматические классы - части речи.
Одним из проявлений системных отношений слов является их способность соединяться друг с другом. С о ч е т а е м о с т ь слов определяется их предметно-смысловыми связями, грамматическими свойствами, лексическими особенностями. Например, слово стеклянный может быть употреблено в сочетании со словами шар, стакан; возможны сочетания стеклянная банка (бутылка, посуда), даже стеклянная кастрюля (сковорода) – из огнеупорного стекла. Но невозможны - "стеклянная книга", "стеклянная котлета" и под., так как предметно-смысловые связи этих слов исключают взаимную сочетаемость. Нельзя также связать слова стеклянный и бежать, стеклянный и далеко: этому противится их грамматическая природа (прилагательное не может сочетаться с глаголом, обстоятельственным наречием). Лексической особенностью слова стеклянный является его способность к развитию переносных значений, что позволяет построить словосочетания
волос стеклянный дым (Ес.), стеклянный взгляд. Слова, не обладающие такой способностью (огнеупорный, металлорежущий и под. ), не допускают метафорического использования в речи. Возможности их
сочетаемости `уже.
Системные связи, проявляющиеся в закономерностях сочетания слов друг с другом, называются синтагматическими (гр. syntagma - нечто соединенное). Они выявляются при соединении слов, т.е. в определенных лексических сочетаниях. Однако, отражая связь значений слов, а следовательно, и их системные связи в парадигмах, синтагматические отношения так же обусловлены лексической системой языка в целом.
Особенности сочетаемости отдельных слов в значительной мере зависят от контекста, поэтому синтагматические связи в большей мере, чем парадигматические, подвержены изменениям, обусловленным содержанием речи. Так, лексическая синтагматика отражает изменение реалий (ср., например, стеклянная сковорода), расширение наших представлений об окружающем мире (ходить по луне), образную энергию языка (стеклянный дым волос).
Парадигматика (греч. paradigma — образец) в широком смысле слова — это рассмотрение языковых единиц как совокупности структурных элементов, связанных отношениями сопоставления и противопоставления. Например: О /А / Ъ — фонетическая парадигма, ДОМ / (у) ДОМА / (в) ДОМ / (к) ДОМУ /(перед) ДОМОМ / (в) ДОМЕ — грамматическая парадигма, ДОМ /ДОМИК /ДОМОВОЙ / ДОМАШНИЙ — словообразовательная парадигма. На этой же основе строится и лексическая парадигма: ДОМ / ЖИЛИЩЕ, ДОМАШНИЙ /ДИКИЙ — т.е. объединения слов, сопоставленных и противопоставленных по какому-то признаку.
Отличие лексической парадигмы от грамматической в том, что в грамматической парадигме мы имеем дело только с грамматическим варьированием, ЛЗ остается неизменным (ДОМ /ДОМА -ед. и мн. ч.). Члены лексической парадигмы имеют свои ЛЗ (ДОМ / ЖИЛИЩЕ / ЗДАНИЕ /СТРОЕНИЕ).
Лексические парадигмы многоступенчаты. Это значит, что они могут включаться одна в другую (или вычленяться одна из другой). Поэтому многие слова являются одновременно членами разных лексико-семантических парадигм в зависимости от компонентного состава, организующего эти парадигмы. Например, слово РЕКА (пример Д.Н. Шмелева) обозначает 1) «естественный водоем», 2) «для стока воды», 3) «значительный по размерам». Все вместе они образуют лексико-семантическую группу «водоем»: РЕКА, ПРУД, РЕЧКА, БОЛОТО, ОЗЕРО, КАНАЛ, РУЧЕЙ, но каждый из трех смысловых компонентов включает слово в разные парадигмы: 1) РЕКА, РУЧЕЙ, БОЛОТО («естественный водоем» — в противоположность «искусственным водоемам» ПРУД, КАНАЛ), 2) РЕКА, ОЗЕРО, ПРУД («большой водоем» в противоположность «маленьким водоемам» РУЧЕЙ, РЕЧКА), 3) РЕКА, РУЧЕЙ («водоем для стока воды» — в противоположность «стоячим водоемам» ОЗЕРО, ПРУД, БОЛОТО).
3. Многозначность слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка
Многозначностью, или полисемией (гр. poly - много + sma - знак), называется свойство слов употребляться в разных значениях. Так, слово ядро в современном русском языке имеет несколько значений:
1) внутренняя часть плода в твердой оболочке: А орешки не простые, все скорлупки золотые, ядра - чистый изумруд (П.); 2) основа чего-либо (книжн.): На Волге было уничтожено ядро фашистской армии; 3) центральная часть чего-либо (спец.): ядро атома; 4) старинный орудийный снаряд в виде круглого литого тела: Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки (П.). Смысловая связь выделенных значений тесная, поэтому все они и рассматриваются как значения одного и того же слова.
Слово труба, например, в словосочетаниях водопроводная труба или подзорная труба имеет значение «длинный, пустотелый, обычно круглого сечения предмет». Трубой называется и духовой медный музыкальный инструмент с сильным звонким тембром: Творец мой! оглушил, звончее всяких труб! (Гр.). Это слово употребляют и в таком специальном значении, как «канал в организме для сообщения между органами», например, евстахиева труба.
Таким образом, слово в процессе своего исторического развития, кроме исходного значения, может приобретать новое, производное значение.
Способы образования значений слов различны. Новое значение слова может возникнуть, например, путем переноса названия по сходству предметов или их признаков, т.е. метафорически (от гр. metaphora - перенос). Например; по сходству внешних признаков: нос (человека) - нос (корабля), формы предметов: яблоко (антоновское) - яблоко (глазное), по сходству ощущений, оценок: теплое (течение) - теплое (участие) и т.д. Возможны также переносы наименований по сходству выполняемых функций (т.е. функциональные переносы): перо (гусиное) - перо (стальное), кондуктор (должностное лицо, сопровождающее поезд) - кондуктор (в технике - приспособление, направляющее инструмент).
Новое значение может возникнуть в результате появления ассоциаций по смежности (так называемые метонимические переносы, греч. metonymia - перенаименование). Например, наименование материала переносится на изделие из этого материала: люстра из бронзы (название материала) - В антикварном магазине продавалась старинная бронза