ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 491
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в ред. (от 27.07.2017 года).
11. Федеральный закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ; «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в редакции от 28.12.2017 года).
12. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (в редакции, от 01.01.2018 года).
13. Федеральный закон «О правительстве Российской федерации» от 11.04.1997 года №2-ФКЗ (в редакции от 28.12.2016 года).
Тема 5. Административно-правовой статус граждан
Цели изучения темы:
получение начального представления об административно-правовом статусе граждан;
получение начального представления об основных правах и обязанностях граждан в сфере государственного управления.
Задачи изучения темы:
ознакомление с понятием «административно-правовой статус граждан»;
ознакомление со структурой административно-правового статуса;
ознакомление с правами и обязанностями граждан в сфере государственного управления.
Успешно изучив тему, Вы:
Получите представление о:
об административно-правовом статусе граждан;
о административно-правовом положении граждан и его видах;
о классификации прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления.
Будете знать:
законодательство Российской Федерации, закрепляющее правовой статус граждан РФ;
права граждан в сфере государственного управления;
обязанности граждан в сфере государственного управления.
Вопросы темы:
1. Понятие и сущность административно-правового статуса гражданина.
2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.
Вопрос 1. Понятие и сущность административно-правового статуса гражданина.
Правовой статус гражданина – это одна из наиболее важных категорий, которая неразрывно связанна с социальной структурой общества, уровнем демократии, состоянием законности. Юридический статус человека и гражданина представляет собой сложный и многосторонний конституционно-правовой механизм.
Административно-правовой статус индивидуального субъекта может быть определен как правовое положение этого субъекта в административно-публичной сфере, в системе возникающих в ней административных правоотношений.[15]
Взаимосвязь государства и личности требует четкого регулирования и упорядоченности. В настоящее время в РФ правовой статус человека закреплен на конституционном уровне и в законодательных актах: Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г., Федеральном законе от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и других нормативных правовых актах. Правовой статус личности и гражданина при определенных сходствах имеют и принципиальные отличия.
Структура административно-правового статуса состоит из административной правосубъектности и комплекса прав и обязанностей в сфере государственного управления.
Административно-правовое положение граждан характеризуется объемом и характером их административной правосубъектности, включающая в себя административную правоспособность и административную дееспособность.
Административная правоспособность возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью, не может быть отчуждаема и передаваема, вместе с тем правоспособность может быть временно ограничена.
Основными чертами административной правоспособности являются:
ее регулирование нормами административного права;
ее содержание состоит в регулировании отношений индивидуальных субъектов с субъектами исполнительной власти;
она возникает с момента рождения;
для разных лиц она не одинакова по объему.
Момент возникновения административной дееспособности законом четко не определен. В полном объеме она возникает по достижении гражданином 18 лет. Частично административная дееспособность возможна с более раннего возраста. С 16-летнего возраста наступает административная деликтоспособность, и гражданин может быть привлечен к административной ответственности за свои действия (бездействие).
Административная правосубъектность делится на общую и специальную. Различают общий и специальный административно-правовые статусы. Каждое лицо обладает общим статусом, который в основном равен для всех, и в то же время может быть носителем одного или нескольких специальных статусов (студента, сотрудника полиции и т.д.). В ряде случаев специальная правосубъектность дополняет общую.
Обстоятельства, при наличии которых административно-правовой статус гражданина может быть временно ограничен:
чрезвычайные ситуации (техногенные аварии, природные катаклизмы, массовые беспорядки, стихийные бедствия и др.);
несовместимость с общественно полезной деятельностью гражданина (запрещение совместной службы родственников, совмещение государственной службы с предпринимательской деятельностью и т.п.);
невозможность без этого обеспечить государственную безопасность (режим секретности, пограничный режим и др.);
совершение неправомерных действий (лишение правонарушителей водительских прав, ограничения на приобретение ими оружия и т.п.);
принадлежность лица к иностранному государству (иностранное гражданство или подданство);
болезнь, имеющая временный или постоянный (хронический) характер;
наличие двойного гражданства (запрет на занятие должностей, предусматривающих возможность доступа к сведениям, составляющим государственную тайну; лишение активного избирательного права).
Согласно требованиям Указа Президента РФ от 13 марта 1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» и «Положением о паспорте гражданина Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. паспорт гражданина является документом, удостоверяющим не только личность, но и его принадлежность к гражданству.
Обстоятельства, способствующие формированию и реализации административно-правового статуса гражданина через органы исполнительной власти различных управленческих уровне:
1) Изданные ими правовые акты конкретизируют конституционные права и обязанности граждан.
