ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема детских занятий
В беседе с детьми придумайте совместно рассказ о том, что заповеди значат в нашей
жизни. Начните рассказ про мальчика или девочку, которые, например, видят, как кто-то
потерял кошелек или другую вещь. Дайте кому-нибудь из детей продолжить рассказ, далее
следующему… Из детских рассказов будет ясно, насколько они поняли смысл заповедей.
Урок 7-й. Первый храм
Для этого урока желательно иметь иллюстрацию, изображающую Ветхозаветную скинию,
или, если нет иллюстрации, мелом нарисовать план скинии.
Кто помнит, о чем мы говорили на прошлом уроке?
Дать детям вспомнить основные моменты предыдущего урока: то, как Бог дал людям ДЕСЯТЬ
ЗАПОВЕДЕЙ.
Как вы помните, милые дети, израильтяне остановились у горы Синай, где они через пророка
Моисея получили 10 заповедей, которые мы все должны стараться исполнять.
Произошло еще одно очень важное событие, пока израильтяне путешествовали по пустыне.
Впервые люди устроили церковь, храм, чтобы в нем собираться и молиться Богу.
А произошло это так. На горе Синай Бог сказал Моисею:
— Построй Мне храм, Я хочу быть среди вас!
И Моисей велел искусным мастерам построить СКИНИЮ, церковь, в виде палатки, устроенную из дорогих тканей, привешенных к столбам. Израильтяне все время переходили с одного места на другое, и им нужно было разбирать скинию и переносить на новое место.
В скинии был ДВОР, где стоял народ, там находились жертвенник, на котором приносили жертвы, и медная умывальница. Второе отделение называлось СВЯТИЛИЩЕ, куда входили только священники. Там стоял алтарь кадильный — стол, на котором священники зажигали огонь, от которого шел душистый дым. А в третье отделение — СВЯТОЕ СВЯТЫХ мог войти только первосвященник (старший священник) один раз в год. В нем хранился ковчег завета —
обложенный золотом ящик, в котором лежали каменные скрижали с 10-ю заповедями, чаша с
манною (манна была пищей, которую Бог послал израильтянам, когда они шли по пустыне) и
жезл Ааронов.
Так первый раз люди устроили ХРАМ, в котором они молились Богу. Скиния явила собой прообраз Церкви Христовой, о которой у нас пойдет рассказ на следующем уроке.
Тема детских занятий
Попросите детей нарисовать кадильницу с дымом.
Урок 8-й. Наш храм
В прошлый раз мы говорили о том, как люди в первый раз построили скинию. Вспомните с
детьми рассказанное.
История Ветхого Завета сменилась Новым Заветом. И верующие во Христа строят храмы и собираются в них, чтобы молиться Богу.
Храм — это особый дом, в котором мы собираемся как Божия семья, чтобы молиться Богу. Кто из вас бывал в храме, ходил в церковь? Как можно догадаться, что перед нами не просто дом, в котором живут люди, а храм, церковь, Божий дом?
(Помогите детям вспомнить внешний вид храма или храмов, которые они знают.)
Снаружи храм отличается от обыкновенного здания тем, что над храмом возвышается купол,
изображающий небо. Купол заканчивается вверху главою, на которой ставится крест. Над входом в храм строится колокольня, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон созывает людей, которые любят Бога, на молитву.
Здания храмов бывают особенной формы — или креста, потому что верующие во Христа получили спасение через Крест Христов, или в форме корабля, потому что церковь подобна кораблю, на котором можно переплыть все море жизни, — так люди плыли на ковчеге, о котором вы знаете. Иногда бывают храмы в форме круга, напоминающие нам, что жизни с
Богом нет конца.
Внутри православный храм разделяется на части: 1) притвор, 2) храм, где стоят молящиеся и
3) алтарь (передняя часть), где служат священники. Алтарь отделяется от храма иконостасом,
состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат; средние врата называются
царскими, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, проходит в святых дарах (об этом мы будем говорить на следующих уроках). Поэтому через царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей.
Тема детских занятий
Сделайте вместе с детьми плакат из открыток с рисунками православных церквей.
Урок 9-й. Что мы видим в храме?
В прошлый раз мы говорили о том, как выглядит православный храм, каковы его отличительные особенности.
Давайте вспомним сегодня, что мы видим, когда входим в православный храм?
(Желательно записывать те предметы, которые дети называют.)
ИКОНЫ. В церкви много-много икон, образов (картин), на которых изображены Иисус Христос,
Божия Матерь, ангелы, святые.
