ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 492
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
( в редакции от 01.02.2018).
8. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в редакции. от 28.12.2016 № 11-ФКЗ).
9. Налоговый кодекс Российской Федерации 31июля1998года N146-ФЗ в редакции от 17.03.2009 N 5-П) от 17.03.2009 N 5-П).
10. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 N 41-ФЗ (в редакции от 07.02.2017 N 11-ФЗ).
11. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017).
12. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 10.05.2017).
13. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 года № 197-ФЗ (в ред. от 05.02.2018).
14. Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральный банк Российской Федерации (Банке России)», (в редакции от 26.04.2007 N 63-ФЗ).
15. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в редакции от 23.05.2016).
16. Таможенный кодекс Российской Федерации N 61-ФЗ от 28 мая 2003 года(в редакции от 01.01.2018 года).
17. Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 N 126-ФЗ (в редакции от 05.12.2017 N 386-ФЗ).
18. Федеральный закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ; «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в редакции от 28.12.2017 года).
19. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2018).
20. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 29.07.2017).
21. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (в редакции, от 01.01.2018 года).
22. Федеральный закон «О правительстве Российской федерации» от 11.04.1997 года №2-ФКЗ (в редакции от 28.12.2016 года).
23. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» № 7 от 12.01.1996 года (в редакциях от 27.10.2017 года).
Тема 15. Государственно управление социально-культурной сферой
Цели изучения темы:
получение начального представления о государственном управлении в области образования и науки;
получение начального представления о государственном управлении культурной сферой.
Задачи изучения темы:
ознакомление с понятием «государственное управление социально-культурной сферой;
определение принципов государственного управления в культурной и социальной сфере.
Успешно изучив тему, Вы:
Получите представление о:
об основных чертах государственного управления социально-культурной сфере;
об административно-правовом статусе органов государственного управления в социальной и культурной сфере.
Будете знать:
для чего необходимо государственное управление социальной и культурной сфере;
какие функции государственных органов в социально-культурной сфере государственного управления;
какова эффективность государственного управления в социальной и культурной сфере в современной России.
Вопросы темы:
1. Административно-правовой статус органов государственного управления в области образования и науки.
2. Административно-правовой статус органов государственного управления культурной сферой.
Вопрос 1. Административно-правовой статус органов государственного управления в области образования и науки.
В настоящее время национальное образование является одним из видов стратегического ресурса любого развитого современного государства[58]. Его качество и эффективность применения в практических целях позволяют предотвращать вызовы, возникающие в наиболее важных сферах организации общественной жизни: экономике, безопасности, сохранении идентичности самого государства.
Грамотность среди населения Европы составляет 98,8%, а в Африке только 62,5%. В России 0,6%, или 676 тыс., населения считаются неграмотными (более 500 тыс. из них – женщины). Россия занимает ведущие позиции в мире по числу студентов в соотношении с общей долей населения (50 студентов на 1 тыс. населения). Ведущие страны мира перешли на двухступенчатую систему высшего образования – бакалавриат
и магистратуру. В России до 2009 г. законодательно предусматривалось три уровня высшего образования: бакалавриат, подготовка специалиста, магистратура. С 2010 г. произошел переход на двухступенчатую систему высшего образования.
За последние годы наблюдается бурное развитие высшего образования в России. Это находит отражение в количественных характеристиках. Общая численность студентов увеличилась в 2,5 раза. Наиболее популярными на протяжении длительного времени остаются специальности юриста и экономиста.
В СССР всего было 650 учебных заведений (примерно на 275 млн человек населения), а в современной России – около 3 тыс. вместе с филиалами (примерно на 143 млн человек).
На Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)возложена обязанность по надзору за совершенствованием процедур лицензирования и государственной аккредитации, повышения эффективности организации образовательного процесса в вузах Российской Федерации, а также по внедрению инновационных технологий в образовательные процессы.
Российское законодательство в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании», другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.
Основными задачами законодательства Российской Федерации в образовательной сфере являются:
1) Разграничение компетенции в области образования между органами управления образованием различных уровней.
2) Обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование.
3) Создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования.
4) Определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.
Образовательные программы определяют содержание образования по различным уровням и направлениям. Они подразделяются на общеобразовательные и профессиональные программы.
Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе; на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К общеобразовательным относятся следующие программы:
дошкольного образования;
начального образования;
основного общего образования;
среднего (полного) общего образования.
Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовки специалистов соответствующей квалификации.
К профессиональным относятся программы: начального профессионального образования; среднего профессионального образования; высшего профессионального образования; послевузовского профессионального образования.
Образовательная деятельность осуществляется образовательными учреждениями. В зависимости от организационно-правовых форм они подразделяются на государственные, муниципальные, частные, иных форм собственности (например, общественных или религиозных организаций). Их деятельность регулируется типовыми положениями и разработанными на их основе уставами.
Непосредственное управление образовательным учреждением осуществляют прошедшие соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель соответствующего образовательного учреждения. В вузах образовывается коллективный орган – ученый совет.
Главенствующее положение в системе федеральных органов управления образованием занимает Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России),в состав которого входят: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам; Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Федеральное агентство по науке и инновациям; Федеральное агентство по образованию.
Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития
федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Оно осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и агентств.
Минобрнауки России призвано обеспечить осуществление государственной политики в области образования и науки. В частности, к ведению Министерства отнесена разработка федеральных государственных образовательных программ, определение максимального объема учебной нагрузки обучающихся, разработка требований к уровню подготовки выпускников. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов, а также иных основных задач, стоящих перед Минобрнауки России, определяется Правительством Российской Федерации.
Минобрнауки России принимает участие в лицензировании образовательного процесса. В его компетенцию входит выдача лицензий на право ведения образовательной деятельности, а также осуществление государственной аккредитации и аттестации образовательных учреждений. В процессе аттестации устанавливается соответствие качества подготовки выпускников образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов. Государственная аккредитация образовательных учреждений проводится на основе заключения об аттестации образовательного учреждения. В результате государственной аккредитации образовательное учреждение наделяется дополнительными правами: правом выдачи документов государственного образца о соответствующем уровне образования, правом на получение бюджетных средств и др.
К компетенции Минобрнауки России относится: инспектирование образовательных учреждений и органов управления образованием; создание, реорганизация, ликвидация и осуществление проверки образовательных учреждений, непосредственно подчиненных ему.
На региональном уровне задачи и функции Минобрнауки России выполняют его территориальные органы.
Организация научных исследований. Перед Российской Федерацией на современном этапе в области науки
8. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в редакции. от 28.12.2016 № 11-ФКЗ).
9. Налоговый кодекс Российской Федерации 31июля1998года N146-ФЗ в редакции от 17.03.2009 N 5-П) от 17.03.2009 N 5-П).
10. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 N 41-ФЗ (в редакции от 07.02.2017 N 11-ФЗ).
11. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017).
12. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 10.05.2017).
13. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 года № 197-ФЗ (в ред. от 05.02.2018).
14. Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральный банк Российской Федерации (Банке России)», (в редакции от 26.04.2007 N 63-ФЗ).
15. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в редакции от 23.05.2016).
16. Таможенный кодекс Российской Федерации N 61-ФЗ от 28 мая 2003 года(в редакции от 01.01.2018 года).
17. Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 N 126-ФЗ (в редакции от 05.12.2017 N 386-ФЗ).
18. Федеральный закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ; «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в редакции от 28.12.2017 года).
19. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2018).
20. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 29.07.2017).
21. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (в редакции, от 01.01.2018 года).
22. Федеральный закон «О правительстве Российской федерации» от 11.04.1997 года №2-ФКЗ (в редакции от 28.12.2016 года).
23. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» № 7 от 12.01.1996 года (в редакциях от 27.10.2017 года).
Тема 15. Государственно управление социально-культурной сферой
Цели изучения темы:
получение начального представления о государственном управлении в области образования и науки;
получение начального представления о государственном управлении культурной сферой.
Задачи изучения темы:
ознакомление с понятием «государственное управление социально-культурной сферой;
определение принципов государственного управления в культурной и социальной сфере.
Успешно изучив тему, Вы:
Получите представление о:
об основных чертах государственного управления социально-культурной сфере;
об административно-правовом статусе органов государственного управления в социальной и культурной сфере.
Будете знать:
для чего необходимо государственное управление социальной и культурной сфере;
какие функции государственных органов в социально-культурной сфере государственного управления;
какова эффективность государственного управления в социальной и культурной сфере в современной России.
Вопросы темы:
1. Административно-правовой статус органов государственного управления в области образования и науки.
2. Административно-правовой статус органов государственного управления культурной сферой.
Вопрос 1. Административно-правовой статус органов государственного управления в области образования и науки.
