ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 511
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Получите представление:
о предприятиях и учреждения в целом;
об особенностях и разновидностях предприятий и учреждений;
о понятие «государственная корпорация и ее правовом статусе;
о разновидностях общественных и иных негосударственных объединений.
Будете знать:
основные понятия о предприятиях, учреждениях и общественных и иных негосударственных объединений;
законодательство о государственных корпорациях Российской Федерации;
виды и особенности общественных и иных негосударственных объединений.
Вопросы темы:
1. Понятие и виды предприятий и учреждений.
2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений.
3. Государственные корпорации как субъекты административного права Российской Федерации.
4. Основы административно-правового статуса общественных и иных негосударственных объединений.
Вопрос 1. Понятие и виды предприятий и учреждений.
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли[26]. |
Предприятия делятся на определенные виды от взятых за основу критериев.
1) В зависимости от видов производства предприятия делятся на следующие три группы:
производящие продукцию определенного вида (заводы, фабрики);
производящие работы определенной направленности (строительство социально-культурных объектов, производственных корпусов, жилья, дорог и т.д.);
оказывающие различные, в том числе и хозяйственные услуги (магазины, дома быта, прачечные, станции технического обслуживания и т.д.).
В свою очередь, в каждой группе предприятий по видам производства осуществляется дальнейшее разделение их на более конкретные виды. Например, предприятия, которые производят продукцию, делятся на промышленные и сельскохозяйственные. Предприятия, производящие работы, делятся на строительные, проектные, изыскательные и др.
Предприятия, оказывающие хозяйственные услуги, делятся на транспортные, торговые, связи, бытового обслуживания населения и т.д.
2) В зависимости от формы собственности различают следующие предприятия:
государственные(основанные на государственной собственности – федеральной или субъектов Российской Федерации);
муниципальные (основанные на собственности органов местного самоуправления);
кооперативные (основанные на собственности кооперативов различного вида);
частные(основанные на частной собственности);
предприятия, принадлежащие общественным объединениям и основанные на их собственности (например, типографии политических партий);
смешанные(основанные на двух или более формах собственности).
3) В зависимости от своего гражданско-правового статуса различаются следующие предприятия: полное товарищество; товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью; акционерное общество и другие.
Отличительной чертой унитарных предприятий является то, что их учредителями могут быть лишь органы государственной власти или муниципальные органы.
В случаях, предусмотренных законом, по решению Правительства Российской Федерации, на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). Его устав утверждается Правительством Российской Федерации, а ответственность по обязательствам, кроме самого предприятия, несет Российская Федерация.
Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных (например, административно-политических) функций некоммерческого характера[27]. |
Оно может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение).
Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Частные или муниципальные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества (например: учреждения образования, культуры, здравоохранения).
В зависимости от взятых за основу критериев учреждения также делятся на определенные виды. Например, по характеру своей деятельности они делятся на:
учреждения социальной сферы (образовательные, культурные, социальной защиты, научные, здравоохранения и др.);
внешнеполитические учреждения (системы МИД России – консульства, посольства, миссии);
учреждения правоохранительных органов (высшие и средние специальные образовательные учреждения, научно-исследовательские и иные).
Учреждения также могут быть классифицированы по формам собственности и другим критериям.
Федеральным законом предусмотрено создание автономных учреждений в форме некоммерческих организаций. Как на разновидность юридических лиц на них распространяется действие норм Гражданского кодекса Российской Федерации.
Органами автономного учреждения являются: наблюдательный совет, руководитель, общее собрание или конференция работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и др. Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
Наблюдательный совет создается не более чем на 5 лет в составе не менее 5 и не более 11 членов. В его состав входят представители учредителя, исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления. Кратность нахождения лиц в составе наблюдательного совета законодательством не ограничивается. В компетенцию наблюдательного совета входит широкий круг вопросов, предусматривающий рассмотрение целесообразности реализации поступающих предложений по организации работы автономного учреждения.