Сам Спаситель, Иисус Христос дал нам Свое изображение. Умывшись, Он отер пречистый лик
Свой полотенцем и чудесно изобразил его на этом полотенце для больного князя Авгаря. Когда князь помолился перед этим нерукотворным изображением (образом) Спасителя, то исцелился от болезни своей.
А кто такие святые? Святые — это такие люди, которые очень любили Бога и угодили Богу своею праведною жизнью. Можно сказать, что святые — это друзья Господа Бога. Они молятся о нас Богу, помогая нам, живущим на земле.
А самая великая святая, самая близкая Богу?.. Ну, конечно, Мать Господа Иисуса Христа —
Матерь Божия. И в церкви мы всегда видим особенно много икон Божией Матери. Ради Ее материнской любви и Ее молитв, Бог много нам прощает и во многом помогает.
Иногда на иконах изображают какое-нибудь событие — как родился Иисус Христос, как Он помогал разным людям.
(Если большинству детей знаком один определенный храм, хорошо рассказать детям про
храмовую икону, на которой изображен святой или событие, в честь которого построен
этот храм.)
СВЕЧИ. Мы видим в храме много горящих свечей. Перед иконами стоят подсвечники с горящими свечами. Приходя в церковь, у входа, люди покупают свечи и потом ставят их зажженными перед иконой. Почему они это делают? Огонек свечи тянется вверх, и горящая свеча перед иконой — наша молитва, которая тянется к Богу. Каждая зажженная свеча — это молитва какого-нибудь человека.
Когда в храме открыты царские врата, мы видим алтарь.
АЛТАРЬ — самое святое место в храме, и входить туда могут священники и их помощники,
когда они служат. В алтаре находится ПРЕСТОЛ. Это стол, на котором лежит большая, красиво украшенная книга —
ЕВАНГЕЛИЕ, КРЕСТ и особенный, обыкновенно в форме маленькой церкви, ящичек или шкафчик — ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА, в которой хранится причастие для больных, которые не могут прийти в церковь. На престоле находится АНТИМИНС, то есть шелковый платок со священным изображением Иисуса Христа, полагаемого во гроб, и обязательно с зашитой на другой его стороне частицею мощей какого-либо святого. Без антиминса нельзя совершать
Божественной Литургии.
Что еще мы видим в храме?
Тема детских занятий
Запишите на доске наиболее существенные предметы церковной утвари, которые дети
будут вспоминать, и простыми словами объясните их значение. Детям можно дать
прилагаемую картинку для вырезания и наклеивания.
Урок 10-й. Церковные молитвы
В прошлый раз мы говорили о том, что мы видим в храме: иконы, горящие свечи, алтарь,
престол в алтаре и то, что лежит на престоле.
А что мы делаем в церкви?
Мы молимся Богу. А что такое молитва?
МОЛИТВА есть наша беседа, наш разговор с Богом. Молитва — это, когда мы думаем о Боге,
когда мы любим Бога. В молитве мы становимся ближе к Богу, благодарим Его и просим помочь нам.
А без молитвы человек перестает любить Бога, забывает о нем, то есть совершает грех.
В церкви мы слышим слова, которыми можно молиться:
СЛАВА ТЕБЕ, ГОСПОДИ, СЛАВА ТЕБЕ.
Это значит, что мы хвалим, "славим" Бога.
ТЕБЕ ПОЕМ, ТЕБЕ БЛАГОСЛОВИМ, ТЕБЕ БЛАГОДАРИМ ГОСПОДИ, И МОЛИМ ТИ СЯ БОЖЕ
НАШ.
Когда мы слышим, как поют эту молитву, мы можем подумать обо всем, за что мы можем благодарить Бога и славить Его. ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ...
Это значит, что мы просим Бога помочь нам, защитить нас.
И, наконец, мы слышим, как поют ПОДАЙ, ГОСПОДИ. Это значит "Дай нам, Господи, все, что нам нужно".
Кто-нибудь из вас помнит слова, которые говорит батюшка или поет хор?
Не надо смущаться, если дети вспомнят слова или искаженные, или не имеющие
отношения к богослужению. Цель беседы — обратить внимание детей на те слова
богослужения, смысл которых им ясен.
Тема детских занятий
Попросите детей приготовить карточки с простейшими церковными молитвами: "Господи,
помилуй", "Подай, Господи", "Аминь" и т.п.
Урок 11-й. Господь Иисус Христос
Этот урок хорошо провести перед Рождеством Христовым. По усмотрению преподавателя
можно провести урок в два занятия.
