Файл: Классный час Тема мероприятия Дети войны Цели Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 1945 гг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Структура плана воспитательного мероприятия

Студент : Сыздыкова Меруерт Срлыбаевна

Класс, возраст воспитанников: 3 класс, 9-10 лет.

Организационная форма мероприятия: Классный час

Тема мероприятия: «Дети войны»

Цели:

  • Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

  • Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества. 

  • Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны, о детях - героях войны.


Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с понятием «война», о горе, которое она принесла.

  • Рассказать  подвигах  детей во время войны.

Развивающие:

  • Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории Родины.

  • Развивать у детей  способность сопереживать другим людям.


Воспитательные:

  • формирование гражданского самосознания у молодого поколения,

  • воспитание чувства патриотизма и уважительного отношения к историческому наследию Родины.

Оборудование: Проектор, презентация «Дети войны».

Допущена:_________

Отметка:__________

Подпись учителя:__________


Этап

Образовательная задача

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

1.Организационный этап

Мобилизовать внимание школьников, обеспечить серьезное отношение к теме, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека.

Словесный метод – рассказ

Беседа

«Дети и война – нет более ужасного

сближения противоположных вещей на свете».

А. Т. Твардовский
-На планете людей Дети – самый лучший народ. Что может быть дороже детей?! Слеза и смерть хотя бы одного ребёнка – непоправимы, это преступление против Будущего, против Жизни.

Дети приветствуют учителя


-слушают учителя

Ф

Ф

ИКТ-презентация

Контроль учителя

2.Основной этап

Донести главную проблему данной темы

Словесный метод – беседа

Наглядный метод

Словесный метод – рассказ

На планете людей Дети – самый лучший народ. Что может быть дороже детей?! Слеза и смерть хотя бы одного ребёнка – непоправимы, это преступление против Будущего, против Жизни.

Вторая мировая война убила свыше 13 млн. детей! Цифра с шестизначными нулями. 13 млн. «обездоленных», зачёркнутых, стёртых из Книги жизни жизней. А те, кто остались в живых, разве могли остаться детьми? Дети войны часто умирали раньше своих отцов, которые воевали. Умирали раньше, чем бывшие солдаты-фронтовики. Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Со счастливого порога детства оно ступило прямо в смерть и ад.
У войны было горя много,
И никто никогда не сочтёт,
Сколько раз на своих дорогах
Оставляла война сирот.

В эти годы порой казалось,
Что мир детства навек опустел,
Что уже не вернётся радость
В города, где дома без стен.

Был серебряным смех девчонок,
Но его заглушила война.
А седины ребячьих чёлок-
Разве этому есть цена?..
Май- начало июня 1941 года. Заканчивается учебный год в школах, ученики сдают экзамены. Родители задумываются о летнем отдыхе детей. Лето сулит только радость. Мирная довоенная жизнь запечатлена на чёрно-белых фотографиях – немых свидетелях того времени. На них «все ещё живы».
В объективе «Фотокора»

Уместились все как есть –

Те, кого разлучит скоро

Неминуемая весть.
Эти стрижки, эти чёлки

Светом дня озарены…

Здесь мальчишки и девчонки

За неделю до войны.
Июнь, тёплое лето 1941 года. Детей отправляют на отдых, у них каникулы.

Спали люди, отложив на утро

Все свои заботы и дела.

В светлом доме, тихом и уютном,

Маленькая девочка спала.
На кровати, на столе игрушки,

За окном большой зелёный сад,

Где весною яблони и груши

Надевают праздничный наряд.
Плыло небо в светлых, звёздных точках,

Небо тоже дожидалось дня,

И никто не знал, что этой ночью

На рассвете началась война.
Это страшное слово вошло в каждую семью… В те дни мальчишки и девчонки, ваши ровесники, рано взрослели. Они не играли в войну, а жили по её суровым законам.

Дети делали всё, что могли: дежурили на крышах домов, гася зажигательные бомбы, ухаживали за ранеными в госпиталях, писали под их диктовку письма и выступали перед ранеными бойцами, разбирали и разносили почту, собирали лекарственные травы, изготавливали подарки для воинов фронта, девочки вязали для бойцов тёплые носки и варежки, шили кисеты для табака…
Взрослые мужчины ушли на фронт. Женщины и дети встали к станкам, чтобы производить всё необходимое для фронта: оружие, снаряды, военное обмундирование – и всё остальное, что нужно стране для жизни.
«Летом и осенью работали на полях, руками дёргали пшеницу, жали серпом хлеб, вязали снопы. Было голодно, холодно, учились в неотапливаемых классах, в чернильницах замерзали чернила. Тетрадей не было, писали между строчек в книгах».
Не по-детски, а по-взрослому работая на фабриках, заводах, в полях, впроголодь, вкладывая все вои маленькие силы, они ковали Победу вместе с теми, кто воевал на фронтах войны.

Мальчишки всех возрастов стремились на фронт. Но не всем удавалось попасть в действующую армию. Маленькие воины становились «сынами полков». Они были связными, разведчиками, партизанами.
Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причиной,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.
Сколько вас? Попробуй перечислить,

Не сочтёшь, а, впрочем, всё равно,

Вы сегодня с нами,

В наших мыслях,

В каждой песне, лёгком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.
По данным Центрального архива Министерства обороны СССР, сынов и дочерей полков на фронте было 3500 человек. Но эти данные считают не полными, так как многие командиры полков, боясь ответственности, не отдавали приказа о зачислении детей. Кроме того в это число не вошли юные подпольщики и партизаны. С ними число юных солдат будет уже более 7000.

За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с захватчиками, звание Героя Советского Союза было присвоено Володе Дубинину, Леониду Голикову, Марату Казею, Зине Портновой, Вале Котику. А они же были совсем дети! Ребята достигали таких высот мужества, что оказывались достойными Золотых Звёзд Героев, орденов, медалей. И вот, что показательно: в указах о награждениях никогда не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых.
Володя Дубинин. Вся страна узнала после войны имя керченского мальчика Володи Дубинина. Ему было 13 лет. Он был разведчиком в партизанском отряде. А отряд этот находился не в лесу, а в каменоломнях Крыма. Немцы перекрыли все выходы из подземелий. Пробраться на поверхность могли только мальчишки. Володя Дубинин был командиром группы разведчиков. Не раз он выходил из каменоломен и пробирался назад практически на глазах немецких часовых. Он приносил партизанам ценные сведения. Однажды ему удалось узнать, что немцы собираются затопить каменоломни. Он успел предупредить партизан, и операция немцев была сорвана, а отряд остался цел.

Володя Дубинин погиб, когда помогал морякам, освободившим Керчь, разминировать проходы к каменоломням.

Леня Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу".
Зина Портнова - «Герой Советского Союза», ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки Совинформбюро, уничтожила не один десяток фашистов. Была расстреляна фашистами.
Марат Казей был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу".
А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.

Валя Котик – пионер-герой, партизан, разведчик, самый юный Герой Советского Союза. Вместе с товарищами подрывал гранатой машину, в которой ехал начальник Шепетовской жандармерии. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя связь оккупантов со ставкой Гитлера в Варшаве.
Валя Котик награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны”. В 1944 году Валя, будучи тяжело раненым, скончался на руках товарищей.
Маленький Сусанин

Свою войну с немецко-фашистскими захватчиками он начал 9-летним. Уже летом 1941 года в доме его родителей в деревне Байки областной антифашистский комитет оборудовал тайную типографию. Выпускали листовки со сводками Совинфорбюро. Тихон Баран помогал их распространять. Два года юный подпольщик занимался этой деятельностью. Гитлеровцам удалось выйти на след печатников. Типография была разгромлена. Мать Тихона с сестренками скрылась у родственников, а сам он ушел к партизанам. Однажды, когда он навещал родных, в деревню нагрянули немцы. Мать угнали в Германию, а парнишку избили. Он сильно заболел и остался в деревне.
Его подвиг краеведы датировали 22 января 1944 года. В этот день в деревне снова появились каратели. За связь с партизанами всех жителей расстреляли. Деревню сожгли. «А ты, – сказали Тихону, – укажешь нам путь к партизанам». Трудно сказать, слышал ли что-либо деревенский мальчишка о костромском крестьянине Иване Сусанине, более чем за три века до этого заведшего польских интервентов в топкое болото, только Тихон Баран показал фашистам такую же дорогу. Они убили его, но и сами не все вылезли из той трясины.
Блокада Ленинграда. Внутри блокадной муки, среди всех бед, лишений, ужасов смертей главной трагедией были дети. Смертельное кольцо блокады замкнулось вокруг 400 тысяч детей. 400 тысяч маленьких мучеников. До какого-то момента они были как все дети. Играли осколками снарядов, коллекционировали их, как до войны коллекционировали марки или обёртки от съеденных конфет… Убегали на передовую, благо, рядом, рукой подать…
А потом они разучились шалить, смеяться, улыбаться: для этого нужны были силы, а их не было. Они стали самыми тихими детьми. Сидели молча, покачиваясь из стороны в сторону, что-то ковыряли непрерывно, стараясь как-то заглушить сосущее, сводящее с ума чувство голода.
Девчонка руки протянула

И головой на край стола.

Сначала думали – уснула,

А оказалось - умерла…
Её из школы на носилках

Домой ребята понесли.

В ресницах слезы,

Как росинки,

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон

Учитель выдавил, что снова

Занятья - после похорон.
В перечне блокадной еды всякое можно найти: мучной клей от обоев, из переплётов, ремни, кошки, собаки, всякого рода технические масла, олифа, лекарства, специи, вазелин. Ели даже землю, взятую там, где немцы разбомбили продовольственные склады. Список длинный, удивительный по своей изобретательности, с какой испытывалось на съедобность всё окружающее. Рассказать про кисель из столярного клея и блины из горчицы.
По Ладожскому озеру, на грузовиках, под покровом ночи вывозили так называемый ценно-драгоценный груз – детей, женщин и тяжелобольных. Люди были истощенные, голодные, очень исхудалые, закутанные, во что придётся. А перед рассветом, стараясь проехать эти 30-32 км, шофёры очень гнали, чтоб не стать живой мишенью на льду для вражеских самолётов. Представьте: кузов полон людей, матери держат на руках маленьких детей. Машина мчит во весь дух, тряхнёт грузовик на ледяном бугре, и из рук измождённых, замёрзших матерей выскальзывает и падает за борт машины драгоценный свёрток с грудным ребёнком. 5-6 маленьких трупиков находили за ночь на холодном льду…

Жила-была девочка. Звали её Таня Савичева. Имя этой маленькой ленинградской девочки стало бессмертным. Её дневник был обнаружен в пустой, полностью вымершей квартире. Он хранится в музее Пискарёвского кладбища, до сих пор волнует людей и известен всему миру.

Умирающую девочку удалось вывезти из блокадного Ленинграда. Но спасти её уже было невозможно…

На Нюрнбергском процессе в суде над военными преступниками её блокадный дневник был свидетелем.

Имя Тани стало вечным. Одна из малых планет так и называется – Таня.
Концлагеря. На оккупированных Германией в годы Второй мировой войны территориях Европы было создано 13674 концлагеря для взрослых, где находились и дети. Через эти лагеря прошло 18 млн. человек и более половины осталось там навсегда.
Это Освенцим и Дахау в Польше, Бухенвальд и Равенсбрюк в Германии, Треблинка и многие другие…
Фашистские человеконенавистнические «идеи» не только не щадили детей, но с особой жестокостью «использовали» их. Детей отбирали у родителей и отправляли в специальные детские концентрационные лагеря, где их не просто заставляли работать, но морили голодом, производили на них медицинские опыты, хирургические эксперименты, брали кровь для раненых фашистов. Для фашистских выродков малыши не были людьми, а были просто «материалом». Поэтому никто не жалел о том, что «материал» мучается и умирает от голода, страха и боли.
О детях в концлагерях мало говорят. Наверное, потому, что страшнее этого быть не может ничего…
Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети.

- Язык цифр скуп… Но все же вслушайтесь и представьте…Если бы мы посвятили каждой жертве этой войны по 1 минуте молчания, то нам пришлось бы молчать примерно 26 миллионов минут – это 49,5 лет!!!
- Сегодня я предлагаю почтить минутой молчания тех, кого замучили, расстреляли, сожгли и заживо погребли, кого не пощадила война. В честь памяти 13 миллионов детей, погибших на войне, давайте почтим их минутой молчания.

Еще живут на свете люди, которые прошли фронтовыми дорогами Великой Отечественной войны, трудились для Победы в тылу. Еще можно взглянуть на лица этих людей, посмотреть в их глаза, услышать простые бесхитростные рассказы о тех временах…
Готовясь к классному часу, вы записывали воспоминания своих прабабушек и прадедушек, мы общими силами сделали стенд «Защитники Отечества», на котором отцы, деды, прадеды, братья, дяди наших учеников, тех, кто был на этой страшной войне, кто служил в армии
Наш долг – хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству и передать это следующим поколениям
Сколько бы лет ни прошло с того трагического дня, когда началась война, в памяти народной всегда будут живы безмерные страдания военных лет и огромное мужество народа.
Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь, –

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна…
Сегодня мы с вами говорили о детях-героях. Эти девочки и мальчики не играли в войну – они показали чудеса храбрости и мужества и погибли по-настоящему. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за деньги, не за награды – просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «Родина». О них написано много книг, стихов, песен, снято художественных фильмов. Их именами названы улицы, школы… Ведь жить – значит оставаться в благодарной памяти людей!
Многие из ребят, о которых вы услышали сегодня, были буквально вашими ровесниками. Можете ли вы представить себя на их месте?
Скоро вы вырастете, станете взрослыми, и каждый из вас сможет встать на защиту своего Отечества.

Что значит защищать Родину? Какие качества, на ваш взгляд. Нужны защитнику Отечества?(ответы детей)

Пусть всегда в вашей жизни будет чистое небо над головой и рядом родные и близкие люди. Пусть всегда будет мир!
ПЕСНЯ «НЕ ОТНИМАЙТЕ СОЛНЦЕ У ДЕТЕЙ»

Слова В. Попкова, музыка Е. Лучникова,

Один рассвет для всех горстями дарит солнце

Наш звонкий детский смех о души взрослых бьётся.

Луч солнца из окна, что утром мирно светит,

Ты защити страна, чтоб улыбались дети.
ПРИПЕВ
Не отнимайте солнце у детей

И жизнь земли вовеки не прервётся,

Чтоб над землёй, звучало каждый день:

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет солнце.
Мы вырастим и всё поможем вам исправить.

И крест ваш понесём, и не порушим память.

Луч солнца из окна, что утром мирно светит,

Ты защити страна, чтоб жили твои дети.
ПРИПЕВ
Рефлексия
На ваших партах лежат звёздочки, напишите на них, что вам понравилось на мероприятии и что нового вы узнали.
Спасибо за хорошую работу на мероприятии. Всего доброго!


.


возможны версии про собираются по интересам, делают добрые дела, помогают, учатся и т.д.

дети могут высказаться, что кто-то из родственников или из старших ребят участвует в движении.

В ответах важно подвести ребят к тому, что они могут помочь развитию своей страны, способны менять мир к лучшему через проекты и направления «Движения первых». С помощью РДДМ ребята вместе с командой смогут достичь по-настоящему больших успехов в абсолютно любой сфере.

Ответы учащихся

Ф

Ф

Ф

Ф


Ф


ИКТ-презентация

Контроль учителя

3.Закоючительный этап

Подведение итогов, определяется значимость решения.

Словесный метод – беседа

Рассказ

Наглядный метод




Слушают учителя


Отвечают на вопросы

Ф

Ф


И


ИКТ-презентация

Контроль учителя