Руководитель автономного учреждения (директор, генеральный директор, ректор, главный врач, художественный руководитель и т.д.) уполномочен решать вопросы осуществления текущего руководства деятельностью автономного учреждения в определенных границах. От имени автономного учреждения руководитель представляет интересы и совершает сделки без доверенности. Имеет право утверждать штатное расписание, контролировать документооборот, издавать приказы и давать указания, являющиеся обязательными для исполнения всеми работниками автономного учреждения.
В соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» Правительство Российской Федерации утвердило порядок ведения соответствующего государственного реестра[28]
. В нем определены: состав сведений, вносимых в реестр; порядок внесения сведений в реестр и исключения сведений из реестра; порядок предоставления сведений, содержащихся в реестре.
Вопрос 2. Основы административно-правового положения предприятий и учреждений.
Нормы права, предназначенные устанавливать административно-правовой статус предприятий и учреждений, можно разделить на следующие четыре основные группы:
1)Нормы, закрепляющие принципиальные положения в вопросах их взаимоотношений с органами исполнительной власти. Устанавливают:
запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность предприятий;
обязательную государственную регистрацию предприятий;
обязательность для предприятий ведения бухгалтерской и статистической отчетности; военно-учетной работы;
обязательность предоставления государственным органам информации, необходимой для налогообложения;
и некоторые другие положения.
К этой же группе относятся нормы, которые предусматривают обязанность предприятия соблюдать экологическое законодательство, земельное законодательство, эпидемиологическую безопасность, санитарно-гигиенические требования и т.д.
Уполномоченные государственные органы, осуществляющие надзор за соблюдением законодательства, могут в этой части вмешиваться в деятельность предприятий. Они наделены правом применения мер административного принуждения вплоть до привлечения предприятий и учреждений как юридических лиц к административной ответственности.
В некоторых случаях предприятия и учреждения обязаны получить лицензии на занятие определенным видом деятельности.
2)Нормы, закрепляющие административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений.
Поскольку государство является собственником таких предприятий и учреждений, его полномочия здесь наибольшие. Органы государственной власти обладают следующими правами:
образуют предприятия;
определяют их местонахождение и юридический адрес;
утверждают устав;
назначают руководителей;
реорганизуют и ликвидируют их.
В силу особой значимости для безопасности государства, личности и общества некоторые виды деятельности разрешаются только государственным предприятиям
, на которые распространяется разрешительная система: производство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, изготовление и реализация наркотических средств. Определенные виды деятельности подлежат лицензированию со стороны государства (фармацевтика, банковская и иная деятельность).
Особо важные объекты (телерадиоцентры, мобилизационные (в том числе лекарственные) склады; объекты Центробанка и др.) подлежат обязательной государственной охране.
Должностные лица государственных предприятий и учреждений наделены полномочиями государственно-властного характера, в том числе административной и дисциплинарной властью.
3)Нормы, закрепляющие административно-правовой статус муниципальных предприятий и учреждений. В целом административно-правовой статус муниципальных предприятий и учреждений аналогичен статусу государственных. Особенностью является то, что он реализуется в отношениях с органами местного самоуправления.
4)Нормы, закрепляющие административно-правовой статус негосударственных предприятий и учреждений. В целом на данные предприятия и учреждения распространяется административно-правовой режим, характерный для других предприятий, независимо от их организационно-правовых форм (т.е. нормы первой группы, устанавливающие правовой режим их деятельности и надзор за их соблюдением).
Вопрос 3. Государственные корпорации как субъекты административного права Российской Федерации.
Государственная корпорация – это одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций в Российской Федерации. Правовой статус госкорпораций устанавливается отдельным законодательством. Как правило, их руководители назначаются на должность указами Президента Российской Федерации. |
В отличие от акционерных обществ и государственных унитарных предприятий (ФГУПы), в государственных корпорациях преобладает доля участия государства. На госкорпорации не распространяются положения о необходимости раскрытия информации, обязательные для акционерных обществ. На них не распространяет свое действие и законодательство о несостоятельности (банкротстве). Собственность госкорпорации не является государственной собственностью. Тем самым они выведены из-под надзора Счетной палаты Российской Федерации.