Мы уже много раз говорили о том, что мы видим в церкви и слышим там. Мы знаем и видели,
что на главном месте в церкви — икона Господа Иисуса Христа. Вот о Нем мы и будем говорить сегодня.
Вы уже слышали рассказ о том, как Бог сотворил мир, как Он сотворил первого человека,
Адама, чтобы ему счастливо жить в этом чудном прекрасном мире. Но Адам не послушался
Бога — согрешил, и на земле началась трудная жизнь. Люди часто нарушали заповеди Бога,
делали много плохого, и не мог Бог исправить их. Бог посылал и учителей, и пророков, и святых. Но так мало людей слушали их! Зло все больше и больше распространялось в мире.
Сами люди, своими силами, уже не могли победить зло. Бог любил людей и хотел их исправить.
Он послал на землю Сына Своего, Иисуса Христа, жить с нами, чтобы научить нас правильно веровать в Бога и спасти от власти греха и вечной смерти.
Вот о том, как родился на земле Сын Божий Иисус Христос, я вам сегодня расскажу. Это было две тысячи лет тому назад.
Когда приблизилось время родиться Спасителю Мира, в галилейском городе Назарете жил
Иоаким с женою своею Анною, известные не царским происхождением, а смирением и милосердием. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и к людям. Они дожили до глубокой старости, а детей не имели. И вот за их терпение, веру и любовь к Богу и друг к другу
Господь послал Иоакиму и Анне великую радость. Под конец их жизни у них родилась дочь. По указанию Ангела Божия ей было дано имя Мария, что значит по-еврейски "Госпожа,
Надежда". Когда Марии исполнилось три года, Ее повели в храм иерусалимский для посвящения Богу. При храме Божием Мария жила до четырнадцати лет и выросла во всем покорной Богу, необычайно скромной и трудолюбивой. К этому времени родители Марии умерли, и о Ней стал заботиться дальний родственник, старый Иосиф, Ее обручник. И вот Бог послал Ангела Гавриила в Назарет к Марии. Ангел вошел к ней и сказал: "Радуйся
Благодатная! Господь с Тобою, благословенна ты между женами".
Мария смутилась от этих слов и размышляла, что бы они значили. Ангел сказал ей: "Не бойся,
Мария. У Тебя родится Сын, и ты дашь Ему имя Иисус. Он будет велик, потому что Он Сын
Божий".
Мария в недоумении спросила Ангела: "Как же это будет, ведь у меня нет мужа?" Ангел ответил: "Богу все возможно". Мария со смирением отвечала: "Я раба Господня. Да будет все,
что ты сказал". И Ангел отошел, а Мария стала ожидать рождения Сына.
В то время вышло от римского императора Августа повеление сделать перепись по всей земле
(сосчитать всех людей, которые жили в царстве), и каждый человек должен был записаться там, откуда он родом (где жили его предки). Иосиф и Мария происходили из рода Давидова, и потому направились из Назарета в город Давидов Вифлеем. Когда они пришли туда, поздно вечером, в гостинице не было места, и Иосиф с Марией остались ночевать в пещере, в загоне для скота. Был теплый и тихий вечер. Там родила Мария Сына своего, спеленала Его и положила в ясли, в кормушку для скота.
Вифлеемские пастухи первые узнали о рождении Спасителя. В эту ночь, недалеко от пещеры, в поле, пастухи сторожили свои стада. Вдруг перед ними, в ярком свете, явился Ангел, и они очень испугались. Ангел сказал им: "Не бойтесь! Я принес вам великую радость: сегодня в
Вифлееме родился Спаситель, который есть Христос Господь. Вам нетрудно будет найти Его.
Он лежит в яслях, в загоне для скота, завернут в пеленах".
Внезапно появилось на небе много-много других Ангелов. Они славили Бога и пели: "Слава в вышних Богу и на земле мир и в человеках благоволение".
Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: "Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь". И, поспешив, они пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
Они поклонились Ему и рассказали Марии и Иосифу все, что Ангел Божий им открыл о
Младенце. Потом они вернулись к своим стадам, воспевая и хваля Бога за все, что видели и слышали.
А через некоторое время после рождения Младенца Иисуса в Вифлеем пришли восточные мудрецы. Они долгое время изучали звезды на небе, и, когда вдруг появилась новая, совсем особенная звезда, они поняли, что произошло необыкновенное событие, описанное в древних книгах, и пошли искать Его, а звезда указывала им дорогу. Они нашли Марию с Младенцем,
поклонились Ему падши, то есть не простым поклонением, но подобающим Богу, и принесли
Ему богатые дары. А Мария сохранила глубоко в сердце своем все, что случилось.
