Файл: Социальное управление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 554

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


     подрывных акций со стороны разного рода экстремистских и террористических групп, наркобизнеса и т.п.

 

Определенную угрозу для нормального функционирования российского общества представляют терроризм, организованная преступность, коррупция, социальные конфликты, природные и техногенные катаклизмы. Административно-правовому режиму защиты и охраны Государственной границы присуще управляющее действие, которое осуществляется от имени государства на властно-императивных началах, создавая тем самым субординарные правоотношения между их субъектами.

Обеспечивая государственную безопасность, Россия исходит, прежде всего, из международно-правового принципа нерушимости границ, тесно связанного с принципом территориальной целостности государства. Одним из элементов этого принципа является неприкосновенность границ. Это означает недопустимость каких-либо посягательств на границы государства, а также недопустимость пересечения границы без разрешения соответствующих властей и договоренности сопредельных государств.

Государственная граница Российской Федерации выполняет следующие две основные функции: обеспечивает безопасность страны; служит передовой линией контактов с другими странами и способствует установлению добрососедских отношений с ними.

Защита и охрана Государственной границы Российской Федерации состоит из следующих основных элементов: режима Государственной границы; пограничного режима; режима в пунктах пропуска через границу; особых полномочий пограничных органов федеральной службы безопасности, Военно-Воздушных сил и Военно-Морского Флота.

В практике пограничных органов встречаются три вида задержания – это: физический захват; административное задержание; уголовно-процессуальное задержание.

 

Вопросы для самопроверки:

1.  Дайте определение понятию «чрезвычайная ситуация».

2.  Охарактеризуйте личность как объект безопасности.

3.  Охарактеризуйте общество как объект безопасности.

4.  Назовите критерии деления чрезвычайных ситуаций на виды.

5.  Какие обстоятельства служат основанием для введения особого правового режима чрезвычайного положения?

6.  Охарактеризуйте соотношение понятий «чрезвычайное положение», «чрезвычайная ситуация» и «чрезвычайные обстоятельства».


7.  Перечислите функции органов государственной власти в условиях действия режимов чрезвычайного и военного положений.

8.  Какие ограничения по законодательству России могут вводиться в отношении физических и юридических лиц при введении режима чрезвычайного положения?

9.  Изменяются ли в этот период сроки административного задержания лица и жесткость административных взысканий?

 

Литература по теме:

 

Основная литература:

1.  Агапов А.Б. Административное право: Учебник. М. Издательство Юрайт. 2016. С.843, 861, 879.

2.  Кикоть В.Я., Кононов П.И., Румянцева Н.В., Административное право России: Учебник. – М: ЮНИТИ-ДАНА 2015, С. 662.

3.  Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

4.  Копытов Ю.А. Административное право: Учебник. М. Издательство Юрайт. 2015. С. 214, 446.

5.  Мелехин А.В. Административное право: Учебник. М.: Юстиция, 2016, С.241.

6.  Россинский Б.В., Старилов Ю.Н., Административное право: Учебник. М.: Норма : ИНФРА-М, 2017 С. 362.

7.  Федеральныйзакон«Обезопасности» от 28.12.2010N 390-ФЗ (ред. от05.10.2015) // СПС Консультант плюс.

 

Дополнительная литература:

1.      «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 29.07.2017) .

2.      Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.09.2017).

3.      Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 года № 197-ФЗ (в ред. от 05.02.2018).

4.      Федеральный закон «О внешней разведке» от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ1 (в редакции от 30.12.2015 N 468-ФЗ ).

5.      Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (в редакции, от 01.01.2018 года).

6.      Федеральный закон «О правительстве Российской федерации» от 11.04.1997 года №2-ФКЗ (в редакции от 28.12.2016 года).

7.      Федеральный закон «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.05.2016 N 141-ФЗ (в редакции от 01.07.2017 N 132-ФЗ).

8.      Федеральный закон «Об обороне» от 30.12.1999 года № 223-ФЗ (в редакции от 27.09.2017 года).

9.      Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, (в редакции от 29.07.2017 года).

10.  Федеральный закон «Об органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации»

 от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ (в редакции от 18.06.2017 года).

11.  Федеральный закон № 2202-1-ФЗ от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» ( в редакции от 01.02.2018).

