Файл: Биография Д. Д. Шостаковича 4 2 Особенности творчества Д. Д. Шостаковича 8.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Третья симфония «Первомайская». С предыдущей, в них немало общего: одночастная конструкция с хоровым финалом, сходная «объективированность» содержания, изгнание лирического героя-субъекта, переживающего и наблюдающего события действительности. Но сама программа, идея «Первомайской» открывала доступ свежим, непосредственным впечатлениям от окружающей жизни, зарисовки с натуры, а следовательно, и притоку жанрово-бытовых интонаций.

В этих симфониях композитор обращается к поэзии А. Безыменского и С. Кирсанова, чтобы ярче раскрыть радость революционных празднеств. Это своего рода творческий эксперимент, попытка обновления музыкального языка. 2 и 3 симфонии – наиболее сложные по музыкальному языку и редко исполняемые. Значение для творчества: обращение к «современной программе» открыло путь к поздним симфониям- 11 («1905») и 12, посв. Ленину («1917»).

О творческой зрелости Шостаковича свидетельствуют 4-я (1936) и 5-я (1937) симфонии (идею последней композитор определил как «становление личности» — от сумрачных раздумий через борьбу к итоговому жизнеутверждению).9

4 симфония обнаружила много общего с концепцией, содержанием и масштабами симфоний Малера. В 5 симфонии – Шостакович предстал  зрелым художником, с глубоко самобытным видением мира. Это непрограммное произведение, нет в нем и скрытых заголовков, но «поколение узнало в этой симфонии себя» (Асафьев). Именно 5 симфония дает характерную для Шостаковича модель цикла. Она будет характерна и для 7, 8 симфоний, посвященным трагическим событиям войны.

3 этап – с 11 симфонии. 11-я (1957) и 12-я (1961) симфонии, посвящены Революции 1905 и Октябрьской революции 1917, программные. 11-я симфония, построенная на мелодиях революционных песен, опиралась на опыт музыки к историко-революционным фильмам 30-х гг. и «Десяти поэм» для хора на слова русских революционных поэтов (1951). Программа дополняет основную концепцию историческими параллелями.  Каждая часть имеет свое название. По ним можно ясно представить себе идею и драматургию произведения: "Дворцовая площадь", "9 января", "Вечная память", "Набат". Симфония пронизана интонациями революционных песен: "Слушай", "Арестант", "Вы жертвою пали", "Беснуйтесь, тираны", "Варшавянка". Возникают зримые картины, скрытые сюжетные мотивы. При этом – искусная симфоническая разработка цитат. Целостное симфоническое полотно.

12 симфония – аналогична, посвящена Ленину. Как и в Одиннадцатой, программные наименования частей дают совершенно отчетливое представление о ее содержании: "Революционный Петроград", "Разлив", "Аврора", "Заря человечества". 13 симфония (1962) – Симфония-кантата на текст Евгения Евтушенко: "Бабий Яр", "Юмор", "В магазине", "Страхи" и "Карьера". Написана для необычного состава: симфонического оркестра, хора басов и солиста-баса. Идея симфонии, ее пафос - обличение зла во имя борьбы за правду, за человека.


Поиск синтеза музыки и слова продолжается в 14 симфонии (1969). Это одна из вершин творчества, симфония-кантата в 11 частях. Написана на тексты Федерико Гарсиа Лорки, Гийома Аполлинера, Вильгельма Кюхельбекера, Райнера Марии Рильке. Ей предшествовало создание вокальных циклов. Это произведение, прототипом которого, по признанию автора, были «Песни и пляски смерти» Мусоргского, сконцентрировало трагедийность и проникновенную лирику, гротеск и драматизм.