И с тех пор, вот уже почти две тысячи лет мы вспоминаем Рождество Христово, празднуем его и радуемся ему. В честь Рождества Христова люди стали устраивать рождественские елки,
дарить друг другу подарки и, конечно, торжественно праздновать его в церкви.
Тема детских занятий
Можно сделать с детьми плакат на тему РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО (см. прилагаемую
иллюстрацию).
Урок 12-й. Сретение
Как вступление к уроку можно рассмотреть с детьми сделанный на предыдущем уроке
плакат.
Мария и старец Иосиф очень заботились о Младенце Иисусе Христе. Когда Младенцу было 40
дней, они понесли Его в храм в городе Иерусалиме, чтобы поблагодарить Бога за Его рождение. В те времена люди приносили в церковь в знак благодарности жертву — дар Богу.
Мария и Иосиф были бедны, и они смогли принести только очень скромный подарок — пару птичек-голубей.
В то время в Иерусалиме жил очень хороший и очень старый человек. Его звали Симеон. Бог открыл ему, что он не умрет, пока не увидит Спасителя, Христа Господня. Симеон долго ждал исполнения обещания Божия. В день, когда Мария и Иосиф принесли Младенца Иисуса
Христа, Симеон по внушению Духа Святого пришел в храм. И там он встретил (сретение значит встреча) Марию и Иосифа с Младенцем. Симеон взял младенца на руки, восхвалил Бога и сказал: "Теперь, Господи, я могу спокойно умереть, потому что я увидел Спасителя!".
В Иерусалиме жила очень старая женщина Анна, которая все время проводила в молитве. Она тоже пришла в храм и узнала Спасителя, и прославляла Его.
Так первые узнали Спасителя очень старые люди, и встретили они Его в храме, который они так любили и где проводили так много времени в молитве.
И у нас в Церкви сохранился обычай приносить в храм младенца через некоторое время после того, как его крестили. Мать входит в церковь с младенцем на руках. Батюшка подходит к ней,
берет на руки младенца, несет его к алтарю, молится над ним, чтобы он вырос хорошим и любил Бога, и потом отдает его матери.
Видел ли кто-нибудь из вас, как "воцерковляют младенца"? (Вызвать детей на рассказы об
этом.)
Тема детских занятий
Можно дать детям раскрасить картинки Сретения и воцерковления.
Урок 13-й. Праздник Крещения Господня – Богоявление
За Рождеством Христовым следует другой большой праздник — Крещение Господне. Вот об этом празднике мы сегодня и поговорим.
Когда Иисус Христос стал взрослым, в стране, где Он жил, появился святой человек, которого звали Иоанн. Иоанн с юных лет жил в пустыне, много постился и молился. Господь повелел ему идти в долину реки Иордан и рассказать людям о том, что среди них скоро появится
Спаситель и все должны покаяться и креститься. Он учил людей, наставлял их быть добрыми,
никого не обижать, никого не обманывать. Люди слушали его и в знак того, что они хотят очиститься от всего плохого и начать жить, как велит Бог, — крестились: входили в воду реки
Иордан, и Иоанн клал руку свою на голову каждого крещаемого и молился над ним.
И вот, в один день, к Иоанну пришел Иисус Христос и сказал, что хочет у него креститься.
Иоанн же удерживал Его и говорил: "Я должен креститься у Тебя, а не Ты у меня". Иоанн был святой и поэтому знал, что Иисус Христос не простой человек, а Сын Божий. Но Иисус Христос ответил: "Оставь теперь. Я должен исполнить всякую правду, исполнить все, как записано в
Законе Божием, и показать пример людям".Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа.
И когда Иисус Христос крестился, открылось Ему небо, и Иоанн увидел Духа Божия, который в виде голубя спускался на Иисуса Христа, и с неба был слышен голос Бога Отца: "ЭТО СЫН
МОЙ ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ, НА КОТОРОМ МОЕ БЛАГОВОЛЕНИЕ" (Которого Я люблю).
Так начал Иисус Христос делать то, для чего Он родился.
Каждый год мы вспоминаем этот праздник в Церкви. После Литургии (обедни) батюшка идет с крестным ходом, освящает воду в реке, в море, на озере. Потом он благословляет людей и кропит их святой водой. Вода есть во всем, что живет, и в этот праздник освящается вся природа, все живое.
