Файл: Тема Ведущий телевизионной программы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
рекомендуется: - медленное чтение с подчеркнутым аканьем и иканьем
(«клин клином»: московский говор используется против уральского); - упражнения с четкой артикуляцией гласных; особенно следует обращать внимание на опускание нижней челюсти при звуке «а»; - медленное чтение с активной артикуляцией (для борьбы с «кашей во рту»); - говорение «на передних зубах», то есть особо чёткое произнесение согласных звуков; - запись своей речи с последующим прослушиванием. Много значит и языковая среда. В Москве отучиться от уральского говора легче, чем в
Макушине.
«Девичий говорок» характеризуется чрезмерно открытой артикуляцией ударных гласных, прежде всего «е» и «а»: нижняя челюсть резко идёт вниз, что может сочетаться с характерной «мяукающей» интонацией. Создаётся ощущение манерной небрежности. Такая манера речи свойственна преимущественно молодым женщинам, девушкам из не слишком образованных социальных слоёв. При устранении «девичьего говорка» основной задачей является привыкание к сдержанной артикуляции ударных гласных. Этому способствуют: - упражнения с четкой артикуляцией гласных;
- контроль артикуляции, точнее, движений нижней челюсти при чтении; - академическое пение.
Хорошая дикция зависит от правильной работы органов речевого аппарата. Поскольку язык, губы, голосовые связки – это мышцы, их уверенная и эффективная работа достигается тренировкой. Для этого используются: а) упражнения для разминки и укрепления активных мышц речевого аппарата; б) упражнения для правильной отработки артикуляционного уклада каждого звука. Для отработки чёткости произношения античные ораторы набивали рот камнями и произносили речи.
В наше время некоторые актеры используют для этой цели орехи фундук.
4. Голос телеведущего.

Голос — важный инструмент телевизионного ведущего. В процессе личного общения люди реагируют не только на информацию, но и на то, как она сообщается. В связи с этим иногда вспоминают слова Фридриха Ницше:
«Наиболее понятным в языке бывает не самоё слово, а тон, ударение, модуляция, темп, с которым произносится ряд слов, – короче сказать, музыка, скрывающаяся за словами, страстность, скрывающаяся за музыкой, личность, скрывающаяся за страстностью, то есть всё то, что не может быть написано» [1, 136]. Звук голоса, его тембр вызывает эмоции. Многие признаются, что чем ниже голос собеседника, тем он приятнее. Голос обладает и суггестивным потенциалом, способствует внушению информации
[2, 178
]. Важнейшими факторами, определяющими звучание голоса, являются: - культура дыхания;
- открытость резонаторов; - правильная осанка; - расслабленность мышц плечевого пояса и гортани, включая голосовые связки.
Основными органами, которые составляют голосовой аппарат человека, являются гортань, голосовые связки, легкие, грудная клетка. Под действием выдыхаемого воздуха голосовые связки колеблются и создают звуки. Смыкая связки, мы делаем звук ярче, размыкая — глуше, вплоть до шепота. В звукообразовании участвует система резонаторов. резонатор (от лат. resonāre

«давать отзвук», «откликаться») – полое тело или специальное устройство, воспроизводящее звуки определённой частоты и обычно усиливающее их [3].
В человеческом теле резонирует всё – мышцы, хрящи, кости. Но в основном функции резонаторов, как, например, и в некоторых музыкальных инструментах, выполняют полости:
- рот;
- носовая и гайморова пазухи;
- череп;
- грудная клетка.
Головные резонаторы (пазухи носа, лба и череп) придают голосу окраску при ярких эмоциях – например, при восторге, гневе. Они

