Файл: Курсовая работа на тему особенности взаимодействия педагога с родителями в рамках совместной подготовки ребенка к обучению в доо по дисциплине "Теоретические основы дошкольного образования".docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 456
Скачиваний: 247
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ СОВМЕСТНОЙ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ДОО
по дисциплине "Теоретические основы дошкольного образования"
Содержание
Введение…………………………………………………................................ 3
-
Понятие и степени адаптации детей дошкольного возраста к ДОО……... 6 -
Возрастные особенности развития детей 3-го года жизни.......................... 9 -
Особенности адаптации к детскому саду детей раннего дошкольного возраста …………………………………………………………………….. 12 -
Формы взаимодействия ДОО с родителями в период адаптации детей к ДОО…............................................................................................................. 15 -
Эффективные формы взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к условиям ДОО ……...................................................................... 19 -
Заключение……………………………………..…………………………... 24 -
Список литературы ……………………………………….……………….. 25 -
Приложения………………...……...…………………... …………………...27
Введение
Исследование адаптации человека к изменившимся условиям жизни было и остаётся актуальным в настоящее время. Эта проблема занимает умы научных и практических работников. Особенно актуальна тема адаптации детей раннего возраста, когда ребенок из семейной стабильной среды переходит в другую, совершенно незнакомую среду.
Поступление ребенка в детский сад затрагивает все сферы его жизни. Это, прежде всего, разлука с близкими ребенку людьми, изменение привычного образа жизни, приобретение нового статуса. Ситуация усугубляется незрелостью нервной системы, особенностями развития дошкольника раннего возраста. Но условия жизни современной семьи таковы, что именно в этом возрасте родители приводят в дошкольное учреждение большинство детей. Поэтому проблема адаптации остается, по мнению многих авторов (Семеновой Л.И, Яковлевой Г. др.), актуальной и в настоящее время.
Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это прежде всего первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс для ребенка и его родителей.
Детский сад является первым социальным институтом, после семьи, куда попадает ребенок. И одна из основных задач, которая решается в дошкольном образовательном учреждении, – проблема адаптации детей. Известно, что в дошкольном образовательном учреждении закладываются основы общественного воспитания, более того, детское общество является первым коллективом, в котором ребенок должен адаптироваться, чувствовать себя полноценным членом общества, научиться в нем жить без угрозы своему психическому и физическому здоровью (Аксарина Н.М., Богатырева О.А., Ватутина Н.Д., и др.). В зависимости от того, насколько качественно у ребенка сформируются навыки поведения в адаптационный период, будет зависеть его психическое, физическое и личностное развитие.
Поэтому тема взаимодействия сотрудников дошкольной образовательной организации с родителями детей раннего возраста актуальна и сегодня. Педагоги и ученые находятся в постоянном поиске наиболее эффективных методов сотрудничества в период адаптации.
Вопросы адаптации детей раннего дошкольного возраста к детскому саду изучали такие ученые и практики, как В.Н. Белкина, А.С. Волкова, Н.А. Платохина, С.Б. Рыжакова, Н.В. Соколовская, О.В. Трофимова.
В представленном исследовании согласованные действия специалистов дошкольного учреждения и родителей рассматриваются как условие успешной и безболезненной адаптации детей раннего возраста к ДОО; как залог значительного сокращения процесса адаптации ребенка к детскому саду. Важно подобрать такие методы работы с родителями, которые будут направлены на сокращение адаптационного периода и менее болезненное его протекание у детей.
Тема нашего исследования согласована с педагогами базового ДОО и соответствует освоению профессиональных компетенций «Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения».
Цель курсовой работы: изучение форм взаимодействия воспитателя с родителями в период подготовки детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОО.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие и степени адаптации детей дошкольного возраста к детскому саду;
2. Изучить возрастные особенности развития детей 3-го года жизни;
3. Раскрыть особенности адаптации к детскому саду детей раннего дошкольного возраста;
4. Раскрыть формы взаимодействия ДОО с родителями;
5. Проанализировать эффективные формы взаимодействия с родителями в период подготовки ребенка к условиям ДОО.
Практическая значимость курсовой работы обусловлена тем фактором, что выявленные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями детей раннего дошкольного возраста могут быть использованы практикующими воспитателями в процессе их педагогической деятельности.
Словарь основных понятий
Адаптация – способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.
Педагогическое взаимодействие – сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий.
Социальная адаптация – вхождение ребенка в коллектив сверстников, принятие норм, правил поведения в обществе, приспособление к условиям пребывания.