Каждого человека, когда он делается православным христианином, — крестят. Обыкновенно крестят маленьких детей, чтобы легче было им вырасти хорошими (но иногда крестятся и
В беседе с детьми придумайте совместно рассказ о том, что заповеди значат в нашей
жизни. Начните рассказ про мальчика или девочку, которые, например, видят, как кто-то
потерял кошелек или другую вещь. Дайте кому-нибудь из детей продолжить рассказ, далее
следующему… Из детских рассказов будет ясно, насколько они поняли смысл заповедей.
Урок 7-й. Первый храм
Для этого урока желательно иметь иллюстрацию, изображающую Ветхозаветную скинию,
или, если нет иллюстрации, мелом нарисовать план скинии.
Кто помнит, о чем мы говорили на прошлом уроке?
Дать детям вспомнить основные моменты предыдущего урока: то, как Бог дал людям ДЕСЯТЬ
ЗАПОВЕДЕЙ.
Как вы помните, милые дети, израильтяне остановились у горы Синай, где они через пророка
Моисея получили 10 заповедей, которые мы все должны стараться исполнять.
Произошло еще одно очень важное событие, пока израильтяне путешествовали по пустыне.
Впервые люди устроили церковь, храм, чтобы в нем собираться и молиться Богу.
А произошло это так. На горе Синай Бог сказал Моисею:
— Построй Мне храм, Я хочу быть среди вас!
И Моисей велел искусным мастерам построить СКИНИЮ, церковь, в виде палатки, устроенную из дорогих тканей, привешенных к столбам. Израильтяне все время переходили с одного места на другое, и им нужно было разбирать скинию и переносить на новое место.
В скинии был ДВОР, где стоял народ, там находились жертвенник, на котором приносили жертвы, и медная умывальница. Второе отделение называлось СВЯТИЛИЩЕ, куда входили только священники. Там стоял алтарь кадильный — стол, на котором священники зажигали огонь, от которого шел душистый дым. А в третье отделение — СВЯТОЕ СВЯТЫХ мог войти только первосвященник (старший священник) один раз в год. В нем хранился ковчег завета —
обложенный золотом ящик, в котором лежали каменные скрижали с 10-ю заповедями, чаша с
манною (манна была пищей, которую Бог послал израильтянам, когда они шли по пустыне) и
жезл Ааронов.
Так первый раз люди устроили ХРАМ, в котором они молились Богу. Скиния явила собой прообраз Церкви Христовой, о которой у нас пойдет рассказ на следующем уроке.
Тема детских занятий
Попросите детей нарисовать кадильницу с дымом.
Урок 8-й. Наш храм
В прошлый раз мы говорили о том, как люди в первый раз построили скинию. Вспомните с
детьми рассказанное.
История Ветхого Завета сменилась Новым Заветом. И верующие во Христа строят храмы и собираются в них, чтобы молиться Богу.
Храм — это особый дом, в котором мы собираемся как Божия семья, чтобы молиться Богу. Кто из вас бывал в храме, ходил в церковь? Как можно догадаться, что перед нами не просто дом, в котором живут люди, а храм, церковь, Божий дом?
(Помогите детям вспомнить внешний вид храма или храмов, которые они знают.)
Снаружи храм отличается от обыкновенного здания тем, что над храмом возвышается купол,
изображающий небо. Купол заканчивается вверху главою, на которой ставится крест. Над входом в храм строится колокольня, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон созывает людей, которые любят Бога, на молитву.
Здания храмов бывают особенной формы — или креста, потому что верующие во Христа получили спасение через Крест Христов, или в форме корабля, потому что церковь подобна кораблю, на котором можно переплыть все море жизни, — так люди плыли на ковчеге, о котором вы знаете. Иногда бывают храмы в форме круга, напоминающие нам, что жизни с
Богом нет конца.
Внутри православный храм разделяется на части: 1) притвор, 2) храм, где стоят молящиеся и
3) алтарь (передняя часть), где служат священники. Алтарь отделяется от храма иконостасом,
состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат; средние врата называются
царскими, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, проходит в святых дарах (об этом мы будем говорить на следующих уроках). Поэтому через царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей.
Тема детских занятий
Сделайте вместе с детьми плакат из открыток с рисунками православных церквей.
Урок 9-й. Что мы видим в храме?
В прошлый раз мы говорили о том, как выглядит православный храм, каковы его отличительные особенности.
Давайте вспомним сегодня, что мы видим, когда входим в православный храм?
(Желательно записывать те предметы, которые дети называют.)
ИКОНЫ. В церкви много-много икон, образов (картин), на которых изображены Иисус Христос,
Божия Матерь, ангелы, святые.