обеспечивают звонкость детскому голосу. ротовой резонатор отвечает за энергию. Он особенно важен для публичных ораторов, лекторов, а также для радио- и телеведущих. грудной резонатор сообщает голосу низкие,
«взрослые» обертоны, бархатистость и глубину. Это придаёт доверительность, покой, респектабельность и сексуальность. Считается, что именно грудной резонатор делает голос приятным. Оценить развитие своих резонаторов можно с помощью самодиагностики.
Проверка резонанса Одну руку положить на грудь, пальцы другой – на переносицу. Представить себя в роли паровоза и несколько раз громко сказать «чух-чух». Вибрация должна чувствоваться в горле и груди, а не в носу. Теперь нужно представить себя Герасимом и позвать свою собаку Му-
Му, растягивая «м». Если вибрация в груди – с резонансом порядок. Если нет, скорее всего, перенапрягаются связки. Между тем, представителям
«разговорных» профессий нужно стараться, чтобы голос рождался не в горле, а в груди. Проверка на гнусавость Нужно положить пальцы на переносицу, расслабить горло, раскрыть рот и произнести долгое «ааа». При этом воздух должен выходить только через рот и не должна чувствоваться вибрация в носу. Если чувствуется, скорее всего, окружающие слышат гнусавость. Её причинами могут быть частые простуды, воспалительные заболевания или неправильно сформировавшиеся в детстве носовые пазухи из-за увеличенных аденоидов. Средство от гнусавости – всемерное развитие других резонаторов, например, с помощью пения.
Для тренировки, или, как говорят специалисты, для «раскрытия» резонаторов существуют специальные упражнения.
Для головных резонаторов. Нужно запрокинуть голову назад, одну руку положить на грудь, другую – на переносицу. Возвращая голову в нормальное положение, нараспев сказать «хаааммм». При этом «хааа» произносится, когда голова еще запрокинута, а «ммм» – когда она в естественном положении. Можно почувствовать переход вибрации от груди к переносице.
Для ротового резонатора Стоя прямо, следует резко и отрывисто говорить

«ха!». При этом нужно представить, что внутри, на диафрагме – мячик, с каждым «ха!» он подпрыгивает и ударяется в нёбо. Если положить руку на живот, можно следить, как мышцы живота сокращаются, а диафрагма поднимается. Это упражнение приучает и к опоре на диафрагму – одному из условий правильного пользования голосом. Для грудного резонатора Стоя прямо, опустить руки. Затем следует запрокинуть голову, открыть рот и немного вытянуться вверх. Раскрыть объём гортани, как при зевке. Одну руку нужно положить на живот, другую – на грудь. Вдохнуть через рот и потянуть «аааа». В груди должна ощущаться вибрация. Попробовать «аааа» на разных нотах.
Заставить работать грудной резонатор, а заодно понизить регистр можно, несколько раз проговорив: «Били барабаны, били барабаны, били барабаны в бурю». Если выпрямить спину, диафрагма прогнется, и голос станет немного ниже. Настройке голоса и «открытию» резонаторов способствует вибрационный массаж с одновременным мычанием и жужжанием.
Нужно энергично постукивать пальцами обеих рук: - по лбу с произнесением звука «м»; - по крыльям носа с произнесением звука «м»; - по верхней части груди с произнесением звука «ж»; - по нижним частям грудной клетки справа и слева со звуком «м». После вибрационного массажа следует сделать несколько медленных спокойных вдохов и выдохов.
В произнесении звуков в той или иной степени задействованы:
- сердечно-сосудистая система, питающая легкие;
- мышечная система, а особенно мышцы шеи, плеч и предплечий, напряжение которых передается гортани и трахеям, делая голос сдавленным и безжизненным. Лучше всего звучат расслабленные, мягкие связки.
Правильное кровообращение и дыхание бывает у человека с правильной осанкой. Она важна и при стоянии, и при сидении. Правильная осанка – это значит: - подбородок приподнят; - плечи свободно развёрнуты и опущены; - живот подтянут; - ощущается опора на позвоночник. Иногда специалисты