2) Органы исполнительной власти издают правовые акты, влияющие на содержание административно-правового статуса граждан.
3) Они уполномочены предоставлять гражданам определенные права (например, право на управление транспортным средством).
4) Они устанавливают процедуры реализации прав и обязанностей.
5) Они оказывают гражданам содействие в реализации их конкретных прав.
6) Они осуществляют охрану прав и свобод граждан.
7) Административно-правовой статус гражданина является составной частью общего правового статуса гражданина. Его составными частями являются административная правосубъектность, реальные права и обязанности, и гарантии их реализации, приобретенные в соответствии с нормами административного права.
Вопрос 2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.
Административные права граждан – это закрепленные нормативными правовыми актами права на совершение определенных действий, выражающихся в характере личного поведения в рамках дозволенных границ, и требующие от других граждан, государственных органов и их должностных лиц, оказанию осуществления, содействия и созданию оптимальных возможностей для реализации, а не препятствию, данных прав.
Права граждан классифицируются на статутные и адекватные. Статутные указывают на положение гражданина в социальной структуре страны (например, право на имя). Адекватные указывают на сферы реализации являются, например, личные, политические и другие права.
В настоящее время определены следующие группы прав и свобод граждан:
Права и свободы, относящиеся к общему правовому статусу личности и непосредственно реализуемые в сфере государственного управления.
Права и свободы, вытекающие из характера государственной и управленческой деятельности.
Права, вытекающие из совершаемых гражданами действий и гарантируемые законами и подзаконными правовыми актами.
В соответствии с Федеральным законом РФ № 82-ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», принятым для реализации гражданами конституционного права (ст. 31 Конституции РФ) на объединение, создание, а также в связи с деятельностью, реорганизацией или ликвидацией общественных объединений, иностранные граждане и лица без гражданства наделены равными правами с гражданами Российской Федерации в сфере отношений, регулируемых этим законом. Федеральные законы и международные договора Российской Федерации могут предусматривать определенные исключения.
11. Федеральный закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ; «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в редакции от 28.12.2017 года).
12. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (в редакции, от 01.01.2018 года).
13. Федеральный закон «О правительстве Российской федерации» от 11.04.1997 года №2-ФКЗ (в редакции от 28.12.2016 года).
Тема 5. Административно-правовой статус граждан
Цели изучения темы:
получение начального представления об административно-правовом статусе граждан;
получение начального представления об основных правах и обязанностях граждан в сфере государственного управления.
Задачи изучения темы:
ознакомление с понятием «административно-правовой статус граждан»;
ознакомление со структурой административно-правового статуса;
ознакомление с правами и обязанностями граждан в сфере государственного управления.
Успешно изучив тему, Вы:
Получите представление о:
об административно-правовом статусе граждан;
о административно-правовом положении граждан и его видах;
о классификации прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления.
Будете знать:
законодательство Российской Федерации, закрепляющее правовой статус граждан РФ;
права граждан в сфере государственного управления;
обязанности граждан в сфере государственного управления.
Вопросы темы:
1. Понятие и сущность административно-правового статуса гражданина.
2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.
Вопрос 1. Понятие и сущность административно-правового статуса гражданина.
Правовой статус гражданина – это одна из наиболее важных категорий, которая неразрывно связанна с социальной структурой общества, уровнем демократии, состоянием законности. Юридический статус человека и гражданина представляет собой сложный и многосторонний конституционно-правовой механизм.
Административно-правовой статус индивидуального субъекта может быть определен как правовое положение этого субъекта в административно-публичной сфере, в системе возникающих в ней административных правоотношений.[15]
Взаимосвязь государства и личности требует четкого регулирования и упорядоченности. В настоящее время в РФ правовой статус человека закреплен на конституционном уровне и в законодательных актах: Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г., Федеральном законе от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и других нормативных правовых актах. Правовой статус личности и гражданина при определенных сходствах имеют и принципиальные отличия.
Административно-правовой статус гражданина – это комплекс прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права, а также гарантий реализации прав и обязанностей (охрана законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления). |
Структура административно-правового статуса состоит из административной правосубъектности и комплекса прав и обязанностей в сфере государственного управления.
Административно-правовое положение граждан характеризуется объемом и характером их административной правосубъектности, включающая в себя административную правоспособность и административную дееспособность.
Под административной правоспособностью гражданина понимается его способность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. |
Административная правоспособность возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью, не может быть отчуждаема и передаваема, вместе с тем правоспособность может быть временно ограничена.