15-я симфония (1971) замыкает эволюцию позднего симфонизма Шостаковича, отчасти перекликаясь с некоторыми ранними его произведениями. Это вновь чисто инструментальная симфония. Используетсяся современная техника композиции: метод коллажа, монтажа (вариант полистилистики). В ткань симфонии органично включены цитаты из увертюры к «Вильгельму Теллю» Россини (1 часть, СП), мотив судьбы из «Кольца Нибелунга» и лм томления из «Тристана и Изольды» Р. Вагнера (4 ч., вступление и ГП).10

Последние симфонии Прокофьева и Шостаковича – разные, но в примирении, мудром восприятии мира есть нечто общее. Сравнение циклов симфоний. Характерно для стиля Шостаковича – медленные сонатные формы 1-х частей (5, 7 симфонии). Они сочетают динамику сонатной формы и особенности медленных частей: это лирика размышления, философского раздумья. Важен процесс становления мысли. Отсюда – сразу большая роль полифонического изложения: принцип ядра и развертывания в экспозиционных разделах. Экспозиции обычно воплощают стадию созерцания (по триаде Бобровского созерцание-действие-осмысление), образы мира, созидания.

Итак, в системе выразительных средств Шостаковича на разных этапах сдвигалось значение и соотношение ритма и мелоса, тембра и гармонии, фактуры и полифонических приемов. Для раннего периода – наряду с повышенным интересом к тембру, к расширению границ тональности и к линеарной полифонии – характерно выдвижение на первый план фактора ритмического. Во второй и третье симфониях Шостакович пользуется эффектами ритмических ускорений через постепенное уменьшение длительностей, моторными и фоническими нагнетаниями. В последних произведениях, например в Четырнадцатой и Пятнадцатой симфониях, ритмические образования нередко приобретают самостоятельную тематическую функцию. Это связано с изменением самого понимания темы, а также с эволюцией оркестрового письма. Оркестровка симфоний зрелого Шостаковича функциональна и неотделима от общей драматургии темы.



Творчество замечательного советского художника являет собою ценнейший вклад в утверждение и эволюцию симфонии.11

2.2 Творчество Д.Д. Шостаковича в работе с детьми


Знакомство дошкольников с творчеством композитора Д. Д. Шостаковича

Цель:

- Обогащение музыкального опыта детей через слушание музыкальных произведений из альбома Д.Д.Шостаковича «Танцы кукол»

Задачи.

Образовательные:

- Продолжить работу над умением понимать, чувствовать настроение музыки.

- Передавать его в движениях.

- Подбирать соответствующий характеру музыки музыкальный инструмент.

- Продолжить формирование умения различать жанр танца в музыке.

Развивающие:

- Развивать творческую фантазию, воображение.

- Обогащать музыкальные впечатления детей.

- Развивать чувство ритма.

- Развивать умение соотносить настроение музыки с образом куклы.

- Развивать речь детей, слуховое внимание, музыкальную память дошкольников.

Вспомогательные:

- Воспитывать любовь к классической музыке.

Предварительная работа:

- Прослушивание музыкальных произведений Д.Д.Шостаковича из музыкального альбома «Танцы кукол»;

- Разучивание музыкально-ритмических движений;

- Игра на детских музыкальных инструментах;

- Рассматривание портрета композитора.

Оборудование, атрибуты:

Портрет композитора Д.Д.Шостаковича, иллюстрация «Шарманщик». Шесть кукол, Петрушка. На столе детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, металлофоны, маракасы, бубны.

Ход занятия:

(Дети входят в зал под музыку «Романс» Д.Д.Шостаковича. Рассаживаются на стульчики.)


Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята. Что необычного вы заметили в зале?

(Дети обращают внимание на кукол).

- Да, сегодня к нам в гости пришли куклы. Давайте подойдем поближе и рассмотрим их.

(Звучит «Романс» Д.Д.Шостаковича.)

На фоне музыки педагог рассказывает: Чтобы порадовать детей, взрослые всегда делали игрушки, в том числе и кукол.

