ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 515
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Религиозным объединением признается добровольное объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на ее территории, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Ст. 14 Конституции РФ определяет, что «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства». Административно-правовой статус религиозных объединений регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях», а также Постановлением Правительства РФ «О порядке регистрации, открытии и закрытии в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций» и другими нормативными правовыми актами.
Одним из самых главных в деятельности любой религиозной организации является помощь гражданам соблюдение их конституционных прав и свобод, связанных с гарантией свободы совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».[31] Поэтому данный законодательный акт строго предписывает разнообразные правила организации и деятельности религиозных структур.
В Российской Федерации установлен специальный порядок создания религиозных объединений. Оно может быть создано при обязательном соблюдении следующих условий: совершеннолетними гражданами; в количестве не менее 10 человек; имеющих устав и другие учредительные документы, зарегистрированные в Министерстве юстиции России или его органах на местах.
Религиозным организациям предоставлено право на благотворительную деятельность, а также право создавать культурные и просветительные организации (в том числе церковно-приходские школы), учреждать органы массовой информации, включая радио и телевидение (ст. 24).
В настоящее время религиозным организациям разрешается вести и предпринимательскую деятельность: «религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации».
[32] Закон четко определяет, что лишь она нужна для достижения целей, ради которых и создавалась данная организация, то есть для исповедования и распространения веры.
Во-первых, прибыль от такой деятельности должна направляться не участникам религиозной организации, а на цели ее деятельности. Во-вторых, религиозные организации могут заниматься не всеми видами предпринимательской деятельности, а только теми видами, которые по своему характеру соответствуют целям их создания.[33]
Религиозные объединения могут быть ликвидированы по решению их учредителей или суда. Список оснований для ликвидации и запрета деятельности религиозного объединения в судебном порядке составлен с учетом печального опыта последних лет. В частности, такими основаниями являются:
действия, представляющие угрозу для общественной безопасности;
действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя России;
принуждение к разрушению семьи;
посягательства на личность, права и свободы граждан: нанесение ущерба их нравственности и здоровью, воспрепятствование получению обязательного образования, склонение к самоубийству или отказу от получения медицинской помощи, принуждение к отчуждению имущества в пользу религиозного объединения;
побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом обязанностей.
Надзор за исполнением законодательства о свободе совести и религиозных объединений осуществляют органы прокуратуры.
Контроль за соблюдением уставов религиозных объединений (относительно целей и порядка деятельности) осуществляет зарегистрировавший религиозное объединение орган Министерства юстиции России.
Законодательство об оперативно-розыскной деятельности запрещает привлекать священнослужителя к конфиденциальному сотрудничеству. По действующему законодательству наряду с адвокатами и ближайшими родственниками священнослужители не несут уголовной ответственности за недонесение о фактах преступной деятельности, доверенной ему в рамках исповеди. В СССР подобного исключения законодательство не предусматривало. ФСБ России юридически надзора за деятельностью религиозного объединения не осуществляет. В то же время КГБ СССР фактически осуществлял функции «духовной полиции».
Вопросы для самопроверки:
1. Какие виды предприятий в зависимости от формы собственности Вы знаете?
2. Какие существуют цели в зависимости от видов учреждений?
3. Какие нормы, определяющие взаимодействие предприятий и учреждений с органами государственной власти, Вам известны?.
4. В чем заключается особенность правового статуса государственных корпораций как субъектов административного права Российской Федерации?
5. Что такое понятие «общественное объединение»?
6. Какие виды общественных объединений Вам известны?
7. Какие основы административно-правового положения религиозных объединений в Российской Федерации Вы знаете?
8. Какие основы административно-правового статуса политических партий в Российской Федерации Вам известны?
9. Какие основы административно-правового статуса профессиональных союзов в Российской Федерации Вы знаете?
Литература по теме:
Основная литература:
1. Агапов А.Б. Административное право: Учебник. М. Издательство Юрайт. 2016. С.172, 191, 377, 387.
2. Кикоть В.Я., Кононов П.И., Румянцева Н.В., Административное право России: Учебник. – М: ЮНИТИ-ДАНА 2015, С. 127.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
4. Копытов Ю.А. Административное право: Учебник. М. Издательство Юрайт. 2015. С. 150.
5. Мелехин А.В. Административное право: Учебник. М.: Юстиция, 2016, С. 137.
6. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н., Административное право: Учебник. М.: Норма : ИНФРА-М, 2017 С. 262.
7. Федеральныйзакон«Обезопасности» от 28.12.2010N 390-ФЗ (ред. от05.10.2015) // СПС Консультант плюс.
Дополнительная литература:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.09.2017).
2. «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 29.07.2017).
3. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016).
4. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 N 10-ФЗ (в редакции 17.12.2008 N 1060-О-П).
5. Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии Росатом» от 01.12.2007 N 317-ФЗ (в редакции от 31.12.2017 года).
6. Федеральный закон «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции Ростех» от 23.11.2007 N 270-ФЗ (в редакции от 29.12.2017 N 470-ФЗ).
7. Федеральный закон № 2202-1-ФЗ от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации»
( в редакции от 01.02.2018).
8. Федеральный закон РФ № 82-ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», (в ред. от 20.12.2017 года).
9. Федеральный закон «Об обороне» от 30.12.1999 года № 223-ФЗ (в редакции от 27.09.2017 года).
10. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 10.05.2017).
11. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в редакции от 23.05.2016).
12. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (в редакции от 07.06..2017 года).
13. Федеральный закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ; «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в редакции от 28.12.2017 года).
14. Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 года № 174-ФЗ (в редакции от 27.11.2017 года).
15. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (в редакции, от 01.01.2018 года).
16. Федеральный закон «О правительстве Российской федерации» от 11.04.1997 года №2-ФКЗ (в редакции от 28.12.2016 года).
17. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» № 7 от 12.01.1996 года (в редакциях от 27.10.2017 года).
Тема 9. Ответственность по административному праву
Цели изучения темы:
получение начального представления об ответственности по административному праву;
получение начального представления о сущности административного принуждения.
Задачи изучения темы:
ознакомление с понятием «административная ответственность»;
определение видов административной ответственности;
определение сущности административного принуждения.
Успешно изучив тему, Вы:
Получите представление о:
об основных видах административной ответственности;
об основных вида административного принуждения;
об классификации мер административного принуждения.
Будете знать:
для чего необходима административная ответственность;
как соотносятся понятия «административная ответственность» и «административная принуждение»;
что понимается под административным принуждением;
на каких принципах строится процесс административного принуждения;
какие критерии свидетельствуют об эффективности государственного управления.
Вопросы темы:
1. Понятие и характерные черты административного принуждения.
2. Классификация мер административного принуждения.
3. Сущность административного принуждения.
4. Административная ответственность. Понятие и основные черты административной ответственности.
Вопрос 1. Понятие и характерные черты административного принуждения.
Общая теория права традиционно выделяет следующие пять видов мер государственного (правового) принуждения: дисциплинарное; материальное; гражданско-правовое; уголовное; административное.
Являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как крайнее, хотя и распространенное средство обеспечения правопорядка, выполняющее карательную функцию. Однако его значение только этим не исчерпывается. Одновременно административно-принудительные меры выполняют и иного рода функции, т.е. применяются не только в качестве