Файл: Социальное управление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 551

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.

Компетенция Президента РФ реализуется по вопросам исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Взаимодействуя со всеми ветвями власти, Президент имеет наибольший объем полномочий по отношению к органам исполнительной власти. Эти полномочия дают ему возможность формировать Правительство и контролировать его работу. Именно Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации. Хотя такое назначение осуществляется только с согласия Государственной Думы, все-таки последнее слово остается за главой государства (ст. 111 Конституции РФ).

Право Президента РФ председательствовать на заседаниях Правительства не сводится только к формальному ведению заседаний, он в отдельных случаях может взять руководство Правительством на себя, давать непосредственно поручения и указания всем членам Правительства, учитывая, что ряд руководителей федеральных органов исполнительной власти (МВД, МЧС, Минобороны, ФСБ, ФСО и т.д.) подчинены ему непосредственно. Это общепринятая мировая практика всех демократических и тем более – недемократических государств.

Основным предназначением находящихся под непосредственным руководством Президента РФ федеральных министерств и ведомств являются вопросы обеспечения государственной (национальной) безопасности. Такое положение соответствует п. 1 ст. 87 Конституции РФ, согласно которой Президент РФ «является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации».

Ключевым полномочием во взаимоотношениях Президента РФ с правительством страны является его право принимать решение об отставке Правительства. Конституция Российской Федерации не устанавливает причин, по которым Президент может принять такое решение. Оно может быть принято в силу неэффективности социально-экономической политики Правительства РФ или по иным причинам.

Президент Российской Федерации в целях эффективной реализации полномочий по определению внутренней и внешней политики может создавать (образовывать) соответствующие структуры (комиссии, советы). Для решения возложенных на них задач они наделяются правом запрашивать необходимые материалы от органов государственной власти всех уровней (федеральных и региональных), органов местного самоуправления и от организаций. При необходимости они могут создавать рабочие группы по определенным направлениям с привлечением специалистов и ученых. Например, в целях выработки государственной политики в области формирования и эффективного использования резерва управленческих кадров образована Комиссия при Президенте Российской Федерации. В целях совершенствования государственной политики в области развития финансового рынка был образован Совет при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка.


Администрация Президента Российской Федерации представляет собой один из основных государственных институтов, находящийся в непосредственном подчинении главы государства. Она предназначена обеспечивать деятельность главы государства и осуществлять контроль за исполнением его решений. Ее полномочия производны от конституционных полномочий главы государства. С момента формирования Администрации Президента РФ (1991 г.) ее статус, место в системе органов государственной власти и степень политического влияния с учетом накопленного опыта значительно изменились. Сейчас в состав Администрации также входят полномочные представители Президента РФ в федеральных округах и главные федеральные инспекторы в субъектах РФ.

Представители Президента работают в Государственной Думе, Совете Федерации, Конституционном Суде РФ. В соответствии с Конституцией Президент Российской Федерации обладает правом назначать и освобождать своих полномочных представителей. Это имеет большое значение для обеспечения процесса взаимодействия Президента РФ с другими органами государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной, а также с российскими регионами.

 

Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах представляют собой один из элементов института президентской власти. Им отводится особая роль в процессе обеспечения осуществления полномочий федеральных органов государственной власти.

Федеральные округа в Российской Федерации представляют собой особые территориальные образования, созданные для управления государственными делами во всем объеме в рамках федеральной компетенции.

В указе Президента РФ перечислены следующие функции и права полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе:

     обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;

     анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также состояние с кадровой обеспеченностью в указанных органах, вносит Президенту соответствующие предложения;



     организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;

     организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ в федеральном округе;

     вносит Президенту предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина;

     взаимодействует с Контрольным управлением Президента РФ и органами прокуратуры РФ при организации проверок исполнения в федеральном округе федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ;

     и другие.

 

Совет безопасности Российской Федерации.

Этот орган предусмотрен Конституцией РФ (п. «ж» ст. 83) Совет безопасности Российской Федерации. Целевой элемент его компетенции заключается в осуществлении подготовки решений Президента в области обеспечения безопасности, которые оформляются указами. Фактически Совет безопасности является рабочим инструментом главы государства. На Совет безопасности возложены задачи разработки общих концептуальных положений стратегии национальной безопасности и координации деятельности силовых структур, а также других министерств и ведомств по вопросам обеспечения национальных интересов России.

Совет безопасности проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности Российской Федерации, оперативно готовит для Президента России проекты решений по их предотвращению, разрабатывает соответствующие предложения.

В состав Совета безопасности РФ входят: председатель (Президент РФ); секретарь (возглавляет аппарат Совета безопасности и подчиняется непосредственно Президенту); постоянные члены и члены Совета безопасности (Председатель Правительства и руководители ряда наиболее значимых федеральных министерств и ведомств, а также Президент Российской академии наук и руководитель Администрации Президента РФ).

 


Вопрос 3. Федеральные органы исполнительной административной власти России.

 

Особое место в системе современных органов исполнительной административной власти занимает Правительство Российской Федерации. Правовое положение (правовой статус и полномочия) Правительства РФ определяется Конституцией, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», другими законами и указами Президента РФ.

В соответствии со ст. 6 Конституции РФ «исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации», которое является коллегиальным, федеральным органом исполнительной власти общей компетенции, подчиненным Президенту РФ. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы, которая должна в течение недели рассмотреть предложение о кандидатуре.

По представлению Председателя Правительства Президент РФ, не согласовывая их кандидатуры с Государственной Думой, назначает других членов Правительства: министров обороны, внутренних дел, иностранных дел и других.

В соответствии со ст. 32 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Президент РФ «руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета безопасности Российской Федерации».

Как федеральный орган исполнительной власти общей компетенции Правительство РФ наделено широкими полномочиями во всех областях жизнедеятельности государства. В частности, Правительство Российской Федерации (ст. 114 Конституции РФ):

1)      разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

2)      обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, налоговой, кредитной и денежной политики;


3)      обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

4)      осуществляет управление федеральной собственностью;

5)      осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, осуществлению внешней политики России;

6)      осуществляет меры по обеспечению законности прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

7)      осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента.

 

К общим полномочиям Правительства Российской Федерации отнесены следующие направления деятельности:

     организация реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации;

     осуществление регулирования процессов в социально-экономической сфере;

     обеспечение единства системы исполнительной власти в Российской Федерации, направление и контроль деятельности ее органов;

     формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации;

     реализация предоставленного ему права законодательной инициативы.

 

Правительство Российской Федерации представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Правительство издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Нормативные акты Правительства вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их официального опубликования, если в них не предусмотрено иное. Постановления и распоряжения Правительства официально публикуются в Собрании Законодательства РФ. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом РФ.

Для согласованности действий федеральных органов исполнительной власти всех организационно-правовых форм (министерства, службы и агентства) Правительство РФ издает соответствующие нормативные правовые акты.

Как и Президент Российской Федерации, Правительство России в целях эффективного развития определенной сферы также создает соответствующие комиссии. В соответствии с действующим законодательством в состав Правительства России входят: