Файл: Биография Д. Д. Шостаковича 4 2 Особенности творчества Д. Д. Шостаковича 8.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4 Однако 28.01.36 в газете «Правда» появляется статья «Сумбур вместо музыки» об опере (которая уже получила высокую оценку и признание публики), в которой Шостаковича обвиняли в формализме. Статья оказалась результатом непонимания сложных эстетических вопросов, поднимаемых оперой, но в результате имя композитора резко обозначилось в негативном ключе. В этот тяжкий период для него оказалась неоценимой поддержка многих коллег и В. Мейерхольда, который публично заявил, что приветствует Шостаковича словами Пушкина о Баратынском: «Он у нас оригинален – ибо мыслит». (Хотя поддержка Мейерхольда вряд ли могла в те годы быть именно поддержкой. Скорее, она создавала опасность для жизни и творчества композитора.). В довершение ко всему, 6 февраля в этой же газете выходит статья «Балетная фальшь», фактически зачеркивающая балет «Светлый ручей». Из-за этих статей, нанесших жесточайший удар композитору, его деятельность как оперного и балетного композитора завершилась, несмотря на то, что его постоянно пытались заинтересовать различными проектами в течение многих лет.
В симфоническом творчестве (композитором написано 15 симфоний) Шостакович нередко пользуется приемом образной трансформации, основанном на глубоком переосмыслении музыкального тематизма, приобретающем, в результате, множественность значений. О Первой симфонии американский музыкальный журнал в 1939 году писал: - «Это голос нового поколения в музыке и жизни».Эта симфония (дипломная работа) завершила в творческой биографии композитора период ученичества. Вторая симфония – это отражение современной жизни: имеет название «Октябрю», заказана к 10-летию Октябрьской революции агитотделом Музыкального сектора Государственного издательства. Обозначила начало поиска новых путей. Третья симфония отмечена демократичностью, песенностью музыкального языка. Четвертая симфония – симфония-трагедия, знаменующая новый этап в развитии симфонизма Шостаковича. Как и «Катерина Измайлова», она подверглась временному забвению. Композитор отменил премьеру (должна была состояться в 1936), полагая, что она придется «не ко времени».
Лишь в 1962 произведение было исполнено и восторженно принято, несмотря на сложность, остроту содержания и музыкального языка. Г. Хубов (критик) сказал: Пятую симфонию часто сопоставляют с шекспировским типом драматургии, в частности, с «Гамлетом». Сам автор считал, что содержание любой трагедии «должно быть пронизано положительной идеей, подобно, например, жизнеутверждающему пафосу шекспировских трагедий».
Так, о своей Пятой симфонии он говорил: «Тема моей симфонии – становление личности. Именно человека со всеми его переживаниями я видел в центре замысла этого произведения». Поистине знаковой стала Седьмая симфония («Ленинградская»), написанная в блокадном Ленинграде под непосредственным впечатлением от страшных событий Второй мировой войны. 5
По мнению Кусевицкого, его музыка «необъятна и человечна и может сравниться с универсальностью человечности гения Бетховена, родившегося, как и Шостакович, в эпоху мировых потрясений…». Премьера Седьмой симфонии состоялась в осажденном Ленинграде 09.08.42 с трансляцией концерта по радио.
В Девятой симфонии (завершена в 1945) композитор (существует такое мнение) откликнулся на окончание войны. В стремлении избавиться от пережитого, он предпринял попытку обращения к безмятежным и радостным эмоциям. Однако в свете прошлого это уже было невозможным – основную идейную линию неизбежно оттеняют драматические элементы. Симфония № 11, приурочена к 40-летию Октября и «1917 год» симфония № 12. Симфонии Тринадцатая и Четырнадцатая также отмечены особыми жанровыми признаками (черты оратории, влияние оперного театра). Это – многочастные вокально-симфонические циклы, где в полной мере проявилось тяготение к синтезу вокального и симфонического жанров. Симфоническое творчество композитора Шостаковича многопланово. Это и правдивые и глубокие размышления о жизни и смерти, личные высказывания композитора, который мог свободно говорить только на языке музыки.