1. Понятие и степени адаптации детей дошкольного возраста к ДОО
Адаптация – способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников, принятие норм, правил поведения в обществе, приспособление к условиям пребывания, в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающим. Адаптация – сложный и постепенный процесс, имеющий свою продолжительность у каждого ребёнка.
Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным результатам, таким как адаптированность или к негативным, таким как стресс [5, с. 91].
Критериями успешной адаптации можно считать внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность), внешнюю адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).
Выделяют следующие факторы, влияющие на адаптацию ребенка: уровень психического и физического развития, состояние его здоровья, возраст, уровень развития навыков самообслуживания, наличие навыков коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, навыков предметной и игровой деятельности; форма воспитания в семье, здоровье родителей [5, с. 43].
Выделяют три степени адаптации.
Легкая адаптация, характеризующаяся минимальными отклонениями в поведении, редкими заболеваниями, временным нарушением сна и аппетита. Возможны небольшие изменения в речевой и игровой активности. Характер же взаимоотношений с взрослыми и двигательная активность практически не изменяются. Длительность легкой адаптации составляет от 5 до 15 дней.
Средняя адаптация характеризуется тем, что отклонения в поведении приобретают выраженный характер, заболеваемость повышается. Нарушения сна, аппетита, речевой и игровой активности выражены более длительно. Также проявляются неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д.). Длительность адаптации средней тяжести может быть до 25 дней.
Тяжелая адаптация чаще всего сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Это выражается в снижении аппетита, резком нарушении сна. Ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии, при тяжелой адаптации, как правило, дети часто болеют [8].
В детском саду с учётом требований ФГОС необходима система по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. Основной целью системы является ранняя социализация детей, которая позволяет обеспечить их успешную адаптацию к детском саду.
Для того чтобы адаптация детей к условиям детского сада прошла как можно легче для детей, требуется слаженная системная и совместная работа воспитателей детского сада и родителей. Правильно организованная работа с родителями в адаптационный период позволяет облегчить адаптацию детей, создать хороший микроклимат в группе, повысить доверие родителей к педагогам дошкольного учреждения [9, с. 13].
Адаптационный период условно можно разделить на три этапа:
I этап – подготовительный. Его следует начинать за 1-2 месяца до поступления ребенка в детский сад. Задача этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. Коррекцию необходимо провести в домашних условиях. Родителям нужно обратить особое внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, который умеет есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным и зависимым от взрослых, а это положительно скажется на его самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний.
II этап – основной. Главная задача – создание положительного образа воспитателя. Родителям необходимо понимать важность этого периода и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения. Педагог, узнавая ребенка со слов родителей, сможет найти к нему подход быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической защиты.
III этап – заключительный, на котором происходит непосредственная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО. Для того чтобы привыкание к детскому саду было максимально безболезненным для ребёнка, необходимо сделать его постепенным [16, с. 143].
Индивидуальный подход к ребенку должен осуществляться за счет:
- ежедневных наблюдений за состоянием здоровья каждого ребенка;
- гибкого режима пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей;
- сохранения в первые 2-3 недели имеющихся у детей привычек, так как резкое разрушение любых привычек осложнит привыкание к новым условиям [19].
Объективные показатели окончания периода адаптации: глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, активное поведение. Для организации успешной адаптации детей раннего возраста воспитателю нужно применять различные приемы и методы работы, такие как показ кукольного или пальчикового театра, игры-забавы, дидактические и подвижные игры, которые способствуют появлению положительных эмоций. Кроме того, целесообразно использование сказок, потешек, стишков, это развивает интеллект и духовные качества ребёнка, а также успокаивает его, способствуя появлению доверительных отношений [3].
Привлекают внимание детей и помогают отвлечься различные шумовые игрушки, водные игры, мыльные пузыри, а также разные виды творческой деятельности. Дети с большим удовольствием принимают образы животных, играя в сказку. Очень хорошо во время игровых сеансов использовать музыкальное сопровождение как терапевтическое средство успокоения. Ежедневное использование пальчиковых игр способствует развитию мыслительной деятельности, памяти и внимания [5, с. 162].
Таким образом, адаптация – это способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Выделяют три степени адаптации: легкая, средняя, тяжелая. Для успешной адаптации ребенка необходима слаженная совместная работа воспитателей и родителей. Адаптационный период условно можно разделить на три этапа: подготовительный, основной, заключительный. В процессе адаптации важен индивидуальный подход воспитателя к каждому ребенку.
2. Возрастные особенности развития детей 3-го года жизни