Файл: Вафваправление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 505

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3)      Три генеральских чина (от генерал-майора до генерала рода войск) в армии, которым в гражданской службе соответствовали должности от действительного статского советника до действительного тайного советника.

4)      К первому (высшему) классу были отнесены: в армии военный чин «генерал-фельдмаршал», а в гражданской службе – «канцлер».

 

В это же время был введен новый порядок прохождения военной службы. Вместо принципа происхождения (знатности рода), позволявшего занимать сразу высокое положение в армейской иерархии, был введен принцип личной заслуги. Людям «знатной породы» никакого положения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут «и за оные характера не получат». Аристократическая иерархия замещения государственных должностей была заменена на бюрократическую, которая основывалась только на учете личных заслуг.

В Табели о рангах строго оговаривались условия повышения по служебной лестнице. Важнейшим из них было начало обязательного прохождения службы с рядового солдата независимо от знатности происхождения и рода. Потомки лиц (русских и иностранцев), зачисленных по Табели о рангах в 1–8 ранги, причислялись к «лучшему старшему дворянству во всяких достоинствах и авантажах, хотя б они низкой породы были». Таким образом, служба государю и государству открывала возможность представителям низших сословий изменить свой социальный статус на более высокий.

Обязательная военная служба была распространена на все сословия русского общества: на крепостных помещичьих и государственных крестьян, на различные категории некрепостного населения, жителей городов. Существовавшая до Петра I поместная система комплектования армии была заменена системой рекрутского набора. Военная служба (солдатская и офицерская) стала постоянной и пожизненной, а с 1795 г. она была ограничена 25 годами на территории России и для Украины – 15 годами. Это нововведение позволило сформировать профессиональную армию и создать хорошо обученные войсковые формирования регулярного типа.

 

Вопрос 2. Понятие и принципы государственной службы.

 

Как правовой институт государственная служба представляет собой комплексный административно-правовой институт, состоящий из норм административного и иных отраслей права, регулирующих административно-служебные правоотношения. Данный правовой институт является многоотраслевым, объединяющем в себе норм различных отраслей права: государственного (конституционного), административного, финансового, уголовного, трудового. Нормы административного права, имеют организационный характер и устанавливают правовое положение государственного служащего, определяют порядок приема на государственную службу, условия ее прохождения и прекращения.
[20]

Сущность института государственной службы определена,

     во-первых, набором правовых норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения чиновников;

     во-вторых, интеграцией его в социально-политическую структуру общества, что позволяет осуществлять контроль над институциональными типами действий;

     в-третьих, наличием средств и ресурсов, обеспечивающих успешное выполнение законов, нормативных актов, управленческих решений.

 

Как система органов государства, или как структурное звено организации, на которое возложено выполнение исполнительных и распорядительных функций, государственная служба представляет собой структурное образование, наделенное определенным объемом компетенции и властных полномочий, необходимых для реализации возложенных на него задач (Служба внешней разведки, Паспортно-визовая служба, Государственная противопожарная служба и др.).

Как род деятельности государственная служба представляет собой исполнение функций по обеспечению полномочий государственных органов на профессиональной основе.

Понятие государственной службы дано в ст. 2 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Государственная служба – профессиональная деятельность по непрерывному и компетентному обеспечению полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях.

 

Под государственным органом понимается образуемый в установленном порядке орган, наделенный конкретными полномочиями, необходимыми для осуществления соответствующих функций государственной власти.

 

Принципы государственной службы представляют собой основное, руководящее положение, закрепленное непосредственно или косвенно в нормах права. Они определяют содержание государственно-служебных отношений, имеют обязательный характер для участников этих отношений и способствуют осуществлению законных интересов личности, государства и общества в целом.

Принципы государственной службы в Российской Федерации:

1.  Принцип федерализма, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционных основ.

2.  Принцип законности.

3.  Принцип приоритета

 прав и свобод человека и гражданина.

4.  Принцип равного доступа граждан к государственной службе.

5.  Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы.

6.  Принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы.

7.  Принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю.

8.  Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих, предполагающий.

9.  Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

 

Вопрос 3. Институт государственной службы в современной России.

 

На законодательном уровне определено, что государственная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.[21]

Указом Президента РФ утверждены «Общие принципы служебного поведения государственных служащих». Этим указом государственным служащим вменяется в обязанность следующее:

     добросовестно исполнять свои обязанности в строгих рамках имеющихся полномочий;

     признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

     исключать в своей деятельности предпочтения в пользу отдельных групп, организаций или граждан;

     соблюдать законодательно закрепленные ограничения по службе;

     проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России;

     принимать предусмотренные законодательством меры по недопущению или урегулированию конфликтов интересов;

     воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов и их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;


     соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

     уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации;

     в публичных выступлениях воздерживаться «от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота».

 

Кроме того, государственным служащим, наделенным организационно-распорядительными полномочиями, вменяется в обязанность следующее (п. 3):

     принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;

     принимать меры по предупреждению коррупции;

     «не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений».

 

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

     федерализм;

     законность;

     приоритет прав и свобод человека и гражданина;

     равный доступ граждан к государственной службе;

     единство правовых и организационных основ государственной службы;

     взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

     открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю;

     профессионализм и компетентность государственных служащих;

     защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

 

Указом Президента РФ от 30 января 1996 г. № 123 «О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральных государственных служащих» применительно к стажу и опыту работы по специальности были установлены следующие квалификационные требования:


1)      высшие государственные должности – стаж государственной службы на главных государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет;

2)      главные государственные должности – стаж государственной службы на ведущих государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет;

3)      ведущие государственные должности – стаж государственной службы на старших государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет;

4)      старшие государственные должности – стаж работы по специальности не менее трех лет;

5)      младшие государственные должности – без предъявления требований к стажу.

 

В Российской Федерации последовательно формируется административно-правовой механизм по противодействию коррупции в органах государственной власти на всех управленческих уровнях.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», утвержденным Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, а также Указом Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 557, утвердившим Перечень должностей федеральной государственной службы в федеральных министерствах и ведомствах, – стали приниматься соответствующие нормативные правовые акты. В них утверждался перечень должностей федеральных государственных служащих всех видов, при назначении на которые эти категории государственных служащих обязаны представлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные сведения, своих супругов и несовершеннолетних детей.

Порядок проведения аттестации регламентируется ст. 48 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации». Предусмотрено, что аттестации не подлежат следующие категории гражданских служащих: проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года; достигшие возраста 60 лет; беременные женщины; находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет; замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт; в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации». Предусмотрено, что аттестации не подлежат следующие категории гражданских служащих: проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года; достигшие возраста 60 лет; беременные женщины; находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет; замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт; в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.