Файл: Практическое задание 4 Проблемы использования не возобновляемых источников энергии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание № 4
«Проблемы использования не возобновляемых источников энергии»
Задание
Провести анализ причин потерь материальных и энергетических ресурсов на осуществление производства по предложенной преподавателем технологической цепочке (рис. 1–3) и составить таблицу по результатам работы с перечнем причин с распределением на материальные и тепловые потери.
Таблица 1
Анализ причин потерь материальных и энергетических ресурсов
№ п/п | Причины потерь | Потоки | |
| материальные | энергетические | |
1 | Потери тепла из-за плохой изоляции теплообменника | | + |
2 | Потери инициатора при загрузке полимеризатора | + | |
3 | Потери активатора при загрузке полимеризатора | + | |
4 | Потери в результате дегазации продукта (отгонка бутадиена) | + | |
5 | Потери в результате дегазации продукта (отгонка стирола) | + | |
6 | Потери готового продукта (стирола) в полимеризаторе (отклонение от 100%-ного выхода ) | + | |
7 | Потери антиокислителя при загрузке емкость с латексом | + | |
Рис. 1. Технологическая схема производства азотной кислоты:
«1 – ресивер; 2 – испаритель; 3, 24 – фильтры; 4, 15 – подогреватели;
5 – рекуперационная турбина; 6 – реактор каталитической очистки;
7 – смеситель; 8 – топочное устройство; 9 – продувочная колонна;
10 – абсорбционная колонна, 11, 14 – водяные холодильники;
12, 23 – компрессоры; 13 – газовый промыватель; 16, 18 – холодильники нитрозных газов; 17 – деаэрационная колонна; 19 – котел-утилизатор;
20 – контактный аппарат; 21 – барабан с сепарационным устройством;
22 – смесительная камера; 25 – труба для забора воздуха» [5]
Рис. 2. Принципиальная схема получения серной кислоты
Рис. 3. Технологическая схема получения латекса:
«1 – аппарат для приготовления водной фазы;
2 – аппарат для приготовления углеводородной фазы; 3 – смеситель фаз;
4 – батарея полимеризаторов; 5 – фильтр; 6 – колонна предварительной дегазации (отгонки бутадиена); 7, 9 – газоотделители (сепараторы);
8 – колонна дегазации (отгонки стирола); 10 – емкость для латекса;
11 – система очистки возвратного бутадиена; 12 – система ректификации возвратного стирола; 13 – холодильник» [6].
Вывод:
Материальные и энергетические потери во время проведения технологического процесса возможны на любом этапе производства. Учет и ликвидация этих потерь способствуют повышению производительность производства.
Контрольные вопросы
1.Назовите причины потерь ресурсов?
Потери материальных и энергетических ресурсов связаны, в значительной степени, с несовершенством используемых в промышленной практике процессов и оборудования.
Скорость процессов зависит от величины движущей силы (разности температур или концентрации вещества, концентрации вещества и т. д.). По мере завершения процесса движущая сила его уменьшается, и скорость процесса снижается. В этих условиях эффективность использования оборудования падает.
Целесообразность осуществления процессов с экономической точки зрения становится нежелательной. Поэтому ни один из промышленных процессов не проводят до падения движущей силы до нуля. Как следствие, это приводит к неполному использованию сырья.
Основные причины возникновения потерь в технологическом оборудовании:
- обмен с окружающей средой;
- обмен с потоками разделения;
- снижение потенциала;
- снижение движущей силы;
- несовершенство оборудования;
- с вторичными энергоресурсами.
2.Какие существуют виды энергии?
Различают следующие виды энергий:
- кинетическая;
- потенциальная;
- электромагнитная;
- гравитационная;
- ядерная;
- внутренняя;
- химический потенциал;
- энергия взрыва;
- энергия вакуума;
- осмотическая энергия.
3.Какими способами получают различные виды энергии?
Все существующие и известные на сегодняшний день науке источники энергии можно разделить на две большие группы: невозобновляемые и постоянные (или возобновляемые, если угодно). К первым относятся полезные ископаемые: уголь, газ, нефть, радиоактивные элементы. Во вторую категория попадают вода, ветер, солнечный свет, геотермальные источники.
Существующие способы получения энергии:
- переработка угля;
- переработка нефти и газа;
- выработка энергии на гидроэлектростанции (ГЭС);
- выработка энергии на атомной электростанции (АЭС);
- использование силы ветра (ветряные установки);
- использование солнечной энергии и др.
4.Что такое упорядоченная и неупорядоченная энергия?
Энергия – превратимая часть энергии любой системы, измеряемая в случае изолированной) системы внутренней упорядоченной работой (откуда и её название). Первая определяется упорядоченной работой, вторая – работой неупорядоченной.
Теплота - неупорядоченная форма передачи энергии в результате контакта непрерывно движущихся микрочастиц. Условием передачи энергии в форме теплоты является наличие температурного градиента, тогда теплота переходит из более горячей области в более холодную.
Работа - упорядоченная форма передачи энергии, связанная с преодолением внешнего сопротивления. – изменяются внешние параметры (объем, заряд, количество вещества).
5.Что такое ресурсосбережение?
Ресурсосбережение – это организационная, экономическая, техническая, научная, практическая и информационная деятельность, в том числе методы, процессы, комплекс организационно-технических мер и мероприятий, сопровождающих все стадии жизненного цикла объектов и направленных на рациональное использование и экономное расходование ресурсов.