ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 495
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
административную ответственность граждан, и т.п.). Предусматриваются также административные процедуры, в рамках которых происходит реализация прав граждан (например, при рассмотрении жалоб и заявлений, и т.п.).
Вопросы для самопроверки:
1. Каковы особенности правового статуса субъектов административного права?
2. Какие основные черты административной правоспособности субъектов административного права вы знаете?
3. Какие основные черты административной дееспособности субъектов административного права вы знаете?
4. Какие элементы составляют административно-правовой статус граждан?
5. Когда возникает административная правоспособность и дееспособность (правосубъектность) граждан?
6. По каким критериям можно классифицировать права и свободы граждан, реализуемые в сфере исполнительно-распорядительной деятельности?
7. Назовите виды обязанностей граждан в сфере управления?
8. От каких факторов зависит объем и содержание административной правоспособности граждан? Назовите эти факторы и в качестве примеров сошлитесь на нормативные акты, которые предусматривают их.
9. В каких случаях и на каких основаниях может быть ограничен административно-правовой статус граждан?
Литература по теме:
Основная литература:
1. Агапов А.Б. Административное право: учебник. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – С. 56.
2. Кикоть В.Я., Кононов П.И., Румянцева Н.В., Административное право России: учебник. – М: ЮНИТИ-ДАНА 2015. – С.88.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
4. Копытов Ю.А. Административное право : учебник. – М.: Юрайт, 2015. –С.132.
5. Мелехин А.В. Административное право: Учебник. М.: Юстиция, 2016, С. 50.
6. Россинский Б.В.. Старилов Ю.Н., Административное право: учебник. – М.: Норма: ИНФРА-М. 2017 . С. 123.
7. Федеральныйзакон«О безопасности» от 28.12.2010N 390-ФЗ (ред. от05.10.2015) // СПС Консультант плюс.
Дополнительная литература:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.09.2017).
2.
«Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 29.07.2017).
3. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016).
4. Федеральный закон РФ 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 03.07.2016).
5. Федеральный закон № 2202-1-ФЗ от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» ( в редакции от 01.02.2018).
6. Федеральный закон РФ № 82-ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», (в ред. от 20.12.2017 года).
7. Федеральный закон от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. 05.12.2017 года).
8. Федеральный закон «Об обороне» от 30.12.1999 года № 223-ФЗ (в редакции от 27.09.2017 года).
9. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 10.05.2017).
10. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 года № 197-ФЗ (в ред. от 05.02.2018).
11. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» в ред. (от 27.07.2017 года).
12. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от31.12.2017 года).
13. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (в редакции от 07.06..2017 года).
14. Федеральный закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ; «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в редакции от 28.12.2017 года).
15. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (в редакции, от 01.01.2018 года).
16. Федеральный закон «О правительстве Российской федерации» от 11.04.1997 года №2-ФКЗ (в редакции от 28.12.2016 года).
Тема 6. Органы исполнительной власти как субъекты административного права Российской Федерации
Цели изучения темы:
получение начального представления об органах исполнительной власти как субъектах исполнительной власти;
получение начального представления об основных видах органов исполнительной власти ф Российской Федерации.
Задачи изучения темы:
ознакомление с понятием органы исполнительной власти как административные органы;
ознакомление со структурой административно-правового статуса;
ознакомление с правами и обязанностями граждан в сфере государственного управления.
Успешно изучив тему, Вы:
Получите представление о:
об органах исполнительной власти в целом;
о статусе Президента РФ;
о классификации органов исполнительной власти в Российской Федерации.
Будете знать:
основные понятия и законодательство об органах исполнительной власти Российской Федерации;
компетенцию, права и полномочия Президенты РФ;
полномочия, направления и особенности органов исполнительной власти в системе административных органов РФ.
Вопросы темы:
1. Органы исполнительной власти как административные органы.
2. Президент Российской Федерации и исполнительная власть.
3. Федеральные органы исполнительной административной власти.
4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
5. Органы местного самоуправления как субъекты административного права.
Вопрос 1. Органы исполнительной власти как административные органы.
Под административным органом следует понимать созданную в установленном административным законодательством порядке государственную или муниципальную организацию, а также индивидуального субъекта, которые уполномочены на осуществление в пределах предоставленной им компетенции административно-публичной деятельности от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и наделены соответствующими административными полномочиями нормотворческого, регулятивного и (или) охранительно-защитного характера.
[18]
Исполнительные административные органы являются властвующими субъектами административного права и предназначены выполнять организационные и обеспечивающие функции в рамках системы административного управления. Они обладают следующими признаками:
1. Исполнительный административный орган – это организация, образуемая государством или муниципальным образованием, либо уполномоченный им в порядке, установленном законодательством, индивидуальный субъект, действующие в административных правоотношениях от их имени в целях реализации общих (публичных) интересов Российской Федерации, соответствующего субъекта РФ или муниципального образования.
2. Исполнительный административный орган в отличие от иных субъектов административного права, т.е. иных физических лиц и организаций, является властвующим субъектом административных правоотношений, за исключением тех случаев, когда он вступает в такие отношения с иными административными органами, занимающими в этих отношениях равное с ним правовое положение.
3. Исполнительный административный орган функционально создается для осуществления административно-публичной деятельности внутренней и (или) внешней направленности, которая является для него единственным или одним из видов деятельности, поэтому административные органы не могут осуществлять законодательную и судебную деятельность. Также некоторые государственные органы, уполномоченные на осуществление административно-публичной деятельности.
4. Исполнительный административный орган имеет собственную компетенцию в административно-публичной сфере, т.е. административную компетенцию. Под административной компетенцией административного органа, следует понимать перечень (объем) вопросов, возникающих в административно-публичной сфере, властное решение которых отнесено законом или основанным на нем подзаконным нормативным правовым актом к ведению данного органа.
5. Исполнительный административный орган наделяется необходимыми ему для реализации имеющейся у него компетенции административными полномочиями, т.е. административными правами нормотворческого, регулятивного и (или) охранительно-защитного характера.
6. Исполнительный административный орган, как правило, входит в иерархически построенную систему соответствующих административных органов с подчинением нижестоящих органов вышестоящим.
7. Исполнительный административный орган, являющийся организацией, имеет структуру, в которую включаются внутренние подразделения этого органа (управления, департаменты, отделы, отделения и т.п.), предназначенные для решения отдельных задач и выполнения отдельных функций, образующих в целом компетенцию данного административного органа.
8. Финансирование исполнительный административного органа в зависимости от того, кем он создан или кем уполномочен на осуществление административно-публичной деятельности, осуществляется соответственно из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или бюджета муниципального образования.
9. Исполнительный административный орган реализует предоставленную ему компетенцию посредством использования специальных административно-правовых методов и форм осуществления административно-публичной деятельности, существенно отличающихся от правовых методов и форм, используемых законодательными органами и судами при осуществлении законодательной и судебной деятельности.
Существуют особенности административно-правового статуса исполнительных административных органов с учетом указанных выше элементов такого статуса.
Общими целями создания и деятельности исполнительных административных органов являются:
1) обеспечение реализации законных интересов государства, муниципальных образований, прав и законных интересов индивидуальных субъектов и организаций в административно-публичной сфере;
2) обеспечение и постоянное поддержание на территории Российской Федерации публичного правопорядка, т.е. установленного нормами административного и иных отраслей публичного права порядка осуществления государственной власти, местного самоуправления, иных видов публичной и частной деятельности, порядка публичного взаимодействия между индивидуальными субъектами и(или) организациями;
3) обеспечение государственной и общественной безопасности, безопасности отдельных индивидуальных субъектов и организаций на территории Российской Федерации.
Общими административными задачами деятельности исполнительных административных органов, являются:
1) организация эффективного функционирования системы соответствующих;
2) органов и системы подведомственных им учреждений;
3) организация эффективного и рационального управления вверенными им бюджетными и внебюджетными денежными средствами и иным имуществом;
4) организация исполнения законов и подзаконных нормативных правовых актов в порученной им сфере ведения;
5) организация исполнения судебных актов в порученной им сфере ведения.