Сам Спаситель, Иисус Христос дал нам Свое изображение. Умывшись, Он отер пречистый лик
Свой полотенцем и чудесно изобразил его на этом полотенце для больного князя Авгаря. Когда князь помолился перед этим нерукотворным изображением (образом) Спасителя, то исцелился от болезни своей.
А кто такие святые? Святые — это такие люди, которые очень любили Бога и угодили Богу своею праведною жизнью. Можно сказать, что святые — это друзья Господа Бога. Они молятся о нас Богу, помогая нам, живущим на земле.
А самая великая святая, самая близкая Богу?.. Ну, конечно, Мать Господа Иисуса Христа —
Матерь Божия. И в церкви мы всегда видим особенно много икон Божией Матери. Ради Ее материнской любви и Ее молитв, Бог много нам прощает и во многом помогает.
Иногда на иконах изображают какое-нибудь событие — как родился Иисус Христос, как Он помогал разным людям.
(Если большинству детей знаком один определенный храм, хорошо рассказать детям про
храмовую икону, на которой изображен святой или событие, в честь которого построен
этот храм.)
СВЕЧИ. Мы видим в храме много горящих свечей. Перед иконами стоят подсвечники с горящими свечами. Приходя в церковь, у входа, люди покупают свечи и потом ставят их зажженными перед иконой. Почему они это делают? Огонек свечи тянется вверх, и горящая свеча перед иконой — наша молитва, которая тянется к Богу. Каждая зажженная свеча — это молитва какого-нибудь человека.
Когда в храме открыты царские врата, мы видим алтарь.
АЛТАРЬ — самое святое место в храме, и входить туда могут священники и их помощники,
когда они служат. В алтаре находится ПРЕСТОЛ. Это стол, на котором лежит большая, красиво украшенная книга —
ЕВАНГЕЛИЕ, КРЕСТ и особенный, обыкновенно в форме маленькой церкви, ящичек или шкафчик — ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА, в которой хранится причастие для больных, которые не могут прийти в церковь. На престоле находится АНТИМИНС, то есть шелковый платок со священным изображением Иисуса Христа, полагаемого во гроб, и обязательно с зашитой на другой его стороне частицею мощей какого-либо святого. Без антиминса нельзя совершать
Божественной Литургии.
Что еще мы видим в храме?
Тема детских занятий
Запишите на доске наиболее существенные предметы церковной утвари, которые дети
будут вспоминать, и простыми словами объясните их значение. Детям можно дать
прилагаемую картинку для вырезания и наклеивания.
Урок 10-й. Церковные молитвы
В прошлый раз мы говорили о том, что мы видим в храме: иконы, горящие свечи, алтарь,
престол в алтаре и то, что лежит на престоле.
А что мы делаем в церкви?
Мы молимся Богу. А что такое молитва?
МОЛИТВА есть наша беседа, наш разговор с Богом. Молитва — это, когда мы думаем о Боге,
когда мы любим Бога. В молитве мы становимся ближе к Богу, благодарим Его и просим помочь нам.
А без молитвы человек перестает любить Бога, забывает о нем, то есть совершает грех.
В церкви мы слышим слова, которыми можно молиться:
СЛАВА ТЕБЕ, ГОСПОДИ, СЛАВА ТЕБЕ.
Это значит, что мы хвалим, "славим" Бога.
ТЕБЕ ПОЕМ, ТЕБЕ БЛАГОСЛОВИМ, ТЕБЕ БЛАГОДАРИМ ГОСПОДИ, И МОЛИМ ТИ СЯ БОЖЕ
НАШ.
Когда мы слышим, как поют эту молитву, мы можем подумать обо всем, за что мы можем благодарить Бога и славить Его. ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ...
Это значит, что мы просим Бога помочь нам, защитить нас.
И, наконец, мы слышим, как поют ПОДАЙ, ГОСПОДИ. Это значит "Дай нам, Господи, все, что нам нужно".
Кто-нибудь из вас помнит слова, которые говорит батюшка или поет хор?
Не надо смущаться, если дети вспомнят слова или искаженные, или не имеющие
отношения к богослужению. Цель беседы — обратить внимание детей на те слова
богослужения, смысл которых им ясен.
Тема детских занятий
Попросите детей приготовить карточки с простейшими церковными молитвами: "Господи,
помилуй", "Подай, Господи", "Аминь" и т.п.
Урок 11-й. Господь Иисус Христос
Этот урок хорошо провести перед Рождеством Христовым. По усмотрению преподавателя
можно провести урок в два занятия.
Мы уже много раз говорили о том, что мы видим в церкви и слышим там. Мы знаем и видели,
что на главном месте в церкви — икона Господа Иисуса Христа. Вот о Нем мы и будем говорить сегодня.
Вы уже слышали рассказ о том, как Бог сотворил мир, как Он сотворил первого человека,
Адама, чтобы ему счастливо жить в этом чудном прекрасном мире. Но Адам не послушался
Бога — согрешил, и на земле началась трудная жизнь. Люди часто нарушали заповеди Бога,
делали много плохого, и не мог Бог исправить их. Бог посылал и учителей, и пророков, и святых. Но так мало людей слушали их! Зло все больше и больше распространялось в мире.
Сами люди, своими силами, уже не могли победить зло. Бог любил людей и хотел их исправить.
Он послал на землю Сына Своего, Иисуса Христа, жить с нами, чтобы научить нас правильно веровать в Бога и спасти от власти греха и вечной смерти.
Вот о том, как родился на земле Сын Божий Иисус Христос, я вам сегодня расскажу. Это было две тысячи лет тому назад.
Когда приблизилось время родиться Спасителю Мира, в галилейском городе Назарете жил
Иоаким с женою своею Анною, известные не царским происхождением, а смирением и милосердием. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и к людям. Они дожили до глубокой старости, а детей не имели. И вот за их терпение, веру и любовь к Богу и друг к другу
Господь послал Иоакиму и Анне великую радость. Под конец их жизни у них родилась дочь. По указанию Ангела Божия ей было дано имя Мария, что значит по-еврейски "Госпожа,
Надежда". Когда Марии исполнилось три года, Ее повели в храм иерусалимский для посвящения Богу. При храме Божием Мария жила до четырнадцати лет и выросла во всем покорной Богу, необычайно скромной и трудолюбивой. К этому времени родители Марии умерли, и о Ней стал заботиться дальний родственник, старый Иосиф, Ее обручник. И вот Бог послал Ангела Гавриила в Назарет к Марии. Ангел вошел к ней и сказал: "Радуйся
Благодатная! Господь с Тобою, благословенна ты между женами".
Мария смутилась от этих слов и размышляла, что бы они значили. Ангел сказал ей: "Не бойся,
Мария. У Тебя родится Сын, и ты дашь Ему имя Иисус. Он будет велик, потому что Он Сын
Божий".
Мария в недоумении спросила Ангела: "Как же это будет, ведь у меня нет мужа?" Ангел ответил: "Богу все возможно". Мария со смирением отвечала: "Я раба Господня. Да будет все,
что ты сказал". И Ангел отошел, а Мария стала ожидать рождения Сына.
В то время вышло от римского императора Августа повеление сделать перепись по всей земле
(сосчитать всех людей, которые жили в царстве), и каждый человек должен был записаться там, откуда он родом (где жили его предки). Иосиф и Мария происходили из рода Давидова, и потому направились из Назарета в город Давидов Вифлеем. Когда они пришли туда, поздно вечером, в гостинице не было места, и Иосиф с Марией остались ночевать в пещере, в загоне для скота. Был теплый и тихий вечер. Там родила Мария Сына своего, спеленала Его и положила в ясли, в кормушку для скота.
Вифлеемские пастухи первые узнали о рождении Спасителя. В эту ночь, недалеко от пещеры, в поле, пастухи сторожили свои стада. Вдруг перед ними, в ярком свете, явился Ангел, и они очень испугались. Ангел сказал им: "Не бойтесь! Я принес вам великую радость: сегодня в
Вифлееме родился Спаситель, который есть Христос Господь. Вам нетрудно будет найти Его.
Он лежит в яслях, в загоне для скота, завернут в пеленах".
Внезапно появилось на небе много-много других Ангелов. Они славили Бога и пели: "Слава в вышних Богу и на земле мир и в человеках благоволение".
Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: "Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь". И, поспешив, они пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
Они поклонились Ему и рассказали Марии и Иосифу все, что Ангел Божий им открыл о
Младенце. Потом они вернулись к своим стадам, воспевая и хваля Бога за все, что видели и слышали.
А через некоторое время после рождения Младенца Иисуса в Вифлеем пришли восточные мудрецы. Они долгое время изучали звезды на небе, и, когда вдруг появилась новая, совсем особенная звезда, они поняли, что произошло необыкновенное событие, описанное в древних книгах, и пошли искать Его, а звезда указывала им дорогу. Они нашли Марию с Младенцем,
поклонились Ему падши, то есть не простым поклонением, но подобающим Богу, и принесли
Ему богатые дары. А Мария сохранила глубоко в сердце своем все, что случилось.
