Файл: Остановимся на трех наиболее распространенных типах неправильного воспитания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Замкнутость – это нарушение. проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных отношений.
Остановимся на трех наиболее распространенных типах неправильного воспитания.
1. Неприятие.Оно может быть явным и неявным. Явное неприятие наблюдается, когда ребенок не удовлетворяет начальные ожидания родителей. Неявное неприятие наблюдается, когда ребенок, на первый взгляд, желанен, к нему внимательно относятся, о нем заботятся, но нет душевного контакта.
Причина : чувство собственной нереализованности.
2. Гиперсоциальное воспитание.Ребенок как бы запрограммирован, чрезмерно дисциплинирован и исполнителен. Он вынужден постоянно подавлять свои эмоции, сдерживать свои желания.
Причина:неправильная ориентация родителей.
3. Тревожно-мнительное воспитание,наблюдается в тех случаях, когда с рождением ребенка одновременно возникает неотступная тревога за него, за его
здоровье и благополучие.
Причина: в семье один единственный
ребенок, ослабленный или поздний
ребенок.
Симптомы:
-
Ребенок может вообще не разговаривать, говорить в крайнем случае, произносить слова шепотом; -
держится подальше от всех или с трудом входит в коллектив; -
у него друзей очень мало или нет совсем; -
он боится начать что-то новое; -
не решается выразить свое мнение; -
таит внутри свои чувства, мысли, события, не идет на разговор со взрослым; -
часто уклоняется в разговоре, прикрываясь фразой «я не знаю», а иногда и действительно думает, что ему нечего сказать; -
излишняя осторожность в словах и поступках;
Причины замкнутости ребенка:
-
врожденные (флегматический темперамент, наследственность); -
проблемы со здоровьем (некоторые болезни могут отражаться на психическом состоянии ребенка); -
один ребенок в семье, из-за чего наблюдается недостаток коммуникаций; -
чрезмерная строгость родителей; -
нехватка родительского внимания, совместных игр и занятий; -
ребенок считает себя ненужным и нежеланным; -
психологическая травма (смерть близкого, болезнь, тяжелая ситуация, свидетелем которой стал малыш, развод родителей, затяжной стресс); -
постоянное недовольство родных словами или действиями ребенка.
Работа ведется одновременно по нескольким направлениям:
-
индивидуально с психологом; -
с родителями замкнутого ребенка; -
посредством игровой терапии, изотерапии,
танцетерапии, гидротерапии и т. д.
Как помочь замкнутому ребёнку:
-
если ребёнок страдает от того, что приходится отдавать свои все игрушки на площадке, то потренируйте дома - пусть проиграет эту ситуацию с мамой и скажет ей, что вот одни игрушки отдаю, а некоторые оставляю лишь себе; -
деликатно вмешивайтесь в игры детей, подсказывайте своему малышу и действия и слова для защиты своих интересов; -
не акцентируйте внимания на его замкнутости; -
претензии и критику высказывайте наедине; -
не торопите с ответом и не тормошите - такие дети долго подбирают слова; -
учите ребёнка самостоятельности, развивайте его уверенность в себе! -
целенаправленно занимайтесь развитием координации движения – делают детей более уверенными в своих силах и облегчают общение с окружающими; -
пригласите пару раз на месяц 2-3 гостя, возраста вашего ребёнка и организуйте совместные игры.
Упражнение «Закончи предложение»
Упражнение направлено на повышение уверенности в себе и собственных силах. Предложите ребенку закончить следующие предложения:
-
Я хочу…. -
Я умею… -
Я смогу… -
Я добьюсь… -
Обсудите ответы. -
Упражнение «Волшебные средства» -
Цель:Упражнение направлено на конкретную проработку, применение «волшебных» средств понимания, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания. -
Содержание: Упражнение выполняется в парах. -
Воспользовавшись «волшебными» средствами -
понимания, дети должны помочь: -
1). Плачущему ребенку, он потерял мячик. -
2). Мама пришла с работы, она очень устала. -
3). Товарищ сидит грустный, у него заболела мама. -
4). Девочка-соседка попросила тебя сделать аппликацию. -
Примечание: необходимо подобрать столько ситуаций, -
чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.
Диагностика детей с замкнутым поведением.
Причины замкнутости можно перечислять бесконечно, но что бы определить её источник, вам могут подсказать рисунки. Как ребёнок изобразил себя:
-
Очень крупная фигура (крупнее всех остальных) может означать, что он несколько избалован; -
Наоборот, слишком маленькая фигурка (меньше всех, особенно если он не самый маленький в семье) может означать, что ребёнок оценивает свою роль в семье, как незначительную; но, может быть, он просто подчёркивает, какой он маленький по сравнению с остальными; -
Он находится в стороне от мамы, папы и других родных – возможно, ему уделяется слишком мало внимания, и он скорее всего ощущает себя изолированным от остальных; -
Он нарисовал себя в кругу семьи, все держатся за руки, значит в доме царит дружеская атмосфера, или ребёнок очень хочет, чтобы так было (особенно если в семье действительно не всё благополучно); -
Все родные нарисованы в разных комнатах – это повод задуматься: достаточно ли времени вы проводите вместе, полноценно ли вы общаетесь, не живёт ли каждый из вас своей собственной жизнью? -
1. Ни в коем случае не давите на свое чадо, не наседайте. Представьте себя на его месте, стали бы вы откровенничать на вопрос: «Что с тобой происходит? Почему ты всегда молчишь?» -
2. Для таких детей характерен консерватизм, в то время когда нужно им совсем другое - новшества! Постарайтесь разнообразить его жизнь, изменить график сна и развлечений, словом, экспериментируйте! -
3. Не забывайте хвалить ребенка. Он должен знать о том, что делает что-то полезное, что нужен обществу. -
4. Постарайтесь уделять ему больше внимания. Не бойтесь избаловать его нежностью, просто не потакайте всем желаниям. -
5. Устраивайте праздники и приглашайте к себе друзей! В такие моменты ваш ребенок сможет привыкнуть к обществу и стать более раскованным. -
6. Как можно чаще выводите ребенка в свет, знакомьте с друзьями и их детьми. Дайте понять, что вы гордитесь им. Это добавит самоуверенности и веры в себя.