говорят о мысленном «удлинении» позвоночника, как будто он устремляется вверх [4]. При правильной осанке в теле нет напряжения.
Правильная осанка – залог правильного дыхания, без которого телевизионному ведущему не выполнить свою работу качественно. Ему следует научиться глубоко и ровно дышать, попробовать различные варианты дыхания – грудью и животом. В этом помогут специальные упражнения [5, 256].
1) «Свеча»: - подуть на воображаемую свечу, чтобы её «погасить»; - подуть, чтобы «отклонить пламя»; - «потушить» поочередно 8 свечей;
2) «Роза»: Встать, снять плечевой зажим (свободно опустить и чуть отвести плечи назад). «Нюхаем розу»: вдох на раз-два, выдох – на четыре счета. Попеременно дыши грудью и животом;
3) «Звуки природы»: Выполняется стоя. Глубоко вдохнув, изображаем: ветер шумит – «шшшш», шмель летит – «жжжж»; 4) «Пилка дров»:
Отрывисто «пилим»: «с! с! с! с!» Чувствуем, как работает диафрагма.
Наиболее комфортную для человека высоту голоса называют «нулевой тональностью». Это такое положение связок, при котором легче всего говорить, менять силу звука и артикулировать. Определить нулевую тональность можно, сделав глубокий зевок. Сразу после него глотка откроется, а голосовые связки займут самое удобное для них положение.
Далее нужно в нулевой тональности прочитать какой-нибудь текст. Чтобы говорить громче, нужно не напрягать связки, а быстрее выдыхать воздух.
Воображаемый воздушный столб должен начинаться от диафрагмы.
Сохранению в рабочем состоянии такого тонкого инструмента, как голос, помогают меры гигиены и профилактики.
Состояние голоса зависит от общего физиологического состояния организма. Например, он хорошо звучит у выспавшегося человека. Звучание голоса связано с психологией. При страхе, сильном волнении голосовые связки человека напрягаются, голос срывается. Следует избегать громких криков. Для глотки вредны холодные и слишком горячие, а также
газированные напитки, алкоголь, курение. В холодную и сырую погоду следует носить шарф, держать ноги в тепле и сухости. На подошвах ног находятся акупунктурные точки, связанные с носом и горлом. Придя с промозглой улицы в тепло, стоит помолчать минуту-другую, дать голосу привыкнуть к комфортным условиям. Вообще, молчание полезно для голоса.
Следует помнить, что при разговоре по телефону человек неосознанно напрягает связки втрое сильнее, чем при непосредственном общении, так как не видит собеседника. Нужно пить достаточное количество воды, чтобы избежать пересыхания горла. Витамины А, С и Е укрепляют слизистую горла. Для голоса полезны систематические занятия физкультурой, они нормализуют кровообращение и дыхание.
Вопросы для самоконтроля:

1 Какой из списков компетенций вам кажется более применимым в практической работе? Почему?
2 Какие качества, знания и умения вы могли бы добавить к предложенным?
3 Перечислите характеристики, которые являются базовыми для анализа качества ведения телепрограммы.
Список использованных источников:
1.
Руководство для создателей передач БИ-БИ-СИ: пер. с англ. / Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. ... -
Москва: ИПК работников телевидения и радиовещания, 1997. - 130 с.
2.
Смирнова И.П. Ключевые компетенции телеведущего: от таланта к профессионализму //Журналистика и медиаобразование – 2008. Сборник трудов III Международной научно-практической конференции 25-27 сентября 2008 года. ... Белгород: Белгородский государственный университет, 2008. Т.1. -. 212 с.


3.
Грызунов О. И. Стереотипы зрительского восприятия в рекламной коммуникации
//Режим доступа: http://www. advesti. ru/publish/psiholog/200405_stereo. – 2003.
(Дата обращения 02.02.2020).
4.
Мочалова Ю.В. Самовыражение личности в телекоммуникации: (на прим. ведущих телевиз. передач прямого эфира): автореф. дис. ... канд. психол. наук / Мочалова Ю.В.; [МГУ им. М.В. Ломоносова]. - М.: 2002. - 30 с.
5.
Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. – РИП-холдинг, 2004. – 316 с.
6.
Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. Москва: Альпина нон-фикшн, 2012. – 423 с.
7
Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Беседа в эфире.
Радиотелевизионная журналистика в системе профессиональных координат.
Санкт-Петербург : Специальная литература, 2003.- 287 с.