Файл: Отличительные особенности социологии в период застоя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отличительные особенности социологии в период застоя.

На состоянии науки сказывался общий климат периода застоя. Основное противоречие было в том, что социология партноменклатуре была необходима как инструмент подтверждающий правильность взятого курса, то есть отбирали только то, что соответствовало социалистической идеологии. Особенностями социологической науки в это время было социологическое мифотворчество.

Социологи отмечали те процессы, которые на самом деле отсутствовали: усиление социальной однородности, сближение классов и групп, появление новой общности «советский народ», гармонизация национальных отношений, единодушное одобрение политики партии и т.д. Основные выводы выдуманные специалистами по научному коммунизму должны были быть подтверждены конкретными социологическими исследованиями. Прикладные исследования должны были подтвердить выводы о бесконфликтном, стабильном советском обществе. В то время когда налицо обнаружились признаки гниения социума: теневая экономика, коррупция, правовой нигилизм, геронтократия в правящей элите, растущая криминализация общества.

Несмотря на растущее стремление социологии доказать свою востребованность и полезность к социологическим данным прибегают всё реже и реже, в основном в качестве иллюстративного материала, показывающего достижения советского строя.

Попытки ввести на предприятиях должность социолога наталкивались на запрещение, так как введение такой специальности подразумевало развитие процесса институционализации: практическая деятельность, социологическое образование. За социологией признавалось лишь право на конкретные исследования. Кроме того остро ощущалась нехватка специалистов-профессионалов.

В 70-80 е годы резко снизилась активность научная и социальная активность учёных, что объяснялось ужесточением идеологического климата в ИСИ, а также отъездом некоторых учёных за границу. В итоге это привело к сокращению эмпирических исследований и снижению их качества, сохранению обстановки запуганности и профессиональной деморализации.


Сузилась возможности теоретической конфронтации социологии с философскими и научнокоммунистическими концепциями основанными на материалистическом понимании истории.

Отношение к зарубежной социологии по-прежнему определялось как к враждебной и можно было только критиковать её, советская социология безнадёжно отставала от зарубежной, которая к этому времени перешла на парадигмальный подход, который в отечественной социологии появится лишь в 90-е годы.

Тем не менее говоря об отечественной социологии этого периода необходимо отметить и определённые достижения как институционального, так и содержательного, исследовательского характера. Несмотря на давление идеологии популярность социологии росла. В 1974 появился первый социологический журнал, который отличался достаточно высокий уровень профессионализма и относительная независимость. В середине 80-х появились первые социологические отделения, только прикладной социологии в МГУ и ЛГУ, в 89 первые профессиональные выпуски социологов. В период застоя появилась так называемая заводская, промышленная социология, социология труда. Начали проводиться исследования на предприятиях силами ИТР, которые получали знания на семинарах в вузах. Однако в начале 90-х начался разгром промышленной социологии, связанный с экономическими проблемами предприятия, заводская социология таким образом была начисто ликвидирована.

В содержательном отношении период 70-80 был отмечен публикацией ряда значительных работ: Ядова о методологии и методике социологического исследования, Грушина о проблемах массового сознания, Заславской о методологии системного анализа сельских регионов, Здравомыслова об изучении структуры личности, Кона о самосознании личности и т.д. Наиболее важной работой можно считать теорию саморегуляции Ядова, раскрытую им в двух работах второй половины 70. Исходя из этой теории существует три уровня диспозиций (диспозиция – элемент структуры личности, занимающий одно из центральных мест в её внутреннем мире и означающий одно из центральных мест в её внутреннем мире и означающий предрасположенность к определённому поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности). На самом нижнем уровне происходит формирование установок элементарного, ситуационного характера, связанного с саморегуляцией поведения в условиях удовлетворения витальных потребностей. На среднем уровне саморегуляция осуществляется в виде формирования обобщённой установки личности на социальные объекты. Речь идёт об

удовлетворении социальных потребностей, связанных с включением индивида в социальные группы, а также формы и виды общественной деятельности (профессиональная, семейная, политическая, досуговая и т.д.). При этом сама социальная установка проявляется на трёх уровнях – эмоционально-оценочном, когнитивном, поведенческом. Третий, самый высший уровень диспозиции означает формирование у личности концепции жизни и её воплощение в ценностных ориентациях. А именно удовлетворение самых существенных потребностей человека, связанных с высшими целями его жизнедеятельности. Данная теория структурируя внутренний мир личности помогает лучше понять поведение личности в социуме в условиях функционирования и развития, начиная от ситуативных и заканчивая стратегическими. Таким образом, диспозиционный механизм, согласно Ядову, выводит структуру внутреннего мира личности на её поведенческие и деятельностные характеристики.

Кроме того, большой интерес вызывали исследования и публикации в области социологии труда, промышленного и сельскохозяйственного производства, социальной структуры общества, рабочего класса и т.д., а также методологии и методики социологического исследования.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что в целом социология созрела для нового этапа развития, однако, кроме внутренних предпосылок развития необходимы также были и внешние – условия свободы (институционализация социологии, освобождение её из-под идеологического гнёта – свобода от и свобода для…)

РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ В 80-90-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА

.1. Кризис в социологическом сознании

2. Теория глобализации.

3. Теория постмодернизма в социологии.

4. Теория структурации Энтони Гидденса

5. Теория социального пространства Пьера Бурдье.

6. Теория социальных систем Никласа Лумана.

Кризис в социологической науке.

Кризис в социологии воспринимался главным образом как кризис теоретической социологии, которая не сумела предсказать основные изменения конца ХХ века. Один из выходов понимается как объединение уже сложившихся социологических парадигм. Так появились новые парадигмы: неоструктурализм, неофункционализм, неоэволюцинизм, неомарксизм (уже после Франкфуртской школы). Однако нео не означала коренного изменения самой школы


Другая позиция означала изменения самой позиции «пост» - «постмарксизм», «постструктурализм», «постпозитивизм» и т. т. д. наиболее простой путь.

Третий путь состоит в объединении парадигм и концепций.

Четвёртый путь – создание отдельных теорий, посвящённых новому видению роли социологии, рассматривающих в качестве предмета значительные социальные образования, ниже будут перечислены (теория структурации Э. Гидденса, теория социального пространства П. Бурдье, теория социальных изменений П. Штомпки) все эти идеи испытали на себе влияние модернизма и постмодернизма.