Файл: В исламе доминирует концепция теократического общества, в котором государство исполняет роль служителя установленной религии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Воплощение религиозно-этических начал в актах великих законодателей древности являлось отражением условий бытия того времени, естественных стремлений мыслителей к разумной организации отношений между людьми в интересах выживания и общинного сосуществования. При этом объективные и субъективные условия бытия разобщенных общин в различных географических, климатических природных зонах, постоянная борьба за выживание вели к разнообразию религий, часть из которых к настоящему времени обрели доминирующее положение.

Различные течения христианства, иудаизма, ислама и других религиозных направлений представляют собой важную идеологическую основу отношений между людьми в современном мировом сообществе, находящую отражение в различающихся правовых системах современности. 1

Значительное место в современном мире занимает мусульманское право, изучение которого представляется особенно важным в интересах взаимопонимания и сотрудничества народов в современных условиях глобализации и связанных с нею потребностей и возможностей мирного сосуществования.

Мусульманское право в отличие от различных иных правовых систем максимально связано с исламом, воплощая его догмы. Мусульманское право определяет обязательное религиозное поведение мусульман на основе шариата, как «пути следования».

Основу мусульманского права образуют Коран и Сунна, а также созданная теологами-правоведами обширная эволюционизирующая доктрина. 2В исламе доминирует концепция теократического общества, в котором государство исполняет роль служителя установленной религии.

Мусульманские юристы и теологи разработали, исходя из Корана и Сунны, систему детализированного догматического права как права идеального общества, которое установится во всем мире и будет полностью подчинено исламу. Ислам по своей сущности, как и иудаизм, является религией закона. Мусульманское право – это «квинтэссенция настоящего мусульманского духа, наиболее ясное выражение мусульманской идеологии, главное звено ислама».3

Наука мусульманского права представляет собой доктринальное изложение мусульманских законов и имеет два раздела. В первом рассматриваются источники комплекса правил, составляющих шариат, божественный закон. Во втором изучается содержание, решения, которые содержат нормы мусульманского материального права.


Мусульманское право имеет четыре источника права. Это Коран – священная книга ислама; Сунна – традиции, связанные с посланцем Бога; Иджма – единое соглашение мусульманского общества; Кияс – суждение по аналогии. С этим в основном согласны все школы мусульманского права.4

Рассмотрение теории мусульманского права позволяет констатировать, что по причинам, связанным с самой концепцией права ислама, всякая попытка развития принимается с подозрением и осуждается классическими юристами. Не допускается, чтобы личное мнение стало основой правового решения, компетентность органа законодательной власти регламентировать все сферы общественной жизни отвергается. Традиционализм доминирует над развитием. Наука мусульманского права сформировалась и стабилизировалась в глубоком средневековье, что обусловливает архаический характер ряда институтов, его казуистичность и отсутствие систематизации. Сохранение традиций является главным в передаче информации.

Основанное на Коране мусульманское право является глубоко оригинальным, совершенно независимым от всех других правовых систем, не имеющих того же источника. Мусульманское право – это право церкви, право общины верующих и неотъемлемая часть ислама. Оно несет в себе характер откровений, как и религия, следовательно, нет в мире никакой власти, способной изменить мусульманское право.

Такой фундаментализм придает устойчивость всей структуре мусульманского общества. Тот, кто не подчиняется мусульманскому праву, признается грешником, заслуживающим наказания, тот, кто оспаривает решение мусульманского права, признается еретиком, изгоняемым из общества ислама. При этом общественная жизнь не создает других норм, кроме норм религиозных, неотъемлемой частью которых является мусульманское право. Там, где перестают применять мусульманское право, ислама больше не существует.

Очевидно, что сложившееся в древности мусульманское право малопригодно для нужд, потребностей современного мирового сообщества, в котором мусульманский мир занимает значительное место. В нем нет регламентации ряда институтов, необходимых для применения в условиях глобализации. Вместе с тем несомненным является наличие в мусульманском праве позитивных нравственных аспектов, способствующих сохранению и укреплению семейных, общинных, общественных отношений, противостоящих тенденциям разложения семейных устоев, упадку нравственности и морали в ряде современных западных стран.



В настоящее время актуализируется проблема потребности и возможности сближения, конвергенции правовых систем мирового сообщества. Эта проблема в современных условиях для государств с мусульманским большинством населения связана с преодолением застойности на основе осознания причин их стагнации. Мусульманские реформаторы пытаются развивать социальные и политические ценности, опираясь на специфические исламские ценности. Однако многие из них подвержены влиянию современной западной идеологии либерализма, существенно скомпрометировавшей себя экономическими, социальными последствиями своей правоприменительной практики.

Проблема выбора дальнейшего пути мусульманского права сопряжена с решением основной проблемы мирного сосуществования мирового сообщества – отказа от силового доминирования США и их союзников в глобальном мире. В настоящее время развертывается активная экономическая борьба за передел сфер влияния в мире, перерастающая в войны, ведущиеся с применением новых форм и методов. Этот процесс может быть демпфирован усилиями государств, входящих в Организацию Объединенных Наций (ООН) на правовой основе.

Мусульманское право продолжает быть одной из крупных систем современного мира и регулирует отношения между более чем 800 миллионами мусульман. Многие государства с мусульманским населением, включая Алжир, Тунис, Марокко, Иран, Пакистан, продолжают декларировать верность принципам ислама в своих законах и конституциях. Однако эти страны модернизируются, что актуализирует проблемы мусульманского права. Возможность приспособления мусульманского права к современному миру возможна с учетом его практической гибкости при теоретическом сохранении базовых принципов. Поэтому ряд мусульманских государств предприняли серьезные законодательные реформы, используя возможности обращения к обычаю использования соглашений. Заинтересованным лицам разрешено в ряде случаев организовать свои отношения без вмешательства права. Ислам смог распространиться в мире потому, что сохранял такую позицию и не требовал пожертвовать образом жизни, освященным обычаем.