Четырнадцатая симфония. Это вокально-инструментальное произведение, в котором использованы стихи Ф.Лорки, Г.Аполлинера, В.Кюхельбекера, Р.Рильке. Основная тема симфонии – размышление о смерти и человеке. И хотя сам Дмитрий Дмитриевич на премьере сказал, что это музыка и жизни, но сам музыкальный материал говорит о трагическом пути человека, о смерти. Поистине композитор поднялся здесь до высоты философских размышлений.
Фортепианное творчество Шостаковича Новое стилевое направление в фортепианной музыке ХХ в., отрицая во многом традиции романтизма и импрессионизма, культивировало графичность (порой – нарочитую сухость) изложения, иногда – подчеркнутую остроту и звонкость; особое значение приобретала четкость ритма.6
В его формировании важная роль принадлежит Прокофьеву, и многое характерно для Шостаковича. Например, он широко пользуется различными регистрами, сопоставляет контрастные звучности. Н. Федин отмечает, вспоминая консерваторские годы молодого композитора:«Его музыка разговаривала, болтала, иногда весьма озорно».
Часть своих ранних произведений композитор уничтожил и, за исключением «Фантастических танцев», не опубликовал ни одного из сочинений, написанных до Первой симфонии. «Фантастические танцы» (1926) быстро завоевали популярность и прочно вошли в музыкально-педагогический репертуар. Цикл «Прелюдий» отмечен поисками новых приемов и путей. Музыкальный язык здесь лишен вычурности, нарочитой сложности.
Отдельные черты индивидуального композиторского стиля тесно переплетаются с типично русским мелосом. Характер цикла фортепианных пьес «Афоризмы» (1927), состоящий из пьес, напротив, отмечен камерностью, графичностью изложения.
В 30-е годы появляются 24 прелюдии для фортепиано (1932-1933) и Первый фортепианный концерт (1933) В 1950-51 появляется цикл «24 прелюдии и фуги» напоминающий по своей структуре ХТК Баха. Кроме того, подобных циклов до Шостаковича не создавал ни один из русских композиторов.
Вторая фортепианная соната (ор. 61, 1942) написана под впечатлением смерти Л. Николаева (пианиста, композитора, педагога) и посвящена его памяти; одновременно она отразила события войны. Камерностью отмечен не только жанр, но и драматургия произведения. Камерное творчество Композитором создано 15 квартетов.
К работе над Первым квартетом , по собственному признанию, он приступил «без особых мыслей и чувств». Однако работа Шостаковича не только увлекла, но переросла в замысел создания цикла 24-х квартетов, по одному для каждой тональности.
Рубежным сочинением, завершившим его довоенную линию творчества, стал Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (1940). Это – «царство спокойных размышлений, овеянных лирической поэзией. Здесь – мир высоких мыслей, сдержанных, целомудренно ясных чувств, сочетающихся с праздничным весельем и пасторальными образами» (Л. Данилевич).
Позже композитор такого спокойствия в своем творчестве уже обрести не мог. Так, в Трио памяти Соллертинского воплощены как воспоминания об ушедшем друге, так и мысли обо всех, кто погиб в страшное военное время. Кантатно-ораториальное творчество Шостаковичем создан новый тип оратории, особенности которого заключаются в широком использовании песенных и иных жанров и форм, а также – публицистичности и плакатности. Эти черты воплотила солнечно-светлая оратория «Песнь о лесах», создававшаяся «по горячим следам событий», связанных с активизацией «зеленого строительства» – созданием лесозащитных полос.