Их делали из тряпочек, глины, дерева, соломы, бумаги. Сейчас куклы современные, фарфоровые, в модных платьях… А тогда куклы были попроще. О куклах написано много и стихов, и песен, и сказок, и музыки. Вот и этот замечательный композитор (показываю портрет) посвятил целый музыкальный альбом куклам.

Назовите, пожалуйста, имя этого композитора. (Дети отвечают)


Сегодня мы будем слушать произведения из этого альбома. А куклы помогут нам лучше понять настроение, характер музыки Д.Д.Шостаковича.

Давайте сейчас прослушаем пьесу и попробуйте определить, какой характер у музыки, какое настроение? Как называется это произведение?

(Дети слушают «Лирический вальс» и определяют характер и настроение музыки.)


Музыкальный руководитель: Ребята, а какая из этих кукол могла бы станцевать этот вальс?

(Ребенок выбирает куклу и объясняет, почему он выбрал именно эту куклу).

- Давайте, мы сейчас превратимся в волшебных кукол и станцуем «Лирический вальс! Мальчики, приглашайте своих девочек-«кукол»!

(Дети исполняют вальс парами)

Музыкальный руководитель: А вот и еще одно произведение Д.Д.Шостаковича из альбома «Танцы кукол». Послушайте его, скажите, как оно называется и подумайте, в каком характере написана эта пьеса.

(Звучит «Танец» Д.Д.Шостаковича.)


- Какую куклу вы выберете для этого танца?

(Дети выбирают Петрушку и объясняют свой выбор)

- Конечно, музыка напоминает ярмарочное гулянье. На ярмарке народ веселился, игра, и без Петрушки ни одно гулянье не обходилось.

- Теперь мы подойдем к нашим куклам и придумаем им имена. Только вы не просто имя называйте, а прохлопайте его.12

Ритмическая игра «Придумай имя»

Музыкальный руководитель: Ребята, у меня в детстве была любимая игрушка. Я очень любила играть с нею, слушать ее. Может быть, благодаря этой игрушке, я и стала музыкантом. А вот что это за игрушка, вам подскажет музыка.

(Звучит пьеса «Шарманка» Д.Д.Шостаковича).

Музыкальный руководитель: Как называется эта пьеса? А что такое шарманка? (показ иллюстрации «Шарманщик»).

- Как звучит музыка у Д.Д.Шостаковича в этой пьесе? А какой танец играет шарманщик? (польку).

- Как вы определили, что это полька? (Дети отвечают на вопросы).

- Ребята, вы, наверно, уже обратили внимание на музыкальные инструменты, которые лежат на столе? Вспомните, как они называются? (Дети отвечают)


- Подумайте, звучание каких инструментов может украсить это произведение?

Теперь возьмем инструменты и попробуем сыграть пьесу «Шарманка» все вместе. Как называется ваш состав? (оркестр)

- А кто руководит оркестром? (дирижер)


- Сегодня нашим дирижером будет (имя ребенка)

(Дети играют на музыкальных инструментах).

- Молодцы, вы все запомнили. Я очень надеюсь, что музыка великих композиторов будет всегда рядом с вами. А закончим нашу встречу песней «Мир музыки».

Заключение


Дмитрий Дмитриевич Шостакович, (1906–1975)Шостакович — явление уникальное в истории мировой культуры. В его творчестве, как ни у какого другого художника, отразилась наша сложная, жестокая, подчас фантасмагорическая эпоха; противоречивая и трагическая судьба человечества; нашли воплощение те потрясения, которые выпали на долю его современников. Все беды, все страдания, перенесенные нашей страной в XX веке, он пропустил через свое сердце и воплотил в произведениях высочайшего художественного достоинства.