И с тех пор, вот уже почти две тысячи лет мы вспоминаем Рождество Христово, празднуем его и радуемся ему. В честь Рождества Христова люди стали устраивать рождественские елки,
дарить друг другу подарки и, конечно, торжественно праздновать его в церкви.
Тема детских занятий
Можно сделать с детьми плакат на тему РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО (см. прилагаемую
иллюстрацию).
Урок 12-й. Сретение
Как вступление к уроку можно рассмотреть с детьми сделанный на предыдущем уроке
плакат.
Мария и старец Иосиф очень заботились о Младенце Иисусе Христе. Когда Младенцу было 40
дней, они понесли Его в храм в городе Иерусалиме, чтобы поблагодарить Бога за Его рождение. В те времена люди приносили в церковь в знак благодарности жертву — дар Богу.
Мария и Иосиф были бедны, и они смогли принести только очень скромный подарок — пару птичек-голубей.
В то время в Иерусалиме жил очень хороший и очень старый человек. Его звали Симеон. Бог открыл ему, что он не умрет, пока не увидит Спасителя, Христа Господня. Симеон долго ждал исполнения обещания Божия. В день, когда Мария и Иосиф принесли Младенца Иисуса
Христа, Симеон по внушению Духа Святого пришел в храм. И там он встретил (сретение значит встреча) Марию и Иосифа с Младенцем. Симеон взял младенца на руки, восхвалил Бога и сказал: "Теперь, Господи, я могу спокойно умереть, потому что я увидел Спасителя!".
В Иерусалиме жила очень старая женщина Анна, которая все время проводила в молитве. Она тоже пришла в храм и узнала Спасителя, и прославляла Его.
Так первые узнали Спасителя очень старые люди, и встретили они Его в храме, который они так любили и где проводили так много времени в молитве.
И у нас в Церкви сохранился обычай приносить в храм младенца через некоторое время после того, как его крестили. Мать входит в церковь с младенцем на руках. Батюшка подходит к ней,
берет на руки младенца, несет его к алтарю, молится над ним, чтобы он вырос хорошим и любил Бога, и потом отдает его матери.
Видел ли кто-нибудь из вас, как "воцерковляют младенца"? (Вызвать детей на рассказы об
этом.)
Тема детских занятий
Можно дать детям раскрасить картинки Сретения и воцерковления.
Урок 13-й. Праздник Крещения Господня – Богоявление
За Рождеством Христовым следует другой большой праздник — Крещение Господне. Вот об этом празднике мы сегодня и поговорим.
Когда Иисус Христос стал взрослым, в стране, где Он жил, появился святой человек, которого звали Иоанн. Иоанн с юных лет жил в пустыне, много постился и молился. Господь повелел ему идти в долину реки Иордан и рассказать людям о том, что среди них скоро появится
Спаситель и все должны покаяться и креститься. Он учил людей, наставлял их быть добрыми,
никого не обижать, никого не обманывать. Люди слушали его и в знак того, что они хотят очиститься от всего плохого и начать жить, как велит Бог, — крестились: входили в воду реки
Иордан, и Иоанн клал руку свою на голову каждого крещаемого и молился над ним.
И вот, в один день, к Иоанну пришел Иисус Христос и сказал, что хочет у него креститься.
Иоанн же удерживал Его и говорил: "Я должен креститься у Тебя, а не Ты у меня". Иоанн был святой и поэтому знал, что Иисус Христос не простой человек, а Сын Божий. Но Иисус Христос ответил: "Оставь теперь. Я должен исполнить всякую правду, исполнить все, как записано в
Законе Божием, и показать пример людям".Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа.
И когда Иисус Христос крестился, открылось Ему небо, и Иоанн увидел Духа Божия, который в виде голубя спускался на Иисуса Христа, и с неба был слышен голос Бога Отца: "ЭТО СЫН
МОЙ ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ, НА КОТОРОМ МОЕ БЛАГОВОЛЕНИЕ" (Которого Я люблю).
Так начал Иисус Христос делать то, для чего Он родился.
Каждый год мы вспоминаем этот праздник в Церкви. После Литургии (обедни) батюшка идет с крестным ходом, освящает воду в реке, в море, на озере. Потом он благословляет людей и кропит их святой водой. Вода есть во всем, что живет, и в этот праздник освящается вся природа, все живое.
Каждого человека, когда он делается православным христианином, — крестят. Обыкновенно крестят маленьких детей, чтобы легче было им вырасти хорошими (но иногда крестятся и