Содержание ее раскрывается в 7 частях («Когда окончилась война», «Оденем Родину в леса», «Воспоминание о прошлом», «Пионеры сажают леса», «Сталинградцы выходят вперед», «Будущая прогулка», «Слава»). Близка стилю оратории кантата «Над Родиной нашей солнце сияет» (1952) на сл. Долматовского. И в оратории, и в кантате наблюдается тенденция к синтезу песенно-хоровой и симфонической линий творчества композитора.7
Примерно в этот же период появляется цикл из 10 поэм для смешанного хора без сопровождения на слова революционных поэтов рубежа столетий (1951), являющийся выдающимся образцом революционного эпоса. Цикл – первое произведение в творчестве композитора, где отсутствует инструментальная музыка Киномузыка Киномузыка играет огромную роль в творчестве Шостаковича. Он – один из пионеров этого рода музыкального искусства, реализовавшего его извечное стремление ко всему новому, неизведанному. В то время кино еще было немым, и музыка для кинофильмов рассматривалась как эксперимент.
Пятнадцать симфоний Шостаковича - пятнадцать глав летописи нашего времени. Симфонизм Дмитрия Дмитриевича находился в непрекращающемся движении. От симфонии к симфонии изменяются и структура цикла, и его внутреннее наполнение, смысловое соотношение частей и разделов формы. Вместе с обновлением драматургических закономерностей обновляется образное содержание, интонационный состав тематизма, функции различных музыкально-выразительных средств и приемов. То и другое отражает как изменения в художественном миросозерцании композитора, так и общие процессы социально-исторического и художественного развития. Композитор и время – вот одна из стержневых проблем, возникающих в связи с симфонизмом Шостаковича, ибо симфония была для него областью самых глубоких размышлений о действительности, о человеке.
Шостакович привел советский симфонизм к зрелости, пройдя путь смелых и трудных исканий, откликаясь на «загибы» молодого советского искусства, а затем отвергая их. Выделяя четыре исторически сложившихся типа симфонической драматургии – эпический, героико-драматический, монолого-лирический и юмористический – теоретики отмечают наклонность советской симфонической музыки к смешению всех типов под знаком «олиричивания». В творчестве Шостаковича получили развитие разнообразные типы симфонии - от героико-драматического до эпического и комического, он также реализовал право художника наших дней на трагедию. По охвату жанров и амплитуде содержания его симфоническое творчество поистине универсально. И небывало активно по вторжению в жизнь, по общественному резонансу.
Опорными точками являются 1, 4, 5, 7, 8, 10, 11 симфонии - они близки по концепции (8-я – более грандиозный вариант того, что было в 5-й). Здесь дана драматическая концепция мира. Даже в 6 и 9 симфониях, своеобразных «интермеццо» в творчестве Шостаковича, есть драматические коллизии.
В развитии симфонического творчества Шостаковича можно выделить 3 этапа:
1 – время создания 1-4 симфоний
2 – 5-10 симфонии
3 – 11-15 симфонии.
Первую симфонию девятнадцатилетний автор написал к окончанию Ленинградской консерватории, и она быстро принесла ему мировую славу. Внешне общее строение цикла не противоречило классической традиции, но части традиционного четырехголосного цикла Первой симфонии несут нетрадиционную драматургическую нагрузку. Ее можно отнести к жанру психологической драмы, считать продолжательницей традиций Чайковского. Необычным для данной сферы симфонизма было повышенное значение живописных, «театрализующих» эффектов, «портретная» нагрузка отдельных оркестровых тембров – Шостакович как бы привил чистой симфонии находки симфонизма программного и театрального.8
Вторая симфония – «Октябрю» («симфоническое посвящение») – была написана в 1927 году, к десятилетней годовщине революции. Программа – сюжет ее воспроизводит образную схему, чрезвычайно распространенную в практике массовых театрализованных празднеств первых послереволюционных лет и пролеткультовских спектаклей-митингов: вначале – темный хаос, символизирующий беспросветное прошлое трудящихся, затем – пробуждение протеста, созревание революционной сознательности и, наконец, прославление победы Октября. Шостакович воспользовался сложно-составной одночастной формой с хоровым финалом.