Вопросы для самопроверки:
1. Каковы особенности правового статуса субъектов административного права?
2. Какие основные черты административной правоспособности субъектов административного права вы знаете?
3. Какие основные черты административной дееспособности субъектов административного права вы знаете?
4. Какие элементы составляют административно-правовой статус граждан?
5. Когда возникает административная правоспособность и дееспособность (правосубъектность) граждан?
6. По каким критериям можно классифицировать права и свободы граждан, реализуемые в сфере исполнительно-распорядительной деятельности?
7. Назовите виды обязанностей граждан в сфере управления?
8. От каких факторов зависит объем и содержание административной правоспособности граждан? Назовите эти факторы и в качестве примеров сошлитесь на нормативные акты, которые предусматривают их.
9. В каких случаях и на каких основаниях может быть ограничен административно-правовой статус граждан?
Литература по теме:
Основная литература:
1. Агапов А.Б. Административное право: учебник. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – С. 56.
2. Кикоть В.Я., Кононов П.И., Румянцева Н.В., Административное право России: учебник. – М: ЮНИТИ-ДАНА 2015. – С.88.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
4. Копытов Ю.А. Административное право : учебник. – М.: Юрайт, 2015. –С.132.
5. Мелехин А.В. Административное право: Учебник. М.: Юстиция, 2016, С. 50.
6. Россинский Б.В.. Старилов Ю.Н., Административное право: учебник. – М.: Норма: ИНФРА-М. 2017 . С. 123.
7. Федеральныйзакон«О безопасности» от 28.12.2010N 390-ФЗ (ред. от05.10.2015) // СПС Консультант плюс.
Дополнительная литература:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.09.2017).
2.
«Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 29.07.2017).
3. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016).
4. Федеральный закон РФ 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 03.07.2016).
5. Федеральный закон № 2202-1-ФЗ от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» ( в редакции от 01.02.2018).
6. Федеральный закон РФ № 82-ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», (в ред. от 20.12.2017 года).
7. Федеральный закон от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. 05.12.2017 года).
8. Федеральный закон «Об обороне» от 30.12.1999 года № 223-ФЗ (в редакции от 27.09.2017 года).
9. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 10.05.2017).
10. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 года № 197-ФЗ (в ред. от 05.02.2018).
11. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» в ред. (от 27.07.2017 года).
12. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от31.12.2017 года).
13. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (в редакции от 07.06..2017 года).
14. Федеральный закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ; «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в редакции от 28.12.2017 года).
15. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (в редакции, от 01.01.2018 года).
16. Федеральный закон «О правительстве Российской федерации» от 11.04.1997 года №2-ФКЗ (в редакции от 28.12.2016 года).
Тема 6. Органы исполнительной власти как субъекты административного права Российской Федерации
Цели изучения темы:
получение начального представления об органах исполнительной власти как субъектах исполнительной власти;
получение начального представления об основных видах органов исполнительной власти ф Российской Федерации.
Задачи изучения темы:
ознакомление с понятием органы исполнительной власти как административные органы;
ознакомление со структурой административно-правового статуса;
ознакомление с правами и обязанностями граждан в сфере государственного управления.
Успешно изучив тему, Вы:
Получите представление о:
об органах исполнительной власти в целом;
о статусе Президента РФ;
о классификации органов исполнительной власти в Российской Федерации.
Будете знать:
основные понятия и законодательство об органах исполнительной власти Российской Федерации;
компетенцию, права и полномочия Президенты РФ;
полномочия, направления и особенности органов исполнительной власти в системе административных органов РФ.
Вопросы темы:
1. Органы исполнительной власти как административные органы.
2. Президент Российской Федерации и исполнительная власть.
3. Федеральные органы исполнительной административной власти.
4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
5. Органы местного самоуправления как субъекты административного права.
Вопрос 1. Органы исполнительной власти как административные органы.
