Файл: Социальное управление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 560

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


     Первая группа относится к существу служебной деятельности. Это права на:

1)      ознакомление с документами, определяющими права и обязанности;

2)      получение информации;

3)      посещение предприятий;

4)      принятие решений и участие в их подготовке;

5)      участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности;

6)      продвижение по службе;

7)      переподготовку и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета.

 

     Вторую группу составляют служебные права, сопутствующие правовому статусу государственных служащих. Это права:

1)      на пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

2)      на ознакомление с материалами своего личного дела;

3)      на требование проведения служебного расследования для опровержения сведений, порочащих честь и достоинство государственного служащего;

4)      на объединение в профсоюзы для защиты своих прав;

5)      на обращение в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой.

 

Ограничения и запреты, обязательные для государственного служащего. Кроме прав и обязанностей, государственный служащий, поступая на государственную должность, добровольно принимает и ряд установленных законодательством ограничений и запретов(ст. 11 закона). Они имеют своей целью обеспечить достаточно высокий моральный облик государственного служащего и свободу его действий в пределах должностных полномочий. Такие ограничения направлены на воспрепятствование возможным злоупотреблениям и проявлениям коррупции.

Как представляется, установленные законодательством ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной службы, необходимо рассматривать в следующих основных аспектах:

     несовместимость государственно-служебной деятельности с другими видами оплачиваемой деятельности, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

     недопустимость получения вознаграждения от третьих лиц за исполнение должностных обязанностей;

     строгое соблюдение государственно-служебной дисциплины;


     приоритет государственных интересов над личными;

     политическая нейтральность.

 

С принятием Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в ст. 12 предусмотрены следующие дополнительные ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора:

     в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

     в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы. Несоблюдение этого требования влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином.

 

На работодателя возлагается обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Важную роль в обеспечении эффективной работы государственного аппарата играют разнообразные и существенные гарантии, установленные законодательством для государственного служащего (в ст. 15 закона установлен перечень социальных прав, гарантированных государственным служащим в связи с исполнением ими профессиональной деятельности по обеспечению реализации полномочий государственных органов).

 

Вопрос 8. Юридическая ответственность государственных служащих.

 

Неукоснительное соблюдение, укрепление государственной дисциплины на порученном участке работы – одна из важнейших обязанностей служащих. За невыполнение этой обязанности они могут привлекаться к ответственности – 

дисциплинарнойадминистративнойматериальнойуголовной.

 

Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, т.е. виновное нарушение правил, обязанностей службы, в частности, служебной дисциплины.

 

Дисциплинарные взыскания применяются, как правило, в порядке служебного подчинения, только определенным кругом субъектов линейной власти, в пределах их компетенции и установленного перечня таких взысканий. Перечень дисциплинарных взысканий не может произвольно изменяться субъектами их применения.

Согласно ст. 14 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность, следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение.

Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания.

 

Основанием административной ответственности является административный проступок.

 

К административной ответственности привлекаются служащие, чаще всего должностные лица, за нарушение общеобязательных правил, предусмотренных КоАП РФ и другими актами с административными санкциями, если их соблюдение вменено им в обязанность.

К служащим применяются только два вида административных наказаний: предупреждение и административный штраф.

 

Уголовная ответственность наступает за совершение преступлений.

 

В УК РФ особо выделеняются должностные преступления: злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, халатность, получение взятки, должностной подлог.

 

Материальная ответственность, в отличие от других видов юридической ответственности государственных служащих, носит восстановительный характер. Она наступает за причинение материального ущерба организации и выражается в возмещении виновным причиненного вреда.


 

Материальная ответственность бывает ограниченной: служащие, по вине которых причинен ущерб, несут ее в размере прямого ущерба, но не более своего среднего месячного заработка. Полная материальная ответственность означает, что ущерб возмещается в полном размере. Она наступает, если, например, ущерб причинен не при исполнении служебных обязанностей, когда служащий был в нетрезвом состоянии, когда с ним заключен договор о полной материальной ответственности.

 

Вопросы для самопроверки:

1.      Что такое «понятие государственной службы»?

2.      В чем заключается специфика государственной службы как одного из видов социальной деятельности?

3.      Какие виды государственной службы Вы знаете?

4.      Какие виды государственной службы Вы знаете?

5.      В чем заключается сущность принципа о равном доступе граждан к государственной службе?

6.      Означает ли принцип внепартийности государственной службы то, что государственные служащие всех видов находятся вне политики?

7.      Могут ли поступить на государственную службу в Российской Федерации лица, имеющие двойное гражданство?

8.      Что такое «административно-правовой статус государственных служащих Российской Федерации»?

9.      Какие обязанности, права и гарантии государственных служащих Вы знаете?

10.  Какие особенности классификации отдельных категорий государственных служащих Вам известны?

11.  Что вкладывается в понятие «должностное лицо» в административном праве?

12.  Какие конституционные ограничения распространяются на государственных служащих различных видов?

 

Литература по теме:

 

Основная литература:

1.  Агапов А.Б. Административное право: учебник. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – С. 287.

2.  Кикоть В.Я., Кононов П.И., Румянцева Н.В., Административное право России: учебник. – М: ЮНИТИ-ДАНА 2015. – С.163.

3.  Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

4.  Копытов Ю.А. Административное право : учебник. – М.: Юрайт, 2015. – С. 161.

5.  Мелехин А.В. Административное право: учебник. – М.: Юстиция, 2016. – С. 108.

6.  Россинский Б.В.. Старилов Ю.Н., Административное право: учебник. – М.: Норма: ИНФРА-М. 2017 . С. 212.

7.  Федеральныйзакон«О безопасности» от 28.12.2010N 390-ФЗ (ред. от05.10.2015) // СПС Консультант плюс.


 

Дополнительная литература:

1.      Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.09.2017).

2.      «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 29.07.2017).

3.      Федеральный закон РФ 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 03.07.2016).

4.      Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, (в редакции от 29.07.2017 года).

5.      Федеральный закон № 2202-1-ФЗ от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» ( в редакции от 01.02.2018).

6.      Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» (в редакции от 29.12.2017 года).

7.      Федеральный закон «Об обороне» от 30.12.1999 года № 223-ФЗ (в редакции от 27.09.2017 года).

8.      Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» в ред. (от 27.07.2017 года).

9.      Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (в редакции от 28.12.2016 года).

10.  Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в редакции от 23.05.2016).

11.  Федеральный закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ; «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в редакции от 28.12.2017 года).

12.  Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (в редакции, от 01.01.2018 года).

13.  Федеральный закон «О правительстве Российской федерации» от 11.04.1997 года №2-ФКЗ (в редакции от 28.12.2016 года).

 

Тема 8. Административно-правовой статус предприятий, учреждений, организаций и общественных объединения

 

Цели изучения темы:

     получение начального представления о предприятиях и учреждениях;

     получение представления о принципах государственных корпораций;

     получения представления об основах общественных и иных негосударственных объединений.

 

Задачи изучения темы:

     ознакомление с понятием «предприятия и учреждения»;

     ознакомление с основами и принципами предприятий и учреждений;

     ознакомление с основами и принципами общественных и иных негосударственных объединений.

 

Успешно изучив тему, Вы: