Файл: В исламе доминирует концепция теократического общества, в котором государство исполняет роль служителя установленной религии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В-третьих, еще одним фактором стало утверждение в мусульманском мире военно-политического и экономического господства европейских колониальных держав, которые, естественно, в своих интересах существенно содействовали переносу сюда европейской правовой культуры. При этом мусульманские страны оказались в противоречивой исторической ситуации, когда они пытались противостоять колонизаторам и в то же время были вынуждены заимствовать их достижения, в том числе и в области права. 7
Конечно, при оценке такого подхода не надо забывать о преобладающем в мусульманском мире мнении, согласно которому экспансия европейской правовой культуры в ХIХ веке объяснялась лишь политикой колонизаторов, которые силой навязывали свои законодательные образцы мусульманам. Этим в значительной мере объясняется особый привилегированный статус иностранцев, прежде всего европейцев из доминирующих государств, в мусульманских странах.
Широкая рецепция европейского по содержанию законодательства непосредственно влияла на исламскую правовую мысль, которая оказалась вынужденной найти объяснение этому процессу и оценить его с позиций шариата и правовой доктрины (фикха). Решение, позволяющее соединить исламскую традицию с европейским подходом, было найдено на основе гибкости мусульманского права. При этом законодательство мусульманских стран, несмотря на влияние европейской практики, официально исходило из верховенства шариата. Иными словами, власть как бы освящала воспринимаемые правовые нормы авторитетом шариата. Заимствованное, включая навязанное, европейское законодательство признавалось укладывающимся в рамки фикха самой исламской правовой мыслью.
Авторитетные мусульманские ученые пришли к выводу, что большинство норм принятого законодательства в той или иной форме уже зафиксировано различными толками фикха. Если же его отдельные положения и неизвестны традиционной доктрине, то они, во всяком случае, не противоречат императивным положениям шариата и отвечают общим интересам мусульман. Кроме того, закрепление этих правил в виде точных статей законодательных актов упрощает их единообразное применение судом, что также соответствует интересам мусульманского сообщества. Иными словами, основанные на европейских образцах акты были признаны допустимыми с точки зрения шариата.
Обращение к европейскому опыту существенно модифицировало мусульманское право изнутри, значительно изменив его содержание и форму. В этом заключалось еще одно направление эволюции мусульманского права в правовых системах мусульманских стран под воздействием европейской правовой культуры. Эта тенденция прежде всего выразилась в кодификации фикха, изменении характера источников мусульманского права. В частности, актом эволюции мусульманского права стала Маджалла, принятая в 1869–1876 годах в Османской империи. По своему содержанию этот акт был сводом выводов фикха по имущественным, обязательственным и судебно-процедурным вопросам, а по форме – гражданским и гражданско-процессуальным кодексом в европейском понимании. Это стало важным шагом на многовековом пути к кодификации фикха. С принятием Маджаллы доктрина начала уступать роль основного юридического источника исламского права нормативному правовому акту.
Мусульманское право играет далеко не одинаковую роль в современном правовом развитии различных государств мусульманского мира. Так, правовые системы некоторых стран ориентируются главным образом на шариат (фикх), в то время как в других реализуется модель светского государства, законодательство которого по своему характеру практически целиком основано на европейских традициях. Наблюдается большое разнообразие правовых систем современных мусульманских стран. В то же время мусульманское право не утратило в современном мусульманском мире своей роли комплекса юридических норм, хотя и действующих в модифицированном по сравнению со средневековьем виде.
Саудовская Аравия остается единственной мусульманской страной, где мусульманское право продолжает применяться главным образом в традиционной форме доктрины. Многие ключевые отрасли права в этой стране до сих пор не кодифицированы. Это относится прежде всего к тем элементам правовой системы, которые целиком ориентированы на нормы фикха. В частности, пока не принят ни семейный, ни уголовный кодексы. Центральное место мусульманского права в саудовской правовой системе закреплено Основным низамом (регламентом) о власти 1992 года.
В Саудовской Аравии принято немало законодательных актов (низамов), прямо основанных на положениях традиционного фикха (шариата) и подтверждающих их центральное место в правовой системе страны. К ним можно отнести низам о ведомстве жалоб 2008 года, низам о контроле за предписанным и пресечением запрещенного шариатом, низам о процедуре «байа» (избрания главы государства) 2007 года. Кроме того, банковская и страховая системы Королевства полностью подчинены требованиям шариата, что закреплено соответствующими низамами.
Вместе с тем в целом мусульманское право действует в указанной стране преимущественно в форме доктрины, а нормативно-правовые акты (низамы) согласно официальной концепции регулируют лишь организационные и процедурные вопросы реализации его норм. Поэтому, например, состоялось принятие низама об уголовном процессе в отсутствие уголовного кодекса. В других странах данной группы центральное место мусульманского права в правовой системе также закреплено на конституционном уровне, хотя и в различной форме. Так, Конституция Йеменской Республики 1991 года с последующими изменениями и дополнениями провозглашает шариат источником всего законодательства, а конституции ОАЭ 1996 года и Катара 2004 года называют шариат основным источником законодательства.
Анализ современных правовых систем мусульманских стран свидетельствует о формировании современного мусульманского права, которое отличается от его традиционного варианта рядом существенных особенностей. Принятие законодательства, закрепляющего положения шариата и ориентирующегося на его общие принципы, ведет к серьезным изменениям технико-юридического содержания мусульманского права, характера его норм и соотношения их с религиозными правилами поведения. Позитивные правовые системы мусульманского права в их современном виде различны между собой, так как общественное развитие ряда стран очень разнообразно, а традиции также далеко не одинаковы. Представляется, однако, что в обозримом будущем модернизация мусульманского права не приведет к полному присоединению мусульманских стран к романской правовой системе или системе общего права. Скорее вероятен синтез категорий и понятий, заимствованных из западного права и методов рассуждения и подхода, основанных на традициях мусульманского права. Это позволяет сделать вывод о целесообразности дальнейшего изучения системы мусульманского права, его места и роли в современном мире в интересах международного сотрудничества, национальной и международной безопасности.
1 Давид Рене, Жоффре-Спинози Камилла. Основные правовые системы современности. М.:
«Международные отношения». 1997.
2 Коран. Перевод И.Ю. Крачковского. М., 1991.
3 Bergstrasser G./Grundzuge des islamischen Rechts. 1935. S. 1
4 См.: Milliot L. et Blanc F. Introduction a letude du droit Musulman. 1987.
5 Milliot L. et Blanc F. Introduction a letude du droit Musulman. 1987. P. 76
6 См.: Anderson J. N.D. Iclamie Law in the Modern World. 1959. P. 15, 20.
7 См.: Тарек Бишри. Правовые позиции между исламским шариатом и позитивным правом. Каир, Изд. 2-е, 2005. С. 5–6.