Под административным органом следует понимать созданную в установленном административным законодательством порядке государственную или муниципальную организацию, а также индивидуального субъекта, которые уполномочены на осуществление в пределах предоставленной им компетенции административно-публичной деятельности от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и наделены соответствующими административными полномочиями нормотворческого, регулятивного и (или) охранительно-защитного характера.
[18]
Исполнительные административные органы являются властвующими субъектами административного права и предназначены выполнять организационные и обеспечивающие функции в рамках системы административного управления. Они обладают следующими признаками:
1. Исполнительный административный орган – это организация, образуемая государством или муниципальным образованием, либо уполномоченный им в порядке, установленном законодательством, индивидуальный субъект, действующие в административных правоотношениях от их имени в целях реализации общих (публичных) интересов Российской Федерации, соответствующего субъекта РФ или муниципального образования.
2. Исполнительный административный орган в отличие от иных субъектов административного права, т.е. иных физических лиц и организаций, является властвующим субъектом административных правоотношений, за исключением тех случаев, когда он вступает в такие отношения с иными административными органами, занимающими в этих отношениях равное с ним правовое положение.
3. Исполнительный административный орган функционально создается для осуществления административно-публичной деятельности внутренней и (или) внешней направленности, которая является для него единственным или одним из видов деятельности, поэтому административные органы не могут осуществлять законодательную и судебную деятельность. Также некоторые государственные органы, уполномоченные на осуществление административно-публичной деятельности.
4. Исполнительный административный орган имеет собственную компетенцию в административно-публичной сфере, т.е. административную компетенцию. Под административной компетенцией административного органа, следует понимать перечень (объем) вопросов, возникающих в административно-публичной сфере, властное решение которых отнесено законом или основанным на нем подзаконным нормативным правовым актом к ведению данного органа.
5. Исполнительный административный орган наделяется необходимыми ему для реализации имеющейся у него компетенции административными полномочиями, т.е. административными правами нормотворческого, регулятивного и (или) охранительно-защитного характера.
6. Исполнительный административный орган, как правило, входит в иерархически построенную систему соответствующих административных органов с подчинением нижестоящих органов вышестоящим.
7. Исполнительный административный орган, являющийся организацией, имеет структуру, в которую включаются внутренние подразделения этого органа (управления, департаменты, отделы, отделения и т.п.), предназначенные для решения отдельных задач и выполнения отдельных функций, образующих в целом компетенцию данного административного органа.
8. Финансирование исполнительный административного органа в зависимости от того, кем он создан или кем уполномочен на осуществление административно-публичной деятельности, осуществляется соответственно из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или бюджета муниципального образования.
9. Исполнительный административный орган реализует предоставленную ему компетенцию посредством использования специальных административно-правовых методов и форм осуществления административно-публичной деятельности, существенно отличающихся от правовых методов и форм, используемых законодательными органами и судами при осуществлении законодательной и судебной деятельности.
Существуют особенности административно-правового статуса исполнительных административных органов с учетом указанных выше элементов такого статуса.
Общими целями создания и деятельности исполнительных административных органов являются:
1) обеспечение реализации законных интересов государства, муниципальных образований, прав и законных интересов индивидуальных субъектов и организаций в административно-публичной сфере;
2) обеспечение и постоянное поддержание на территории Российской Федерации публичного правопорядка, т.е. установленного нормами административного и иных отраслей публичного права порядка осуществления государственной власти, местного самоуправления, иных видов публичной и частной деятельности, порядка публичного взаимодействия между индивидуальными субъектами и(или) организациями;
3) обеспечение государственной и общественной безопасности, безопасности отдельных индивидуальных субъектов и организаций на территории Российской Федерации.
Общими административными задачами деятельности исполнительных административных органов, являются:
1) организация эффективного функционирования системы соответствующих;
2) органов и системы подведомственных им учреждений;
3) организация эффективного и рационального управления вверенными им бюджетными и внебюджетными денежными средствами и иным имуществом;
4) организация исполнения законов и подзаконных нормативных правовых актов в порученной им сфере ведения;
5) организация исполнения судебных актов в порученной им сфере ведения.