Согласно сюжету, симфония развертывается от сумеречного медленного вступления через несколько контрастных, бурно-энергичных эпизодов к постепенному просветлению и монументальному хоровому финалу на текст А. Безыменского. Вторая симфония Шостаковича полностью лежит в главном русле советского искусства периода 20-х годов - искусства, тянувшегося к значительной гражданской проблематике, - и отражает его исторически неизбежные слабости и противоречия. В этой симфонии достаточно ясно намечается очень важный для будущего пласт интонаций – ораторских, призывных и песенных.
В симфоническом творчестве (композитором написано 15 симфоний) Шостакович нередко пользуется приемом образной трансформации, основанном на глубоком переосмыслении музыкального тематизма, приобретающем, в результате, множественность значений. О Первой симфонии американский музыкальный журнал в 1939 году писал: - «Это голос нового поколения в музыке и жизни».Эта симфония (дипломная работа) завершила в творческой биографии композитора период ученичества. Вторая симфония – это отражение современной жизни: имеет название «Октябрю», заказана к 10-летию Октябрьской революции агитотделом Музыкального сектора Государственного издательства. Обозначила начало поиска новых путей. Третья симфония отмечена демократичностью, песенностью музыкального языка. Четвертая симфония – симфония-трагедия, знаменующая новый этап в развитии симфонизма Шостаковича. Как и «Катерина Измайлова», она подверглась временному забвению. Композитор отменил премьеру (должна была состояться в 1936), полагая, что она придется «не ко времени».
Лишь в 1962 произведение было исполнено и восторженно принято, несмотря на сложность, остроту содержания и музыкального языка. Г. Хубов (критик) сказал: Пятую симфонию часто сопоставляют с шекспировским типом драматургии, в частности, с «Гамлетом». Сам автор считал, что содержание любой трагедии «должно быть пронизано положительной идеей, подобно, например, жизнеутверждающему пафосу шекспировских трагедий».
Так, о своей Пятой симфонии он говорил: «Тема моей симфонии – становление личности. Именно человека со всеми его переживаниями я видел в центре замысла этого произведения». Поистине знаковой стала Седьмая симфония («Ленинградская»), написанная в блокадном Ленинграде под непосредственным впечатлением от страшных событий Второй мировой войны. 5
По мнению Кусевицкого, его музыка «необъятна и человечна и может сравниться с универсальностью человечности гения Бетховена, родившегося, как и Шостакович, в эпоху мировых потрясений…». Премьера Седьмой симфонии состоялась в осажденном Ленинграде 09.08.42 с трансляцией концерта по радио.
В Девятой симфонии (завершена в 1945) композитор (существует такое мнение) откликнулся на окончание войны. В стремлении избавиться от пережитого, он предпринял попытку обращения к безмятежным и радостным эмоциям. Однако в свете прошлого это уже было невозможным – основную идейную линию неизбежно оттеняют драматические элементы. Симфония № 11, приурочена к 40-летию Октября и «1917 год» симфония № 12. Симфонии Тринадцатая и Четырнадцатая также отмечены особыми жанровыми признаками (черты оратории, влияние оперного театра). Это – многочастные вокально-симфонические циклы, где в полной мере проявилось тяготение к синтезу вокального и симфонического жанров. Симфоническое творчество композитора Шостаковича многопланово. Это и правдивые и глубокие размышления о жизни и смерти, личные высказывания композитора, который мог свободно говорить только на языке музыки.
Четырнадцатая симфония. Это вокально-инструментальное произведение, в котором использованы стихи Ф.Лорки, Г.Аполлинера, В.Кюхельбекера, Р.Рильке. Основная тема симфонии – размышление о смерти и человеке. И хотя сам Дмитрий Дмитриевич на премьере сказал, что это музыка и жизни, но сам музыкальный материал говорит о трагическом пути человека, о смерти. Поистине композитор поднялся здесь до высоты философских размышлений.