Мало кто из его современников, да и вообще композиторов любого времени был так признан и прославлен при жизни, как он. Зарубежные награды и дипломы были бесспорными — а он был почетным членом Шведской королевской академии, членом-корреспондентом академии искусств ГДР (Восточная Германия), почетным членом национальной итальянской академии «Санта Чечилия», командором французского ордена искусств и литературы, членом Английской королевской музыкальной академии, почетным доктором Оксфордского университета, лауреатом международной премии имени Сибелиуса, почетным членом Сербской академии искусств, членом-корреспондентом Баварской академии изящных искусств, почетным доктором Тринити-колледжа (Ирландия), почетным доктором Северо-западного университета (Эванстон, США), иностранным членом Французской академии изящных искусств, был награжден Золотой медалью Английского королевского общества, орденом Большой почетный серебряный знак — за заслуги перед Австрийской республикой, «Памятной медалью Моцарта».

Список использованных источников


  1. Бергер Л. О выразительности музыки Шостаковича / Л. О. Бергер // Черты стиля Шостаковича. М., 2020.- №8.- С. 11-17

  2. Бобровский В. Эволюция тематизма Шостаковича» / В.Бобровский // Статьи. Исследования. М.: Советский композитор, 2017.- 109 с.

  3. Долинская Е. Б. История современной отечественной музыки. Учебное пособие / Е. Б. Долинская. - М.: Музыка, 2019.- 200 с.

  4. Лейе Т. Д. Д. Шостакович / Т. Лейе// Отечественная музыкальная литература / Ред.-сост. Е. Дурандина.- М.: Музыка, 2019.- 70 с.

  5. Козинцев Г. М. О Д. Д. Шостаковиче / Г. М. Козинцев.-Л.: Искусство, 2018.- 155 с.

  6. Келдыш Ю. В. Итоги развития советской музыки в 30-х годах / Ю. В. Келдыш.- М.: Проспект, 2020.- 300 с.

  7. Кабалевский Д. Б. Несколько слов о Дмитрии Шостаковиче / Д. Б. Кабалевский.-М.: Сов. Композитор, 2017.- 85 с.

  8. Мазель Л. А. Раздумья об историческом месте творчества Шостаковича / Л. А. Мазель.- М.: Сов. композитор, 2019.- 274 с.

  9. Мравинский Е. А. Тридцать лет с музыкой Шостаковича / Е. А. Мраванский.- М.: Проспект, 2019.- 300 с.

  10. Серебрякова Г. И. О других и о себе / Г. И. Серебрякова.- М.: Знание, 2021.- 100 с.

  11. Соллертинский И. И. Музыкально-исторические этюды / И. И. Соллертинский.- М.: Зерцало, 2018.- 200 с.

  12. Хентова С.  Д. Шостакович. Жизнь и творчество: Монография. В 2-х книгах, книга / С. Хентова.- М.: Проспект, 2018.- 60 с.

  13. https://pedsovet.su/load/257-1-0-37771 (дата обращения 11.11.2022 г.)

  14. https://www.art-talant.org/publikacii/60011-znakomstvo-doshkolynikov-s-tvorchestvom-kompozitora-ddshostakovicha (дата обращения 11.11.2022 г.)

  15. https://multiurok.ru/files/statia-d-d-shostakovich-muzyka-dlia-detei-i-iunosh.html (дата обращения 11.11.2022 г.)

  16. https://infourok.ru/ispolnyaya-d-shostakovicha-iz-opyta-raboty-nad-fortepiannymi-proizvedeniya-kompozitora-v-mladshih-klassah-dmsh-4099457.html (дата обращения 11.11.2022 г.)

  17. https://dzen.ru/media/vtbstrana/dmitrii-shostakovich--muzykalnyi-nerv-xx-veka-60c9f4608ac99c48386cad73 (дата обращения 11.11.2022 г.)

  18. https://dshi-abatsk.tmn.muzkult.ru/media/2020/04/07/1252046236/Shostakovich.pdf (дата обращения 11.11.2022 г.)

  19. http://www.xliby.ru/kulturologija/111_simfonii/p28.php (дата обращения 11.11.2022 г.)

  20. https://www.informio.ru/publications/id2830/Simfonizm-D-SHostakovicha(дата обращения 11.11.2022 г.)