12.  Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» 9в редакции от 30.12.2015 N 448-ФЗ).

13.  Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». (в редакции от 23.06.2016 N 218-ФЗ).

14.  Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (в редакции от 28.12.2016 года).

15.  Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в редакции от 23.05.2016).

16.  Федеральный закон от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране» (в редакции от 01.07.2017 года № 148-ФЗ).

17.  Федеральный закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ; «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в редакции от 28.12.2017 года).

18.  Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» (в редакции от 29.12.2017 года).

19.  Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» в ред. (от 27.07.2017 года).

20.  Федеральный закон РФ 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 03.07.2016)

21.  Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в редакции. от 28.12.2016 № 11-ФКЗ).

22.  Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении» (в редакции от 01.07.2017).

23.  Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (в редакции от 03.07.2016).

 


Тема 14. Государственное управление экономикой

 

Цели изучения темы:

     получение начального о государственном управлении и исполнительной власти в РФ;

     получение начального представления о понятии «государственное управление» в широком, узком и собственном смысле слова.

 

Задачи изучения темы:

     ознакомление с понятием «государственное управление»;

     определение принципов государственного управления;

     определение методов государственного управления;

     определение системы государственного управления как разновидности социальной деятельности людей.

 

Успешно изучив тему, Вы:

Получите представление о:

     об основных чертах государственного управления;

     об общих функциях государственного управления;

     об основных признаках государственного управления.

 

Будете знать:

     для чего необходимо государственное управление;

     как соотносятся понятия «государственное управление» и «исполнительная власть»;

        что понимается под государственным управлением в узком и широком смыслах;

     на каких принципах строится процесс государственного управления;

     какие критерии свидетельствуют об эффективности государственного управления;

     какова эффективность государственного управления в современной России.

 

Вопросы темы:

1.  Правовое положение органов управления в сфере экономики, их система.

2.  Принципы государственного управления.

 

Вопрос 1. Правовое положение органов управления в сфере экономики, их система.

 

Государственно-административное управление в сфере экономики представляет собой обособленную совокупность норм административного права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления административно-публичной деятельности и публичного взаимодействия физических лиц и (или) организаций в сфере экономики. Предметом административно-экономического права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления административно-публичной деятельности и публичного взаимодействия физических лиц и (или) организаций в сфере экономики
[53].

 

Управление экономикой. Государственное управление в сфере экономики осуществляется соответствующими органами исполнительной власти и должностными лицами. Их компетенция и принципы деятельности определяются законами и другими нормативными актами.

Сферу экономики составляют:

     сфера материального производства, включающая совокупность отраслей, в которых создается непосредственно материальный продукт;

     отрасли непроизводственной сферы, результатом функционирования которых является оказание услуг нематериального характера.

 

К отраслям экономики относятся:

     промышленность;

     строительство;

     агропромышленный комплекс;

     жилищно-хозяйственный комплекс;

     транспорт;

     связь;

     торговля;

     природопользование и охрана окружающей природной среды.

 

Правовую основу государственного регулирования экономики составляют многочисленные нормативные правовые акты. Среди них: кодексы и, прежде всего, Гражданский кодекс Российской Федерации; федеральные законы; федеральные и региональные целевые программы; нормативные правовые акты, утверждающие положения об органах исполнительной власти, действующих в сфере экономики, и др.

Основными задачами государственного регулирования в сфере экономики являются:

1)      обеспечение стабильного, динамичного и сбалансированного развития всех отраслей экономики;

2)      обеспечение равных возможностей для участия в экономической деятельности всем субъектам экономических отношений;

3)      обеспечение защиты прав и законных интересов субъектов экономических отношений, выявление и пресечение нарушений их прав и законных интересов со стороны недобросовестных участников рынка;

4)      обеспечение безопасности экономической деятельности, выявление и пресечение угроз безопасности государства и общества, возникающих в ходе ее осуществления.

 

Действующее законодательство Российской Федерации в сфере экономики предусматривает:

     недопущение отказа в регистрации хозяйствующих субъектов различных форм собственности по мотивам нецелесообразности;

     отказ только в прямо предусмотренных случаях;

     защиту прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, действующих на территории Российской Федерации, и иностранных государств на основе международных соглашений;