Фортепианное творчество Шостаковича Новое стилевое направление в фортепианной музыке ХХ в., отрицая во многом традиции романтизма и импрессионизма, культивировало графичность (порой – нарочитую сухость) изложения, иногда – подчеркнутую остроту и звонкость; особое значение приобретала четкость ритма.6
В его формировании важная роль принадлежит Прокофьеву, и многое характерно для Шостаковича. Например, он широко пользуется различными регистрами, сопоставляет контрастные звучности. Н. Федин отмечает, вспоминая консерваторские годы молодого композитора:«Его музыка разговаривала, болтала, иногда весьма озорно».
Часть своих ранних произведений композитор уничтожил и, за исключением «Фантастических танцев», не опубликовал ни одного из сочинений, написанных до Первой симфонии. «Фантастические танцы» (1926) быстро завоевали популярность и прочно вошли в музыкально-педагогический репертуар. Цикл «Прелюдий» отмечен поисками новых приемов и путей. Музыкальный язык здесь лишен вычурности, нарочитой сложности.
Отдельные черты индивидуального композиторского стиля тесно переплетаются с типично русским мелосом. Характер цикла фортепианных пьес «Афоризмы» (1927), состоящий из пьес, напротив, отмечен камерностью, графичностью изложения.
В 30-е годы появляются 24 прелюдии для фортепиано (1932-1933) и Первый фортепианный концерт (1933) В 1950-51 появляется цикл «24 прелюдии и фуги» напоминающий по своей структуре ХТК Баха. Кроме того, подобных циклов до Шостаковича не создавал ни один из русских композиторов.
Вторая фортепианная соната (ор. 61, 1942) написана под впечатлением смерти Л. Николаева (пианиста, композитора, педагога) и посвящена его памяти; одновременно она отразила события войны. Камерностью отмечен не только жанр, но и драматургия произведения. Камерное творчество Композитором создано 15 квартетов.
К работе над Первым квартетом , по собственному признанию, он приступил «без особых мыслей и чувств». Однако работа Шостаковича не только увлекла, но переросла в замысел создания цикла 24-х квартетов, по одному для каждой тональности.
Рубежным сочинением, завершившим его довоенную линию творчества, стал Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (1940). Это – «царство спокойных размышлений, овеянных лирической поэзией. Здесь – мир высоких мыслей, сдержанных, целомудренно ясных чувств, сочетающихся с праздничным весельем и пасторальными образами» (Л. Данилевич).
Позже композитор такого спокойствия в своем творчестве уже обрести не мог. Так, в Трио памяти Соллертинского воплощены как воспоминания об ушедшем друге, так и мысли обо всех, кто погиб в страшное военное время. Кантатно-ораториальное творчество Шостаковичем создан новый тип оратории, особенности которого заключаются в широком использовании песенных и иных жанров и форм, а также – публицистичности и плакатности. Эти черты воплотила солнечно-светлая оратория «Песнь о лесах», создававшаяся «по горячим следам событий», связанных с активизацией «зеленого строительства» – созданием лесозащитных полос.
Содержание ее раскрывается в 7 частях («Когда окончилась война», «Оденем Родину в леса», «Воспоминание о прошлом», «Пионеры сажают леса», «Сталинградцы выходят вперед», «Будущая прогулка», «Слава»). Близка стилю оратории кантата «Над Родиной нашей солнце сияет» (1952) на сл. Долматовского. И в оратории, и в кантате наблюдается тенденция к синтезу песенно-хоровой и симфонической линий творчества композитора.7
Примерно в этот же период появляется цикл из 10 поэм для смешанного хора без сопровождения на слова революционных поэтов рубежа столетий (1951), являющийся выдающимся образцом революционного эпоса. Цикл – первое произведение в творчестве композитора, где отсутствует инструментальная музыка Киномузыка Киномузыка играет огромную роль в творчестве Шостаковича. Он – один из пионеров этого рода музыкального искусства, реализовавшего его извечное стремление ко всему новому, неизведанному. В то время кино еще было немым, и музыка для кинофильмов рассматривалась как эксперимент.
-
Анализ симфонического творчества Д. Д. Шостаковича
2.1 Особенности Д. Д. Шостаковича
Пятнадцать симфоний Шостаковича - пятнадцать глав летописи нашего времени. Симфонизм Дмитрия Дмитриевича находился в непрекращающемся движении. От симфонии к симфонии изменяются и структура цикла, и его внутреннее наполнение, смысловое соотношение частей и разделов формы. Вместе с обновлением драматургических закономерностей обновляется образное содержание, интонационный состав тематизма, функции различных музыкально-выразительных средств и приемов. То и другое отражает как изменения в художественном миросозерцании композитора, так и общие процессы социально-исторического и художественного развития. Композитор и время – вот одна из стержневых проблем, возникающих в связи с симфонизмом Шостаковича, ибо симфония была для него областью самых глубоких размышлений о действительности, о человеке.
Шостакович привел советский симфонизм к зрелости, пройдя путь смелых и трудных исканий, откликаясь на «загибы» молодого советского искусства, а затем отвергая их. Выделяя четыре исторически сложившихся типа симфонической драматургии – эпический, героико-драматический, монолого-лирический и юмористический – теоретики отмечают наклонность советской симфонической музыки к смешению всех типов под знаком «олиричивания». В творчестве Шостаковича получили развитие разнообразные типы симфонии - от героико-драматического до эпического и комического, он также реализовал право художника наших дней на трагедию. По охвату жанров и амплитуде содержания его симфоническое творчество поистине универсально. И небывало активно по вторжению в жизнь, по общественному резонансу.
Опорными точками являются 1, 4, 5, 7, 8, 10, 11 симфонии - они близки по концепции (8-я – более грандиозный вариант того, что было в 5-й). Здесь дана драматическая концепция мира. Даже в 6 и 9 симфониях, своеобразных «интермеццо» в творчестве Шостаковича, есть драматические коллизии.
В развитии симфонического творчества Шостаковича можно выделить 3 этапа:
1 – время создания 1-4 симфоний
2 – 5-10 симфонии
3 – 11-15 симфонии.
Первую симфонию девятнадцатилетний автор написал к окончанию Ленинградской консерватории, и она быстро принесла ему мировую славу. Внешне общее строение цикла не противоречило классической традиции, но части традиционного четырехголосного цикла Первой симфонии несут нетрадиционную драматургическую нагрузку. Ее можно отнести к жанру психологической драмы, считать продолжательницей традиций Чайковского. Необычным для данной сферы симфонизма было повышенное значение живописных, «театрализующих» эффектов, «портретная» нагрузка отдельных оркестровых тембров – Шостакович как бы привил чистой симфонии находки симфонизма программного и театрального.8
Вторая симфония – «Октябрю» («симфоническое посвящение») – была написана в 1927 году, к десятилетней годовщине революции. Программа – сюжет ее воспроизводит образную схему, чрезвычайно распространенную в практике массовых театрализованных празднеств первых послереволюционных лет и пролеткультовских спектаклей-митингов: вначале – темный хаос, символизирующий беспросветное прошлое трудящихся, затем – пробуждение протеста, созревание революционной сознательности и, наконец, прославление победы Октября. Шостакович воспользовался сложно-составной одночастной формой с хоровым финалом.
Согласно сюжету, симфония развертывается от сумеречного медленного вступления через несколько контрастных, бурно-энергичных эпизодов к постепенному просветлению и монументальному хоровому финалу на текст А. Безыменского. Вторая симфония Шостаковича полностью лежит в главном русле советского искусства периода 20-х годов - искусства, тянувшегося к значительной гражданской проблематике, - и отражает его исторически неизбежные слабости и противоречия. В этой симфонии достаточно ясно намечается очень важный для будущего пласт интонаций – ораторских, призывных и песенных.