Основными чертами административной правоспособности являются:
ее регулирование нормами административного права;
ее содержание состоит в регулировании отношений индивидуальных субъектов с субъектами исполнительной власти;
она возникает с момента рождения;
для разных лиц она не одинакова по объему.
Административная дееспособность – способность субъекта приобретать свои права и обязанности административно-правового характера и осуществлять действия в соответствии с ними. |
Момент возникновения административной дееспособности законом четко не определен. В полном объеме она возникает по достижении гражданином 18 лет. Частично административная дееспособность возможна с более раннего возраста. С 16-летнего возраста наступает административная деликтоспособность, и гражданин может быть привлечен к административной ответственности за свои действия (бездействие).
Административная деликтоспособность – способность лица самостоятельно нести ответственность за вред, причиненный его противоправными действиями. |
Административная правосубъектность делится на общую и специальную. Различают общий и специальный административно-правовые статусы. Каждое лицо обладает общим статусом, который в основном равен для всех, и в то же время может быть носителем одного или нескольких специальных статусов (студента, сотрудника полиции и т.д.). В ряде случаев специальная правосубъектность дополняет общую.
Обстоятельства, при наличии которых административно-правовой статус гражданина может быть временно ограничен:
чрезвычайные ситуации (техногенные аварии, природные катаклизмы, массовые беспорядки, стихийные бедствия и др.);
несовместимость с общественно полезной деятельностью гражданина (запрещение совместной службы родственников, совмещение государственной службы с предпринимательской деятельностью и т.п.);
невозможность без этого обеспечить государственную безопасность (режим секретности, пограничный режим и др.);
совершение неправомерных действий (лишение правонарушителей водительских прав, ограничения на приобретение ими оружия и т.п.);
принадлежность лица к иностранному государству (иностранное гражданство или подданство);
болезнь, имеющая временный или постоянный (хронический) характер;
наличие двойного гражданства (запрет на занятие должностей, предусматривающих возможность доступа к сведениям, составляющим государственную тайну; лишение активного избирательного права).
Согласно требованиям Указа Президента РФ от 13 марта 1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» и «Положением о паспорте гражданина Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. паспорт гражданина является документом, удостоверяющим не только личность, но и его принадлежность к гражданству.
Обстоятельства, способствующие формированию и реализации административно-правового статуса гражданина через органы исполнительной власти различных управленческих уровне:
1) Изданные ими правовые акты конкретизируют конституционные права и обязанности граждан.
2) Органы исполнительной власти издают правовые акты, влияющие на содержание административно-правового статуса граждан.
3) Они уполномочены предоставлять гражданам определенные права (например, право на управление транспортным средством).
4) Они устанавливают процедуры реализации прав и обязанностей.
5) Они оказывают гражданам содействие в реализации их конкретных прав.
6) Они осуществляют охрану прав и свобод граждан.
7) Административно-правовой статус гражданина является составной частью общего правового статуса гражданина. Его составными частями являются административная правосубъектность, реальные права и обязанности, и гарантии их реализации, приобретенные в соответствии с нормами административного права.
Вопрос 2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.
Административные права граждан – это закрепленные нормативными правовыми актами права на совершение определенных действий, выражающихся в характере личного поведения в рамках дозволенных границ, и требующие от других граждан, государственных органов и их должностных лиц, оказанию осуществления, содействия и созданию оптимальных возможностей для реализации, а не препятствию, данных прав.
Права граждан классифицируются на статутные и адекватные. Статутные указывают на положение гражданина в социальной структуре страны (например, право на имя). Адекватные указывают на сферы реализации являются, например, личные, политические и другие права.
В настоящее время определены следующие группы прав и свобод граждан:
Права и свободы, относящиеся к общему правовому статусу личности и непосредственно реализуемые в сфере государственного управления.
Права и свободы, вытекающие из характера государственной и управленческой деятельности.
Права, вытекающие из совершаемых гражданами действий и гарантируемые законами и подзаконными правовыми актами.
В соответствии с Федеральным законом РФ № 82-ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», принятым для реализации гражданами конституционного права (ст. 31 Конституции РФ) на объединение, создание, а также в связи с деятельностью, реорганизацией или ликвидацией общественных объединений, иностранные граждане и лица без гражданства наделены равными правами с гражданами Российской Федерации в сфере отношений, регулируемых этим законом. Федеральные законы и международные договора Российской Федерации могут предусматривать определенные исключения.