В настоящее время национальное образование является одним из видов стратегического ресурса любого развитого современного государства[58]. Его качество и эффективность применения в практических целях позволяют предотвращать вызовы, возникающие в наиболее важных сферах организации общественной жизни: экономике, безопасности, сохранении идентичности самого государства.
Грамотность среди населения Европы составляет 98,8%, а в Африке только 62,5%. В России 0,6%, или 676 тыс., населения считаются неграмотными (более 500 тыс. из них – женщины). Россия занимает ведущие позиции в мире по числу студентов в соотношении с общей долей населения (50 студентов на 1 тыс. населения). Ведущие страны мира перешли на двухступенчатую систему высшего образования – бакалавриат
и магистратуру. В России до 2009 г. законодательно предусматривалось три уровня высшего образования: бакалавриат, подготовка специалиста, магистратура. С 2010 г. произошел переход на двухступенчатую систему высшего образования.
За последние годы наблюдается бурное развитие высшего образования в России. Это находит отражение в количественных характеристиках. Общая численность студентов увеличилась в 2,5 раза. Наиболее популярными на протяжении длительного времени остаются специальности юриста и экономиста.
В СССР всего было 650 учебных заведений (примерно на 275 млн человек населения), а в современной России – около 3 тыс. вместе с филиалами (примерно на 143 млн человек).
На Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)возложена обязанность по надзору за совершенствованием процедур лицензирования и государственной аккредитации, повышения эффективности организации образовательного процесса в вузах Российской Федерации, а также по внедрению инновационных технологий в образовательные процессы.
Российское законодательство в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании», другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.
Основными задачами законодательства Российской Федерации в образовательной сфере являются:
1) Разграничение компетенции в области образования между органами управления образованием различных уровней.
2) Обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование.
3) Создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования.
4) Определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.
Образовательные программы определяют содержание образования по различным уровням и направлениям. Они подразделяются на общеобразовательные и профессиональные программы.
Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе; на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К общеобразовательным относятся следующие программы:
дошкольного образования;
начального образования;
основного общего образования;
среднего (полного) общего образования.
Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовки специалистов соответствующей квалификации.
К профессиональным относятся программы: начального профессионального образования; среднего профессионального образования; высшего профессионального образования; послевузовского профессионального образования.
Образовательная деятельность осуществляется образовательными учреждениями. В зависимости от организационно-правовых форм они подразделяются на государственные, муниципальные, частные, иных форм собственности (например, общественных или религиозных организаций). Их деятельность регулируется типовыми положениями и разработанными на их основе уставами.
По российскому законодательству, образовательным является учреждение, реализующее одну или несколько образовательных программ и обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся[59]. |
Непосредственное управление образовательным учреждением осуществляют прошедшие соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель соответствующего образовательного учреждения. В вузах образовывается коллективный орган – ученый совет.
Главенствующее положение в системе федеральных органов управления образованием занимает Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России),в состав которого входят: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам; Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Федеральное агентство по науке и инновациям; Федеральное агентство по образованию.
Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития
федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Оно осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и агентств.
Минобрнауки России призвано обеспечить осуществление государственной политики в области образования и науки. В частности, к ведению Министерства отнесена разработка федеральных государственных образовательных программ, определение максимального объема учебной нагрузки обучающихся, разработка требований к уровню подготовки выпускников. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов, а также иных основных задач, стоящих перед Минобрнауки России, определяется Правительством Российской Федерации.
Минобрнауки России принимает участие в лицензировании образовательного процесса. В его компетенцию входит выдача лицензий на право ведения образовательной деятельности, а также осуществление государственной аккредитации и аттестации образовательных учреждений. В процессе аттестации устанавливается соответствие качества подготовки выпускников образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов. Государственная аккредитация образовательных учреждений проводится на основе заключения об аттестации образовательного учреждения. В результате государственной аккредитации образовательное учреждение наделяется дополнительными правами: правом выдачи документов государственного образца о соответствующем уровне образования, правом на получение бюджетных средств и др.
К компетенции Минобрнауки России относится: инспектирование образовательных учреждений и органов управления образованием; создание, реорганизация, ликвидация и осуществление проверки образовательных учреждений, непосредственно подчиненных ему.
На региональном уровне задачи и функции Минобрнауки России выполняют его территориальные органы.
Организация научных исследований. Перед Российской Федерацией на современном этапе в области науки