Мусульманское право все поступки человека делит на пять категорий: обязательные, рекомендуемые, безразличные, порицаемые и запрещаемые. Обычай не может рекомендовать действия, которые право запрещает, или защищать то, что право считает обязательным. Но обычай вправе предписывать то, что согласно праву является только рекомендуемым или дозволенным, а также запрещать то, что право полагает порицаемым или лишь допускаемым. В результате соглашений можно,
оставаясь верным исламу, внести очень существенные изменения в нормы, которые предлагает мусульманское право, но которые не считаются обязательными.

Современная тенденция мусульманского права состоит в том, чтобы традиционный подход к учету обстоятельств, цели закона, общественного блага и необходимости дополнить современными точными правилами и строгими методами толкования. Полученные таким путем решения будут отвечать требованиям общества и не противоречить базовым принципам ортодоксальности. Однако проблема реализации сопряжена с инертностью психологии большинства мусульман.

Опасность всякой попытки модернизации и рационализации мусульманского права как части ислама очевидна, поскольку в случае развития названной тенденции окажется под угрозой мусульманское единство в мире, где большинство верующих разделено на различные независимые государства. Поэтому, вероятно, для дальнейшего приспособления мусульманского общества к современной жизни, будут использоваться обычаи, соглашения, регламенты, позволяющие избежать обсуждения принципов, освященных традицией шариата, на которых основывается единство общины верующих.

С мусульманским религиозным правом не следует смешивать существующие правовые системы мусульманских государств, различая понятия «мусульманское право» и «право мусульманских государств».

В специфической смеси правовых, моральных и религиозных положений, составляющих мусульманское право, есть юридические положения, предписания определенного поведения, нормы нравственной дисциплины, поэтому надо отличать «реальность от утопии, действительные результаты юридической жизни от химер, созданных воображением теологов». 5

Личное и семейное право, которое содержало нормы ритуального и религиозного поведения, всегда считалось наиболее важным в шариате, хотя теоретически все отрасли мусульманского права одинаково связаны с исламом. Конституционное право в том виде, как оно понимается мусульманским правом, всегда было и остается идеализированной мечтой о прекрасном, но туманном будущем. Однако уголовное право очень рано отделилось от ортодоксального мусульманства, как и фискальное право. 6

Коран предписывает мусульманам всегда подчиняться властям. Необходимость всегда снимает с верующих грех несоблюдения правовых норм. Мусульманский идеал, состоящий в установлении единства сообщества верующих и гражданского общества, никогда не был осуществлен. Об этом свидетельствует дуализм судебной системы, где наряду с судами кади, единственными законными судами согласно мусульманскому праву, всегда существовали и другие типы судов, применявших примитивные обычаи или регламенты, установленные властями. Деятельность этих судов всегда отступала от строгих норм мусульманского права: полицейская юрисдикция, юрисдикция инспектора рынков, юрисдикция справедливости правителя или его представителей.


Мусульманское право всегда признавало за властями право принимать решения, направленные на охрану общественного порядка. К настоящему времени во многих мусульманских странах применение норм мусульманского права уступило применению норм, заимствованных в западноевропейских странах, включая конституционное право, административное право, уголовное право, трудовое право.

Первой кодификацией мусульманского права, которая получила силу закона в области семейного права и наследования, был Гражданский кодекс, действовавший в Иране в 1927–1935 годах. Позже кодексы личного статуса были приняты в Сирии, Тунисе, Марокко, Иордании, Ираке, Южном Йемене, реформы семейного и наследственного права проведены в Пакистане, Иране, Кувейте. Для применения шариата, как и применения современных кодексов, необходимо обращаться к юристам, получившим западное образование.

Современное исламское правоведение по-разному объясняет причины рецепции в ХIХ–ХХ веках наиболее развитыми мусульманскими странами европейских правовых образцов. Этот процесс в целом был не только подготовлен предшествующей историей правового развития указанных стран, но и объяснялся особенностями самой исламской правовой доктрины, ее гибкостью. Вместе с тем исламские юристы отмечают и другие факторы, объективно способствовавшие рецепции мусульманским миром европейских законодательных образцов.

Во-первых, подчеркивается, что правовые системы, сложившиеся в мусульманском мире на основе шариата, были обращены в прошлое. Они отвечали, да и то не в полной мере, условиям предыдущих эпох, которые характеризовались застоем. Усилия отдельных правоведов в ХVII–ХVIII веках не могли серьезно изменить общую ситуацию и вдохнуть новую жизнь в исламское право.

Во-вторых, указывается на достаточно быстрое социально-политическое развитие многих мусульманских стран в ХIХ–ХХ веках. Динамичные перемены требовали соответствующих реформ правовой системы, в то время как традиционная исламская правовая доктрина была не готова предложить нужные решения. Поэтому власти Османской империи и Египта были вынуждены заимствовать необходимые правовые формы за пределами мусульманского мира. Результатом такой правовой политики стал двойственный характер правовой системы, при котором, с одной стороны, традиционное исламское право сохранило, хотя и в ограниченных масштабах, свои позиции, а с другой – заметное место в нем заняло заимствованное из Европы законодательство. Причем эти две подсистемы практически не взаимодействовали между собой и не были достаточно скоординированы.