ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 562
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9. Федеральный закон «Об обороне» от 30.12.1999 года № 223-ФЗ (в редакции от 27.09.2017 года).
10. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 N 41-ФЗ (в редакции от 07.02.2017 N 11-ФЗ).
11. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 10.05.2017).
12. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 года № 197-ФЗ (в ред. от 05.02.2018).
13. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» в ред. (от 27.07.2017 года).
14. Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в редакции от 26.04.2007 N 63-ФЗ).
15. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от31.12.2017 года).
16. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в редакции от 23.05.2016).
17. Федеральный закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ; «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в редакции от 28.12.2017 года).
18. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (в редакции, от 01.01.2018 года).
19. Федеральный закон «О правительстве Российской федерации» от 11.04.1997 года №2-ФКЗ (в редакции от 28.12.2016 года).
Тема 13. Организация государственной безопасности и государственного управления Российской Федерации в условиях действия специальных правовых режимов
Цели изучения темы:
получение начального о государственной безопасности;
получение начального представления о государственном управление в условиях чрезвычайных ситуаций;
получение начального представления об особых правовых режимах.
Задачи изучения темы:
ознакомление с понятием «государственная безопасность»;
определение видов государственного управления при чрезвычайных ситуациях;
определение сущности специальных правовых режимов.
Успешно изучив тему, Вы:
Получите представление о:
об основных объектах безопасности;
о основных видах безопасности страны;
об основных механизмах осуществления государственного управления при чрезвычайных ситуациях;
о классификации видов угроз безопасности;
о классификации органов государственной безопасности;
об основных видах правовых режимов при чрезвычайных ситуациях.
Будете знать:
для чего необходимо осуществление государственного управления при чрезвычайных ситуациях;
что понимается под угрозой безопасности;
что понимается под обеспечением безопасности;
каике существуют государственные органы, обеспечивающие безопасность страны и их функции;
что такое особые правовые режимы;
какие особенности присущи каждому особому правовому режиму;
сущность особых правовых режимов.
Вопросы темы:
1. Государственное управление при чрезвычайных ситуациях.
2. Государственное управление при чрезвычайных ситуациях. Понятие и сущность специальных правовых режимов.
3. Особые правовые режимы.
Вопрос 1. Государственное управление при чрезвычайных ситуациях.
Государственная безопасность представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. В соответствии с Законом РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г.1 к основным объектам безопасности относятся:
личность – ее права и свободы;
общество – его материальные и духовные ценности;
государство –его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Под угрозой безопасности понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства[47].
Любая угроза безопасности предполагает количественное либо качественное изменение социальной системы или среды, при которой затрудняется, нарушается или становится невозможным нормальная жизнедеятельность объектов безопасности.
Виды угрозы классифицируются по различным основаниям:
1) По вероятности реализации выделяются реальные угрозы, т.е. те, деструктивное воздействие которых может осуществляться в любом отрезке времени, и потенциальные (удаленные) – возможные только в случае формирования каких-либо условий.
2) По месту расположения источников опасности угрозы могут быть: внутренние – чьи источники находятся на территории страны; внешние – чьи источники расположены за пределами России.
3) По сферам человеческой деятельности можно вести речь о политических, экономических, военных, криминологических и иных угрозах.
4) По отношению к человеческой деятельности различаются объективные угрозы, которые формируются независимо от целенаправленной деятельности людей либо проистекают из качественных особенностей объекта безопасности, и
субъективные – т.е. обусловливаемые сознательными действиями каких-либо лиц или структур – разведывательной, подрывной и террористической и иной организованной преступной деятельностью.
5) По масштабам воздействия угрозы могут быть: всеобщие – их последствия отражаются на состоянии всей страны; локальные – последствия их реализации дезорганизуют жизнь какой-либо части страны; частные – последствия их реализации затрагивают интересы отдельного индивида.
Совокупность угроз не является постоянной. Угрозы могут появляться и исчезать, возрастать и уменьшаться. Оценка угрозы является обязанностью органов исполнительной власти при планировании и принятии соответствующих решений во всех областях социальной жизни.
Именно характер и степень вероятности угроз предопределяют содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.
Под обеспечением безопасности подразумевается система экономических, политических, организационных, правовых и иных мер по охране и защите личности, общества и государства, адекватных угрозам их жизненно важным интересам.
Основным субъектом обеспечения безопасности выступает государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Государство не только обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории страны, но и гарантирует гражданам РФ, находящимся за ее пределами, защиту и покровительство.
Совет безопасности. Президент РФ формирует и возглавляет Совет безопасности РФ, который согласно п. «ж» ст. 83 Конституции РФ, Закону РФ «О безопасности» и Положению о Совете безопасности, утвержденному Указом Президента РФ от 7 июня 2004 г. № 726, является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.
Решения Совета безопасности по важнейшим вопросам оформляются указами Президента, иные решения – протоколами. Специальными федеральными органами обеспечения государственной безопасности являются: Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны, Государственная фельдъегерская служба.
Федеральная служба безопасности (ФСБ России).
В соответствии с Федеральным законом «Об органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г.1 они представляют собой строго централизованную систему, т.е. они не подконтрольны и не подотчетны органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Положению о Федеральной службе безопасности, утвержденному Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 9601, ФСБ России является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты и охраны Государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности, определенные законодательством РФ, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.
Органы ФСБ России в соответствии с законодательством призваны осуществлять:
1) контрразведывательную деятельность;
2) защиту и охрану Государственной границы РФ;
3) борьбу с преступностью;
4) разведывательную деятельность;
5) обеспечение информационной безопасности.
Федеральные органы внешней разведки. Правовые основы осуществления внешней разведывательной деятельности определяются Федеральным законом «О внешней разведке» от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ1.
В соответствии со ст. 1 вышеуказанного Федерального закона внешняя разведка Российской Федерации как совокупность специально создаваемых государством органов внешней разведки является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации. Разведывательная деятельность осуществляется указанными органами посредством добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц, а также посредством оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
На основании ст. 5 Закона целями разведывательной деятельности являются: